Имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави был последователем шафиитской богословско-правовой школы (мазхаба) Ислама, великим суфием, знатоком хадисов Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и имамом, который удостоился высокого звания Шейхуль-Ислам.
Он родился в месяце Мухаррам 631-го года по хиджре в Сирии, в деревне Нава. Еще с детских лет он отличался от сверстников любовью к знаниям и к религии Аллаха. Его отец рассказывал, что однажды, в 27-ю ночь месяца Рамадан, в середине ночи сын разбудил его и сказал: «Отец, что это за свет наполнил наш дом?» Вся семья проснулась , но никто этого света не увидел. И тогда отец понял, что это ночь Ляйлятуль-Кадр – ночь могущества и предопределения, которая лучше, чем тысячи месяцев. Будущему имаму в то время было семь лет. По достижении десятилетнего возраста он начал заучивать Коран наизусть и читать книги по фикху.
Рассказывают, что когда Мухийддину было десять лет, шейх Ясин аль-Мараккиши, под духовное воспитание которого он впоследствии вступил, увидел, как дети принуждали Мухийддина играть с ними в подвижные игры, а он, не желая играть, плача, убегал от них и посвящал всё свое время чтению Благородного Корана. Шейх встретился с учителем Мухийддина и сказал ему, что мальчика ожидает великое будущее, что он будет самым известным учёным и аскетом своего времени и много людей получат от него пользу. Учитель спросил шейха: «Не астролог ли ты?». Тот ответил: «Нет, Всевышний даровал мне эти знания». После того, как учитель рассказал эту историю отцу имама ан-Навави, тот стал придавать большое значение обучению сына.
Маленькое село, в котором вырос имам ан-Навави, не могло удовлетворить его потребности в знаниях, и тогда отец решил продолжить образование сына в Дамаске, который в то время был одним из центров исламской цивилизации. Одних только высших учебных заведений в Дамаске было более трехсот. Люди со всего света стекались в этот город в поисках знаний. В 649-м году, когда имаму Навави исполнилось 19 лет, он переселился в Дамаск, в медресе Равахия, которое находилось рядом с известной Омеядской мечетью.
С самого начала обучения Мухийддин отличался огромным стремлением к знаниям и удивительной способностью к запоминанию. Во время обучения он не тратил впустую практически ни минуты свободного времени и даже в дороге занимался изучением того или иного предмета. Имам говорил, что первые два года обучения он ни разу не ложился в постель — до такой степени был увлечён изучением наук. Если его одолевал сон, он засыпал ненадолго прямо за книгами, когда просыпался, продолжал учебу дальше. Обладая феноменальной памятью, каждый день он брал по двенадцать уроков, запоминая целые книги. В первый же год обучения в Дамаске за четыре с половиной месяца он выучил наизусть книгу «Танбих» и в том же году – первый том книги «Мухаззаб». Благодаря настойчивости, усердию и любви к знаниям он обрёл благосклонность и любовь своих учителей, которые в скором времени начали поручать ему разъяснять уроки сверстникам.
В 651-м году имам Навави со своим отцом совершил хадж. По дороге он сильно заболел и выздоровел только по возвращении из паломничества.
Отучившись в Дамаске шесть лет, в 655-м году он начал преподавать в медресе Ашрафия и писать книги. За свою короткую жизнь он написал более шестидесяти произведений, посвященных различным областям исламских наук. Вряд ли найдётся человек, обучающийся исламским наукам, который не читал бы книги, принадлежащие перу этого известного ученого.
Среди его сочинений отметим следующие:
1. «Аль-Арба’ун» («Сорок хадисов»). Эта книга получила очень широкое распространение среди мусульман и стала их настольной книгой. Хотя имеется множество книг, где собрано по сорок хадисов, ни одна из них не пользуется таким авторитетом и известностью как «Сорок хадисов» ан-Навави.
2. «Риязу ссалихин» («Сады праведных»). Этот сборник хадисов также можно встретить во многих домах мусульман.
3. «Аль-Азкар». Эта книга получила широкую популярность. В ней собраны различные поминания Всевышнего и славословия, взятые из хадисов Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.
4. «Минхадж». Книга посвящена описанию основ мусульманской юриспруденции согласно шафиитскому мазхабу. Хотя сама книга небольшая, она получила широкое применение среди обучающихся исламскому праву и стала основной книгой, откуда они черпают знания. Многие ученые составили многотомные комментарии к ней.
5. «Шарх Сахиху Муслим» – комментарий к одному из самых авторитетных в мусульманском мире сборников достоверных хадисов, составленному имамом Муслимом.
6. «Бустануль-‘арифин» — отдельная книга о пути познания Всевышнего Аллаха – суфизме.
7. «Аль-Макасид» — краткий, но очень ценный труд по основам Ислама.
В «Аль-Макасид» Имам Навави пишет, что основой суфизма являются:
1. Боязнь перед Аллахом в тайном и явном.
2. Следование Сунне Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, в словах и деяниях.
3. Отсутствие внимания к народу (то есть надежда только на Аллаха ).
4. Довольство Аллахом в малом и большом.
5. Обращение к Аллаху в радости и в горе.
Кроме вышеназванных работ, перу Имама Навави принадлежит ещё множество прекрасных книг. Перечисленных произведений достаточно, чтобы осмыслить глубину познаний корифея исламских наук. По мнению ученых, такое распространение и известность книг имама Навави среди мусульман свидетельствует об искренности его намерений.
Имам Мухийддин ан-Навави известен не только своими глубокими познаниями, но и своей отрешенностью от мирского, набожностью, богобоязненностью и усердием в поклонении. Он был учёным, чьи знания не расходятся с деяниями, и, не зная страха, делал наставления правителям. В его жизни можно найти очень много ярких свидетельств этому. Вот некоторые из них:
Несмотря на то, что он достиг великих высот в науках и за короткое время стал общепризнанным ученым, что открывало перед ним большие возможности для обретения мирских благ, он не придавал никакого значения мирским усладам и даже отказался от женитьбы.
Всё время проживания и работы в Дамаске он жил в комнате при медресе Ашрафия, в которой поселился, когда переехал в Дамаск. В то время Дамаск являлся одним из центров исламской культуры, и работа преподавателя была одной из самых престижных и высокооплачиваемых, но тем не менее имам Навави не использовал эти деньги для своих нужд, а тратил их на пути Аллаха. Он оставлял свою заработную плату у смотрителя медресе и по истечении года на накопленную сумму покупал для медресе имущество и книги, ни от кого не принимал подарков, кроме близких ему людей, и то при крайней необходимости. Мать посылала ему одежду, а отец — еду, и он довольствовался этим.
В еде он был крайне сдержан и довольствовался самой простой пищей, ел всего один раз в сутки после ночного намаза и один раз пил воду перед утренним намазом. Все дни, кроме тех, когда запрещено поститься, имам Навави проводил в постах и даже отказывался отведать фрукты, которыми славился Дамаск. Он говорил, что фрукты вызывают тягу ко сну и леность.
Шейх Ибн Фарх говорил о нем так: «Шейх Мухийддин обладал тремя степенями: знаниями, отрешенностью от мирского и призывом совершать благое и отказаться от порицаемого. Будь хоть одна из этих степеней у кого-либо другого, люди стали бы стекаться к нему из различных уголков земли». Когда он видел, что кто-либо совершает запретное деяние, ничто не могло помешать ему выразить недовольство и воспрепятствовать.
Однажды, когда Захир Бейбарс, правитель Египта и Сирии, разбивший войска непобедимых доселе татаро-монголов, посетил Дамаск, казначей убедил его, что большинство садов Дамаска принадлежат государству, и султан Бейбарс издал указ, который требовал от каждого, кто пользовался этими угодьями, предоставить доказательства на право владения ими. Люди обратились к имаму с просьбой о помощи. Имам Навави написал письмо к правителю, в котором высказал своё несогласие с решением султана и указал, что его действия противоречат Шариату. Прочитав это письмо, султан разгневался и приказал лишить имама платы и должностей, но ему ответили, что имам не обладает должностями и не берёт плату. Когда имам убедился в том, что его письмо не возымело должного действия, он решил посетить султана, выказать ему своё недовольство и указать на запретность его действий по Шариату. Услышав его речь, султан пришёл в ярость и хотел наказать имама, но Всевышний охладил его пыл и оградил великого имама от его гнева. Султан отменил свой приказ, и люди избавились от гнёта.
Непобедимый воин и герой многих сражений, султан Бейбарс говорил про него: «Этот человек наводит на меня страх». Неверующему может быть непонятно, как бесстрашный воин, обладающий огромной властью, может бояться простого учёного, но для мусульманина в этом нет ничего удивительного, ибо Аллах вселяет в сердца людей страх перед тем, кто боится Его
Шейха Мухаммада б. Салиха аль-‘Усеймина, – да помилует его Аллах! – спросили: “Касательно ученых, которые допускали некоторые ошибки в таких положениях ‘акыды как имена, атрибуты Аллаха, да и в других вопросах… Мы сталкиваемся с их именами во время занятий в университете. Следует ли нам просить Аллаха о милости к ним, после упоминания их имён?”.
— Кто, например? — уточнил шейх.
— Например, аз-Замахшари, аз-Заркаши и другие.
— Аз-Заркаши в чем?
— В вопросах имен и атрибутов Аллаха…
Тогда шейх ответил:
“Во всяком случае, есть люди, которые принадлежат к определённым группировкам, внешние обряды которых являются нововведением, как например, му’тазилитская группировка, к которой относится и аз-Замахшари.
Тех, кто подтверждает атрибуты Аллаха, он называет хашавитами и муджассимитами и считает их заблудшими… Он му’тазилит. Поэтому каждый, кто станет читать его книгу толкований Корана «аль-Кашшаф», должен остерегаться его слов в отношении атрибутов Аллаха. Вместе с тем, в плане риторики и риторических фигур, это отличная книга. Из неё можно извлечь много пользы. Она представляет опасность только для человека, который не разбирается в именах и атрибутах Аллаха. Но есть ученые, которые в хорошей форме отзывались о нём и не причисляли его к какой-то определённой группировке, практикующей религиозные нововведения. Просто в его высказываниях встречается кое-что из утверждений приверженцев нововведений.
Взять к примеру Ибн Хаджара аль-‘Аскалани и ан-Навави, да помилует их обоих Аллах! Некоторые неразумные люди опорочили их со всех сторон. Мне даже как-то сказали, что некоторые говорят, что необходимо сжигать книгу «Фатх уль-Бари», так как её автор Ибн Хаджар аль-‘Аскалани является аш’аритом. Это не правильно! Я не знаю сегодня такого человека, который сделал бы для Ислама в науке хадисов Посланника нечто подобное тому, что сделали эти два человека. Для тебя указанием на то, что Аллах, – пречист Он! – Своим Могуществом и Своей Силой, – и я не говорю за Аллаха, – принял этот вклад, является то признание, которое получили их книги в обществе, среди приобретающих знания, да и среди всего народа в целом.
Сейчас книгу имама ан-Навави «Сады праведных» читают на всех собраниях и в каждой мечети. Люди извлекают из неё огромную пользу. Я мечтаю, чтобы Аллах сделал и для меня такую книгу, из которой бы все извлекали пользу в своих домах и мечетях.
Как же можно говорить об этих двух людях, что они заблудшие приверженцы нововведений, что не разрешается призывать на них Милость Аллаха, что нельзя читать их книги, что необходимо сжигать «Фатх уль-Бари» и «Шарх сахих Муслим»? Субхана Ллах! Таким людям я посредством своего состояния и своих слов говорю: «Прекратите оскорблять их, – нет отца у ваших отцов! – либо же займите то место, которое они заняли!».
Кто еще мог сделать для Ислама и мусульман столько же, сколько сделали эти два человека, кроме как по воле Аллаха. Да простит Аллах ан-Навави, Ибн Хаджара и подобных им, в которых Аллах заложил пользу для Ислама и мусульман…“
«Лика’ату-ль-баби-ль-мафтух», 43 / вопрос № 9.
Совершенно справедливо самый большой ученый всех «салафитов» нашего времени засвидетельствовал о великом месте наших ученых ашаритов имама Ан Навави и Ибн Хаджара Аль Аскаляни в Шариате. Надо бы «салафитам» прислушаться к словам своего шейха и перестать порочить величайших ученых мусульман. Пусть Аллах помилует его!
Взять хотя бы эти слова:» Я не знаю сегодня такого человека, который сделал бы для Ислама в науке хадисов Посланника нечто подобное тому, что сделали эти два человека.» и действительно так и есть. И после этого некоторые умудряются называть ашаритов отрицающими Сунну, в то время как именно ашариты как АнНавави Аскаляни и другие ученые ашариты внесли самый большой вклад в сохранение и разъяснение этой Сунны! Кто имеет разум задумается над этим.
» Я мечтаю, чтобы Аллах сделал и для меня такую книгу, из которой бы все извлекали пользу в своих домах и мечетях.»….действительно, этот факт распространения их книг говорит о многом. Но конечно тем кто берет информацию не с книг а со своих сайтов и не разу не посещал настоящую исламскую библиотеку не понять какой вклад кнесли ашариты и матрудиты в защиту и разъяснение Шариата.
Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Вы когда нибудь слышали или читали нечто подобное? Нет? А я да. Каждый по разному об этом говорит «не был ашаритом», «был частично ашаритом», «ашарит не в полном смысле», «он лишь в некоторых вопросах согласился с ашаритами», но в итоге все это сводится к одному — о непричастности имама Ан-Навави к аш’аира.
Другие заходят еще дальше и говорят «до него не дошел довод» :D
Предоставим слово самому имаму Ан-Навав Аш-Шафии и великим ученым шафиитам:
ومن المشهورين بكثرة التصنيف إمامنا الإمام أبو عبد الله محمد بن إدريس الشافعي، والإمام أبو الحسن الأشعري رضي الله تعالى عنهما
«Я говорю: из числа людей, которые прославились большим количеством написанных книг, это двое наших имамов, имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии и имам Абуль-Хасан аль-Аш`ари, да будет Аллах доволен ими обоими».
Имам Ан-Навави «Бустан аль-арифин» (стр. 79)
Имам Аз-Захаби в «Тариху-ль-Ислам» (том 15, стр. 332) :
وكان مذهبه في الصفات السمعية السكوت و إمرارها كما جاءت وربما تأول قليلا، و النووي رجل أشعري العقيدة معروف بذلك يبدّع من خالفه ويبالغ في التغليظ عليه
«Его мазхабом относительно сифатов «сам`ият» молчание и оставлять так, как было передано, и иногда делать немного таъвиля. Навави ашарит в акиде, он известен этим. Он считает мубтадиами (вводящими нововведение) тех, кто противоречит им (ашаритам), и чрезмерно груб по отношению к ним».
Имам Таджуддин Абдуль-Ваххаб ас-Субки (717-771 г.х.) в своем «Табакате» (2/19):
وقد وصل حال بعض المجسمة فى زماننا إلى أن كتب شرح صحيح مسلم للشيخ محيى الدين النووى وحذف من كلام النووى ما تكلم به على أحاديث الصفات فإن النووى أشعرى العقيدة فلم تحمل قوى هذا الكاتب أن يكتب الكتاب على الوضع الذى صنفه مصنفه. وهذا عندى من كبائر الذنوب فإنه تحريف للشريعة وفتح باب لا يؤمن معه بكتب الناس وما فى أيديهم من المصنفات فقبح الله فاعله وأخزاه
«Некоторые антропоморфисты (муджасима) в наше время (8 век по хиджре) зашли так далеко, что написали копию «Шарха» ан-Навави на «Сахих» Муслима, убрав оттуда все части, где ан-Навави говорит о хадисах, указывающих на атрибуты (сифаты). Поскольку нет сомнений в том, что имам ан-Навави был ашаритом в акыде, этот писарь не нашел в себе силы оставить книгу в том виде, как она была написана. Он совершил невероятный грех, так как это извращение религии, он подрывает доверие людей к тому, что пишут ученые, и тому, что люди получают из книг. Так пусть Аллах унизит того, кто делает подобное и сделает его уродливым».
Имам Ан-Навави о великих имамах мутакаллимах 2-го поколения ашаритов в разделе биографии устаза Абу Исхака аль-Исфарайини (ум. 418 х/1027 м) :
وكان الأستاذ أحد الثلاثة الذين اجتمعوا في عصر واحد على نصر مذهب الحديث والسنة في المسائل الكلامية , القائمين بنصر مذهب الشيخ أبي الحسن الأشعري , وهم الأستاذ أبو إسحاق الإسفراييني والقاضي أبو بكر الباقلاني والإمام أبو بكر بن فورك
«Устаз был одним из трех, которые объединились в одном веке на помощь пути хадиса и сунны в вопросах вероубеждения, и которые помогали мазхабу шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари. И они — устаз Абу Исхак аль-Исфарайини (Аль-Аш’ари) (ум. 418 х/1027 м), кади Абу Бакр аль-Бакъиляни (Аль-Аш’ари) (328-402 х/950-1013 м), и имам Абу Бакр ибн Фурак (Аль-Аш’ари) (ум. 406 х/1015 м)»
[Ан-Навави, «Тахзиб аль-Асмау вал-Люгъат»]
Сказал хафиз Шамсуддин ас-Сахави (831-902 х/1427-1497 м) в своей книге посвященной жизни имама ан-Навави:
وصرح اليافعي والتاج السُّبكي رحمهما الله أنه أشعري
Аль-Яфии и Таджуддин ас-Субки ясно сказали, что он [ан-Навави] был ашаритом
[«аль-Манхалу азбу ррави фи таржамати кутбул авлия ан-Навави», стр. 49]
Вся Хвала принадлежит Аллаху
Имам Навави — Ашарит!
Нет на свете мусульманина, который бы не слышал о такой прекрасном ученом, как имаму ан-Навави. Его книги распространены по всему миру и, наверное, нет мечети, в которой бы не имелась его книга «Сады Праведных». Сегодня многие сектанты возводят бухтан на имамов ахлю Сунна, записывая их в свои секты, в том числе и на имама ан-Навави. Но кем же был на самом деле имам ан-Навави?
Вероубеждение (акыда) имама ан-Навави
Имам ан-Навави как и все великие имамы был на вероубеждении Ахлю Сунна валь-Джамаа, т.е. был ашаритом. Он считал имама Абуль-Хасана аль-Ашари своим имамом в акыде. Так, в частности, в своей книге «Бустан аль-арифин» имам сказал: «Я говорю: из числа людей, которые прославились большим количеством написанных книг, это двое наших имамов, имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии и имам Абуль-Хасан аль-Аш`ари, да будет Аллах доволен ими обоими»[1].
Хафиз аз-Захаби охарактеризовал его следующим образом: «Его (ан-Навави) мазхабом относительно сифатов «сам`ият» было молчание и оставлять так, как было передано, и иногда делать немного таъвиль. Ан-Навави ашарит в акыде, он известен этим. Он считает нововведенцами тех, кто противоречит им (ашаритам)»[2].
Имам Таджуддин ас-Субки сказал: «Некоторые антропоморфисты[3] в наше время (8 век по хиджре) зашли так далеко, что написали копию комментария ан-Навави на «Сахих» Муслима, убрав оттуда все части, где ан-Навави говорит о хадисах, указывающих на атрибуты (сифаты). Поскольку нет сомнений в том, что имам ан-Навави был ашаритом в акыде, этот писарь не нашел в себе силы оставить книгу в том виде, как она была написана. Он совершил невероятный грех, так как это извращение религии, он подрывает доверие людей к тому, что пишут ученые, и тому, что люди получают из книг. Так пусть Аллах унизит того, кто делает подобное и сделает его уродливым»[4].
________________________
[1] «Бустан аль-Арифин», стр. 79.
[2] «Тарихуль-Ислам», 15/332.
[3] Антропоморфисты (муджассима) — секта, которая описывала Всевышнего Аллаха качествами творений, например, изменением, перемещением в пространстве, нахождение в каком-либо месте, обладание органами, частями тела и т.д.
[4] «Табакат Шафиийя аль-Кубра», 2/19.
Однажды, ты меня спросишь, что мне дороже — аш’ариты или саляфия.
Я скажу, что аш’ария, и ты уйдёшь…так и не узнав, что они на пути саляфов….((