Имя и рождение
Полное имя имама Муслима (р.а.) — Абуль-Хуссайн Муслим-бин-Хабадж ан-Нишапури. Он родился в прославленной арабской мусульманской семье в известном хорасанском городе Нишапуре (в настоящее время территория Ирана). Имам Муслим (р.а.) родился в 817 году н.э., т.е. в 204 году по мусульманскому календарю. Его предки занимали высокие посты во времена правления четырех праведных халифов. Он много путешествовал с целью изучения хадисов, и после завершения своей учебы в различных образовательных центрах, он остановился в Нишапуре. Всю оставшуюся жизнь он провел, обучая людей хадисам.
Образование
Имам Муслим (р.а.) начал свое обучение уже с 14-летнего возраста. На тот момент в его родном Нишапуре большое внимание уделялось религии и знаниям. В то время в Нишапуре проживало много известных личностей — таких, как имам Рахиви и имам Зохри. Как мы уже говорили, после долгих странствий в поисках хадисов, он остановился в Нишапуре. Имам Муслим был весьма впечатлен обширными познаниями и глубокой проницательностью имама Бухари (р.а.) в области хадисов. Поэтому до конца своей жизни он был последователем имама Бухари (р.а.). Имам Муслим (р.а.) также любил еще одного великого учителя хадисов – Мухаммеда бин Яхьи аз-Зули. Он регулярно посещал его лекции. Несколько раз он путешествовал в Багдад и имел возможность проводить там свои занятия. Свой последний визит в Багдад имам Муслим (р.а.) совершил за два года до своей смерти.
Учителя имама Муслима (р.а.)
Помимо регулярного посещения занятий имама Бухари (р.а.), имам Муслим (р.а.) также бывал на лекциях имама Ахмада бин Ханбаля, Абдуллы аль-Карри, Кутайбы бин Саида, Абдуллы бин Масламы и других великих мухаддисов.
Ученики имама Муслима (р.а.)
Наиболее известными учениками имама Муслима (р.а.) были Хатим Рази, Ахмад бин Салма, Абу Иса Тирмизи, Абу Бакр бин Хузайма и другие великие ученые.
Характер и знания
Имам Муслим (р.а.) строго придерживался пути праведности. В действительности, он был великим святым высочайшего ранга. О его исключительном характере можно судить хотя бы по тому факту, что он никогда не занимался злословием (гыйбатом), хотя этот недостаток встречается довольно часто среди людей. Он обладал потрясающей памятью. Исхак бин Рахви так говорил об имаме Муслиме (р.а.): «Интересно, кем же станет этот человек». Эти слова были произнесены еще в юности имама Муслима (р.а.). Исхак Каусар однажды обратился к имаму Муслиму (р.а.) со следующими словами: «Твое присутствие в мусульманской умме всегда будет поддерживать ее в хорошем состоянии». Абу Саима, коллега имама Муслима (р.а.), был настолько привязан к нему, что оставался рядом с ним в течение 15-ти лет, в то время как Имам сахиб был занят составлением сборника «Сахих Муслим». Имам Муслим (р.а.) никогда не лгал и не использовал грубых слов.
Мазхаб
Шейх Абдул-Латиф сообщал, что имам Тирмизи и имам Муслим были последователями шафиитского мазхаба несмотря на то, что они оба были муджтахидами. Маулана Абдур-Рашид говорил, что имам Муслим (р.а.) был маликитом. По словам шейха Тахира Джазари, имам Муслим (р.а.) не был ни маликитом, ни ханафитом, ни шафиитом, но его сборник «Сахих Муслим» свидетельствует о том, что он больше склонялся к шафиитскому мазхабу.
«Сахих Муслим»
Аллама Набави (р.а.) передает, что умма приняла сборники «Сахих-уль-Бухари» и «Сахих Муслим» как книги, следующие положениям Корана. Хотя в плане достоверности хадисов сборник имама Бухари (р.а.) по определенным причинам занимает более высокое положение, чем «Сахих Муслим», однако последовательность, применяемая в «Сахих Муслим», намного лучше, чем в «Сахих-уль-Бухари». Книга имама Муслима (р.а.) известна как «Аль-Джама ас-Сахих», поскольку содержит восемь различных тем хадисов.
«Аль-Джама ас-Сахих Муслим»
Имам Бухари (р.а.) сосредоточил свои усилия на сборе достоверных хадисов, а также выведении правовых заключений из хадисов. Это наиболее трудная для понимания часть в «Сахих-уль-Бухари». Имам Муслим (р.а.) же сосредоточил свои усилия только на сборе достоверных хадисов.
Central-Mosque.com (статья заимствована у Дар уль-Улюм Бёри)
Перевод: Аскимам.ру