Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, да будет милость Аллаха над Его рабом и посланником нашим пророком Мухаммадом, над его семейством и сподвижниками.
Шейх Абд аль-Фаттах Абу Гудда был одним из величайших ученых этой эры. Его известность распространилось по всему миру от Брунея до Северной Америки и все это потому, что он звал людей к Аллаху. Всем известны его работы в хадисе, фикхе и других исламских науках.
Шейх Абд аль-Фаттах ибн Мухаммад ибн Башир ибн Хассан Абу Гудда, да смилуется над ним Аллах, родился на севере Сирии в городе Алеппо в 17 Раджаба 1336/1917г. году после хиджры в семье, которая видет свое происхождение от сподвижника Посланника Аллаха (мир и милость ему и его семейству) Халида ибн аль-Валида (да будет доволен им Аллах). Ответвление рода Абу Гудды относительно молодое, другие ветви его рода известны под именами Саббах и Максуд. Как и многие семьи в Алеппо, семья шейха на протяжении поколений занималась изготовкой и продажей текстиля. Отец шейха, Мухаммад был известен своей богобоязненностью и строгим следованием предписаниям Ислама. Башир, его дедушка, был известен как один из самых больших торговцев текстилем в Алеппо.
Его путь поиска знаний
Дедушка шейха увидел в нем большой ум и позаботился, о его образовании, записал его в студенты Исламского Арабского Института в Алеппо, шейх проучился там 4 года. После того, как шейх в течении нескольких лет
проработал в семейном бизнесе он в 1356/1956г. в возрасте 19 лет поступил в Медресе Хесревия (теперь известное как Шариатская Средняя Школа). Он закончил ее в 1362/1942г. и в 1364/1944 отправился в Египет для того, чтобы продолжить свое обучение уже в аль-Азхаре. Он получил диплом бакалавра по Шариату в 1368/1948г. а в 1370/1950г. закончил аль-Азхар по специальности «психология и методы обучения».
Учителя шейха
В Сирии самыми известными его шейхами были:
1. Шейх Мухаммад Рагыб аль-Таббах (1293-1370/1877-1951г.). Он был ученым в области хадиса и истории. Написал большое количество книг, самая главная его работа это «И`лам аль-Нубала би Тарих Халаб аль-Шахба» ( К сведению благородных история белого Алеппо) – труд по истории Алеппо в семи томах.
2. Шейх Ахмад ибн Мухаммад аль-Зарка (1285-1357/1869-1937г.). Ученый фикха и основ фикха, также известный ханафитский ученый.
3. Шейх Иса аль-Баянуни (1290-1362/1847-1942г.). Ученый в вопросах шафиитского фикха и этики (адаб). Его мечеть была в нескольких минутах ходьбы от дома шейха, Он был одним с первых учителей шейха. Его богобоязненность и близость к Аллаху, Свят Он и Велик, оставила глубокий след в сердце шейха. Сын шейха Исы аль-Баянуни — шейх Ахмад(/-1974г.) — был самым близким другом шейха Абу Гуды, а внуки шейха Ахмада были учениками шейха Абд аль-Фаттаха.
4. Шейх Мухаммад аль-Хаким (1323-1400/1904-1980г.). Ученый ханафитского фикха и муфтий ханафитов в Алеппо.
5. Шейх Асад Ибаджи (1305-1392/1895-1972г.). Ученый шафиитского фикха и муфтий шафииитов в Алеппо.
6. Шейх Ахмад ибн Мухаммад аль-Курди (1299-1377/1885-1957г.). Известный муфтий и ученый ханафитского фикха.
7. Шейх Мухаммад Наджиб Сирадж ад-Дин (1292-1373/1876-1957г.). Ученый тафсира и фикха, а также известный оратор. Он отец известного в Алеппо шейха Абдуллы Сирадж ад-Дина, друга шейха Абд аль-Фаттаха Абу Гудды.
8. Шейх Мустафа аль-Зарка (1321-1420/1901-1999г.). Сын шейха Ахмада аль-Зарка. Был большим ученым в области фикха. Большое внимание уделял таким темам, как фикх в вопросах торговли и сравнительный фикх. Был известен как ученый в области арабского языка и литературы.
В Египте, самыми известными его шейхами были:
1. Шейх Мухаммад аль-Хидр аль-Хуссейн (1292-1377/1876-1958г.). Ученый тафсира, маликитского и сравнительного фикха. Был также Великим Шейхом Аль-Азхара и большим ученым в области арабского языка.
2. Шейх Абд аль-Маджид Дираз. Ученый в области фикха.
3. Шейх Шейх Абд аль-Халим Махмуд (1328-1398/1907-1978г.). Ученый в области тафсира, основ фикха, этики (адаб) и арабской литературы. Занимал пост Великого Шейха аль-Азхара.
5. Шейх Махмуд ибн Мухаммад Шалтут (1310-1383/1893-1963г.). Большой ученый тафсира и фикха. Занимал пост Великого Шейха аль-Азхара.
7. Шейх Мустафа Сабри (1286-1373/1869-1959г.). Являлся последним Шейх аль-Исламом Османской Имерии. После революции кемалистов выехал в Египет. Был ученым в области хадиса, основ фикха, ханафитского и сравнительного фикха, философии и политике.
8. Шейх Мухаммад Захид аль-Кавсари (1296-1371/1879-1952г.). Был османским ученым, являлся секретарем Шейх аль-Ислама Турции. После революции кемалистов выехал в Египет. Был ученым в области хадиса, основ фикха, ханафитского и сравнительного фикха.
9. Имам Хассан ибн Ахмад ибн Абд аль-Рахман аль-Банна.
(1324-1368/1906-1949г.). Основатель движения Братья-Мусульмане. Обновитель призыва к Аллаху, он также один из тех кто вернул Умме понимание Ислама, как полного и совершенного образа жизни.
10. Шейх Ахмад ибн Абд аль-Рахман аль-Банна (1301-1378/1885-1958г.). Отец основателя движения Братья-Мусульмане. Ученый в области хадиса и ханафитского фикха.
11. Шейх Абд аль-Вахаб Халлаф (1305-1375/1888-1956г.). Ученый в области хадиса, основ фикха, сравнительного фикха, а также большой специалист в вопросах наследования имущества. Написал большое количество книг.
12. Шейх Мухаммад Абу Захра (1316-1395/1898-1975г.). Большой ученый вопросах основ фикха, сравнительного фикха и истории. Написал большое количество книг. Он также писал письма Шейху Абу Гудде, хваля его и его работы.
Его соратники:
Следующие шейхи учились вместе с шейхом Абу Гуддой в Египте:
1. Шейх Мухаммад аль-Хамид
2. Шейх Мухаммад Али аль-Мурад
3. Шейх Мухаммад Али Миш`аль
4. Шейх Махмуд Сабхи Абд аль-Салям
5. Шейх Мухаммад Джамиль Аккад
6. Доктор Махмуд Фавзи Фаиз Аллах
У шейха было много друзей, мы перечислим лишь некоторых:
1. Шейх Абд аль-Азиз Иун аль-Суд
2. Шейх Абд аль-Ганий Абд аль-Халик
3. Шейх Абд аль-Рахман аль-Банна, они вместе шейхом Абу Гуддой составляли учебные планы для Исламских учебных заведений в Сирии.
4. Шейх Абу Абд аль-Рахман ибн Акил аль-Захири
5. Шейх Аднан Сармини
6. Шейх Ахмад Хаири
7. Шейх Ахмад Шахнун
8. Шейх Аляви аль-Малики
9. Шейх Али аль-Тантави
10. Шейх Амджад аль-Захави
11. Шейх Хассан Халид
12. Шейх Хассан Машат
13. Шейх Исхак Аззуз
14. Шейх Манна` аль-Каттан
15. Шейх Мухаммад Абу Юср Абидин
16. Шейх Мухаммад Амин Кутби
17. Шейх Мухаммад аль-Хабиб ибн аль-Ходжа
18. Шейх Мухаммад аль-Тахир ибн Ашур
19. Шейх Мухаммад Махмуд аль-Саваф
20. Шейх Мухаммад Нур Сайф
21. Шейх Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути
22. Шейх Мулла Рамадан аль-Бути
23. Шейх Мустафа аль-Сибаи
24. Шейх Вахби Сулайман аль-Гавджи
25. Шейх Юсуф аль-Карадави
Научная работа шейха в Сирии:
В 1951 году шейх Абу Гудда вернулся в Алеппо и был избран главой Исламской образовательной программы. На протяжении 11 лет он преподавал в различных исламских образовательных учреждениях Алеппо, составлял для них учебники и учебные планы. Затем он отправился преподавать в Шариатский колледж при Университете Дамаска. Там он на протяжении 3 лет преподавал основы фикха, ханафитский фикх, а также сравнительный фикх. В течении двух лет возглавлял работу над энциклопедией исламского фикха и завершил работу над словарем по фикху к книге ибн аль-Хазма «аль-Мухалла», начатую другими учеными,.
Политическая деятельность шейха и его призыв к Аллаху
В 1940 году шейх встретился с Хассаном аль-Банной в Египте и вступил в движение Братья-Мусульмане. Когда вернулся в Сирию, он очень активно занимался делами мусульман за что завоевал доверие, любовь и уважение среди всех слоев мусульман. Вскоре сирийские братья избрали его своим лидером. Шейх ни на минуту не прекращал обучать людей, кроме еженедельных проповедей которые притягивали тысячи, шейх проводил трижды в неделю собрания по вопросам фикха и хадисов. Многие люди в то время получили большую пользу от его знаний.
Шейха всегда волновала борьба палестинского народа, шейх участвовал во многих конференциях в поддержку борьбы палестинского народа. Шейх Мухаммад Амин аль-Хуссейни постоянно навещал Шейха в Рияде.
В 1962 году шейх стал членом Парламента от Алеппо. Несмотря на яростную оппозицию, шейх очень многое сделал в интересах Ислама и Мусульман Сирии. В 1966 году военный режим посадил его и других ученых и политических деятелей на 11 месяцев в военную тюрьму Палмийра. Они были осовбождены во время войны 1967 года. Шейх остался верен Исламскому движению до конца своих дней.
В 1978 году Исполнительный Совет Рабитат аль-Алям аль-Ислями (Мусульманская международная лига) выбрал шейха, как представителя от Сирии, после того, как умер шейх Хассан аль-Хабанака, который представлял Сирию в лиге.
Научная работа шейха в Саудовской Аравии
Шейх со временем перебрался в Рияд, где он на протяжении больше чем 25 лет преподавал в Высшем Институте для Судей, в Университете Имама Мухаммада ибн Сауда и Университете Короля Сауда. Он также принимал участие в разработке курсов и программ в этих заведениях. Он был дружен со многими саудовскими учеными и официальными лицами, среди тех, с кем дружил шейх, можно найти таких ученых, как шейх Мухаммад ибн Ибрахим Аль аль-Шейх являлся Муфтием Саудовской Аравии, шейх Абд аль-Азиз ибн Мухаммад Аль аш-Шейх являлся ректором Исламских Колледжей в Саудовской Аравии, Хассан ибн Абдуллах Аль аш-Шейх являлся министром образования Саудовской Аравии, Доктор Абдуллах Абд аль-Мухсин аль-Турки ректор Университета Имама Мухаммада ибн Сауда, шейх Исмаил аль-Ансари большой ученый в области хадиса.
В Рамадан 1383/1963 года Шейх Абу Гудда был приглашен прочитать лекцию в собрании, на котором присутствовал король Марокко. Лекция была показана по телевидению, темой лекции были хадисы Посланника (Мир ему и милость ему и его семейству) и комментарий к ним. Лекция очень сильно понравилась королю и ученым в Марокко. Один из больших ученых в области хадиса в Марокко, шейх Абд аль-Хафиз аль-Фаси, которому на тот момент было 87 лет, когда услышал лекции шейха Абу Гудды, дал ему иджаза (разрешение на передачу знаний от шейха в той или иной науке) в хадисе. Король Хассан приглашал Шейха Абу Гудду приезжать в месяц Рамадан в будущем. Позднее король даровал Шейху государственную награду.
В 1976 году шейх преподавал в Исламском Университете Ум Дурман в Судане. В 1978 году в Университете города Сан`а в Иемене. Шейх читал лекции во многих исламских учебных заведениях Индии, Пакистана, Марокко, Катара, Алжира, Иордании, Ирака и Турции. Он написал, отредактировал и опубликовал более 65 книг и оставил после себя 40 недописанных книг.
В признание научных достижений Шейха, ученые номинировали Шейха на награду Султана Брунея за достижения в исламских науках. Оксфордский Центр по изучению Ислама вручил шейху награду на церемонии в Лондоне, на которой присутствовали ученые, которые номинировали шейха на награду и Султан Брунея лично.
Путешествия шейха и его связи в Исламском Мире.
Шейх Абу Гудда побывал в следующих странах: Алжире, Бахрейне, Великобритании, Брунее, Канаде, Египте, Франции, Германии, Голландии, Индии, Индонезии, Иране, Ираке, Италии, Иордании, Кувейте, Ливане, Малайзии, Марокко, Пакистане, Палестине (до 1948г.), Катаре, Сомали, Южной Африке, Судане, Швейцарии, Тунисе, Турции, ОАЭ, США, Узбекистане, Ватикане.
В путешествиях Шейх посещал библиотеки и встречался с учеными, читал лекции. В результате его многочисленных поездок в Индию и Пакистан, он стал соединительным звеном между ханафитами с индийского субконтинента и арабского мира. Из известных ученых, которых он встретил в этих странах, можно назвать следующих:
1. Шейх Хабиб аль-Рахман аль-Азами (1319-1412/1900-1992г.). Большой ученый и авторитет в области хадиса, биографии и истории.
2. Шейх Мухаммад Абд аль-Рашид аль-Нумани (1333/1914г.). Ученый в области хадиса и фикха.
3. Шейх Мухаммад Шафий Усмани (1314-1396/1896-1976г.). Великий ученый в области тафсира, хадиса и фикха. Являлся муфтием Пакистана. Отец двух очень известных ханафитских ученых шейха Мухаммада Такий Усмани и Мухаммада Рафий Усмани.
4. Муфтий Атиик аль-Рахман (умер в 1404/1984г.). Муфтий Дели.
5. Шейх Мухаммад Закария ибн Мухаммад Яхья аль-Кандахляви (1315-1402/1896-1982г.). Большой ученый в области хадиса и ханафитского фикха. Последние годы своей жизни жил в Мадине.
6. Шейх Мухаммад Юсуф ибн Мухаммад Ильяс аль-Кандахляви (1332-1384/1913-1964г.). Основатель движения Таблиги Джамаат. Ученый в области хадиса и фикха.
7. Шейх Мухаммад Юсуф аль-Баннури (1326-1397/1908-1977г.). Большой ученый в области тафсира, хадиса, фикха, и арабского языка. Был также поэтом.
8. Шейх Зафар Ахмад Усмани (1310-1394/1895-1974г.). Великий ученый в области фикха, авторитет в области хадиса. Шейх Абу Гудда опубликовал его книгу Кава`ид фи Улум аль-Хадис (Правила хадисоведения). Книга о хадисах, которые составляют доказательную базу ханафитов.
9. Абу аль-Вафа Махмуд Шах аль-Афгани (1310-1395/1891-1975г.). Один из величайших ученых своего времени. Авторитет во многих Исламских науках. Отредактировал и опубликовал большое количество манускриптов.
10. Шейх Абу аль-Аля аль-Маудуди (1321-1399/1902-1979г.). Основатель движения Джамат аль-Ислам. Видный Исламский деятель, автор множества книг.
11. Шейх Абу аль-Хассан Али Надви (1332-1420/1913-2000г.). Близкий друг шейха Абу Гудды, великий ученый, один из Мусульманских лидеров Индии которому Аллах, Свят Он и Велик, даровал мудрость, знания, любовь и уважение людей. Являлся потомком Посланника Аллаха (мир ему и милость ему и его семейству) от Хассана (да будет доволен им Аллах). Мастерски владел арабским языком.
Нрав шейха Абу Гудды
Шейх был образцом прекрасного нрава, он соединял в себе ученого и муджахида. Он обладал большими знаниями и прекрасным пониманием вещей. Он был ученым в таких науках, как фикх, тафсир, адаб (этика), арабский язык и литература, история, библиография, социология и психология. Шейх проявлял большую любовь и заботу об Умме и о человечестве в целом, и Аллах, Свят Он и Велик, на основе этого даровал шейху верное понимание проблем, которые стоят перед мусульманским обществом, и способов их решений. Он был очень мягок и воспитан в своей речи, а когда он говорил, слезы катились с его глаз с искренностью и смиренностью в сердце, а тот, кто слышал его, отвечал ему любовью и уважением. Его чрезвычайно острый ум и сообразительность признавали все и друзья и враги.
Шейх с особым почтением относился к Имаму Абу Ханифе и был его последователем в мазхабе, но это не мешало ему уважать и любить всех мусульманских ученых. Шейх во всем старался придерживаться золотой середины и сторонился экстремизма. Его нельзя было легко вывести из себя и разгневать. Он всегда судил, о вещах на основе Шариата и учил своих учеников тому же. Примером этого может служить его позиция в отношении великого ученого Имама ибн Таймии. Несмотря на то, что его учитель Шейх Мухаммад аль-Захид аль-Кавсари жестко критиковал ибн Таймию и несмотря на то, что шейх Абу Гудда жил Сирии, где отношение к ибн Таймии было негативным, шейх все равно говорил, о ибн Таймии с уважением, был справедлив к нему и указывал людям на хорошее в работах и жизни ибн Таймии.
Его семья
В 1951 году Шейх женился на госпоже Фатиме аль-Хашими, ей на тот момент было 16 лет. Семейная жизнь в семье была построена на основе любви, уважения и полной отдачи себя Аллаху, Свят Он и Велик. Госпожа Фатима прожила с шейхом 46 лет, за эти годы она была ему больше чем жена, она была для шейха советником, помощником, секретарем, читателем и исследователем его трудов. Она заботилась обо всем, лишь бы дать супругу возможность служить Исламу. Во время болезней шейха она всегда была рядом ним и не проявляла даже признаков малейшего недовольства. У них было 11 детей: три мальчика и восемь девочек.
1. Мухаммад аль-Захид, родился в 1372/1952г. закончил Университет в Торонто по специальности «инженер». В данный момент живет в Торонто. Занимается исламской деятельностью. Женат, имеет четверых детей: Абд аль-Фаттах, Ибрахим, Хуссейн и Салим.
2. Маймуна, родилась в 1373/1953г. замужем за Фаруком Абу Туком, инженером родом из города Хама в Сирии, в данный момент проживает Мекке. У них восемь детей.
3. Айша, родилась в 1375/1955г. Замужем за Салахом Мурадом-Ага, инженером из города Хама в Сирии, в данный момент проживает в Ванкувере, Канада. Имеет семь детей.
4. Аямн, родилась в 1376/1956г. Она практикующий кардиолог в Регине, Канада. Замужем, имеет пятерых детей.
5. Фатима, родилась в 1377/1957г. живет в Рияде, Саудовская Аравия. У нее четверо детей от ее мужа Ахмада аль-Амири.
6. Халя, родилась в 1378/1958г. Замужем за Абдуллой Мисри, инженером из Алеппо. В настоящее время они живут в Торонто, Канада. Имеют семерых детей.
7. Хасна, родилась в 1381/1961г. Замужем за доктором Башаром Абу Туком, детским хирургом из города Хама в Сирии. В настоящее время проживают в Рияде. Имеют шестерых детей.
8. Любаба, родилась в 1385/1965г. Замужем за Умаром Ахрасом, инженером из Алеппо. В настоящее время проживают в Торонто. Имеют четырех детей.
9. Умама, родилась в 1391/1971г. Замужем за доктором Абдуллой Абу Туком, стоматологом из города Хама в Сирии. В настоящее время проживают в городе Джидде, Саудовская Аравия.
10. Шейх Салман, родился в 1392/1972г. Получил ученую степень в области хадиса в Университете Имама Мухаммада ибн Сауда. В данный момент работает научным сотрудником при Исламском Совете по Фикху в городе Джидда.
11. Джумама, родилась в 1396/1974г. Замужем за Ясиром Каданом, химиком из города Алеппо. В настоящее время проживают в США. Имеют двух детей.
У шейха было двое братьев и две сестры.
1. Абд аль-Карим (умер в 1404/1984г.). Он работал ночным сторожем на нефтеперабатывающем заводе. У него было десять детей, один из них — доктор Абд аль-Саттар — получил степень доктора наук в области фикха в Университете аль-Азхар. В данный момент является советником по вопросам фикха в финансовой группе «Далла аль-Барака».
2. Абд аль-Ганий (умер в 1393/1973г.). Несмотря на то, что он был торговцем текстиля, был очень образованным и богобоязненным человек. Он оставил после себя девять детей, среди них доктор Хассан. Он является доктором наук в области фикха, преподает в Университете Короля Сауда, Рияд.
3. Шарифа, вдова Мухаммада Салима Биракдака. Имеет 9 детей среди них Абд аль-Мути является бизнесменом в Алеппо.
4. Наима, замужем за Али Хаятом. У них 5 детей, среди них Махмуд, является промышленником в Алеппо.
У шейха было два деверя.
1. Доктор Али аль-Хашими, доктор наук по арабской литературе, защитил докторскую в Каирском Университете. Написал множество книг по арабской литературе и на Исламские темы. Проживает в Рияде. Имеет 8 детей.
2. Доктор Адиль аль-Хашими, доктор наук по арабской литературе защитил докторскую в Мосульском Университете. Написал множество книг по арабской литературе и на Исламские темы. Проживает в ОАЭ, имеет 5 детей.
Возвращение шейха в Сирию
В 1995 году президент Асад пригласил шейха вернуться в Сирию и встретиться с ним. Шейх вернулся в Сирию в декабре 1995 года, люди встретили его с большой радостью и почтением. Встреча с президентом Асадом не состоялась, но шейхом встретились другие люди из высшего руководства страны и оказали ему почет и уважение.
Его болезнь и смерть
В 1973 году, шейх был госпитализирован на несколько недель в связи с перенесенным сердечным приступом, несмотря на тяготы, которые пережил шейх, сердце его больше не беспокоило. В 1989 году Шейх стал жаловаться на ухудшение зрения. Врачи в офтальмологическом Центре имени Короля Халида после проведения диагностики поставили шейху диагноз: «дегенерация макулы» и посоветовали провести лечение сетчатки лазером. Лечение не дало желанного результата, но остановило болезнь от развития. В конце Шаабана 1417/1996г. зрение шейха снова начало ухудшаться, и шейх решил отправиться в Рияд для повторного лечения в Центре Короля Халида. После повторного лечения сетчатки состояние шейха ухудшилось, он стал испытывать сильную боль в голове и глазах. В Рамадан шейх был госпитализирован в Больницу Короля Файсала с болями в абдоминальной области и внутренним кровоизлиянием. Шейх умер в Рияде, в воскресение 9 Шавваля 1427/16 февраля 1997г. Шейха похоронили на кладбище аль-Бакий в Лучезарной Медине, после ночной молитвы 10 Шавваля 1417г. Мусульмане со всего мира скорбели по нему в Мекке, Медине, Алеппо, Стамбуле, Лукнове, Бейруте и в Рабате, но самым большим ударом его смерть была для ученых и для людей на пути знания. Да смилуется над ним Аллах и да вознаградит его, как соответствует Его, Свят Он и Велик, Величию, пусть соединит его с Пророками и праведниками, ибо шейх любил их и всегда были с ними в своих делах и мыслях.
Да смилуется Аллах над теми из наших шейхов, которые упомянуты в этой статье и уже покинули нас, и да хранит Аллах тех из них, которые еще с нами.
Некоторые работы которые прокомментировал и написал шейх Абд аль-Фаттах Абу Гудда:
1. Имдад аль-Фаттах би асаниид ва марв`ят аль-Шейх Абд аль-Фаттах Абу Гудда. Работа была отредактирована одним из его учеников Мухаммадом Абдуллой аль-Рашидом.
2. аль-Раф` ва аль-Такмиль фи Джарх ва Та`диль. (Полное завершение того что касается науки проверки передатчиков хадисов). Автор Имам Мухаммад Абд аль-Хайй аль-Лукнави.
3. аль-Адвиба аль-Фадиля ли аль-Ас`иля аль-Ашра аль-Камиля фи Улюм аль-Хадис. (Прекрасные ответы на десять вопросов о науке хадисов). Автор Имам Мухаммад Абд аль-Хайй аль-Лукнави.
4. Икамат аль-Худджа аля анна аль-Иксар фи аль-Та`аббуд Лейса би Бид`а. (Представление великого доказательства которое доказывает что чрезмерное поклонение не является нововведением). Автор Имам Мухаммад Абд аль-Хайй аль-Лукнави.
5. Рисалят аль-Мустаршидин (Трактат для ищущих верного руководства). Автор Имам аль-Харис ибн Асад аль-Мухасаби.
6. аль-Тасрих би ма Таватара фи Нузуль аль-Масих (Заявление очень сильных хадисов в подтверждение спускания Иисуса). Автор Имам Мухаммад Анвар Шах аль-Кашмири.
7. аль-Ихкам фи Тамйиз аль-Фатава ан аль-Ахкам ва Тассарруфат аль-Кади ва аль-Имам (Точное утверждение в отношении различии между религиозными мнениями и правовыми решениями, а также в определении разных действий судьи и имама). Автор маликитский факых Имам Шихаб ад-Дин Абу аль-Аббас аль-Карафи.
8. Фатх Баб аль-Иная би Шарх Китаб аль-Никая (Открытие ворот усердного изучения: комментарий к книге отбора правовых решений в ханафитском праве ). Автор Имам Али аль-Кари. Первая часть.
9. аль-Манар аль-Муниф фа аль-Сахих ва аль-Да`иф (Возвышенная путевая звезда в освещении достоверных и слабых хадисов). Автор Имам ибн Кайюм аль-Джаузия.
10. аль-Масну фи Ма`рифат аль-Хадис аль-Мавду`(Трактат указывающий верный путь в знании вымышленных сообщений). Автор Имам Али аль-Кари.
11. Фикх Ахль аль-Ирак ва Хадисухум (Правовая школа ученных Ирака и сообщения которые дошли до них). Автор Имам Мухаммад Захид аль-Кавсари.
12. Мас`алят Хальк аль-Куран ва Асаруха фи Суфуф аль-Риват ва аль-Мухаддисин ва Кутуб аль-Джарх ва аль-Та`диль (Вопрос сотворенности Корана и его влияние среди передатчиков и ученых хадиса а также влияние этого вопроса на книги по проверке передатчиков хадисов ). Автор Шейх Абд аль-Фаттах Абу Гуда.
13. Хуласат Тазхиб Тахзиб аль-Камаль фи Асма аль-Риджаль (Краткое изложение книги мухаддиса аль-Хазраджи посвященное именам передатчиков хадиса)
14. Сафахат мин Сабр аль-Улама ва Шадаид аль-Ильм ва Тахсиаль (Страницы о стойкости ученных в учебе и собирании знания). Автор Шейх Абд аль-Фаттах Абу Гудда.
15. Кава`ид фи Улум аль-Хадис (Основы хадисоведения). Автор Шейх Зафар Ахмад аль-Усмани аль-Таханави.
16. Радд аля Абатиль ва Ифтира`ат Насир аль-Албани ва Сахибихи Сабикан Зухайр аль-Шавиш ва му`азирихима. (Разоблачение ошибочных и лживых утверждений Насира аль-Албани и его бывшего друга Зухайра аль-Шавиша и тех кто поддерживает их в этом). Автор Шейх Абд аль-Фаттах Абу Гуда.
17. Каида фи аль-Джарх ва аль-Та`диль ва Каида фи аль-Му`аррихин (Основной сборник проверке передатчиков хадиса и основной сборник по историкам). Автор Имам Тадж ад-Дин Субки.
18. аль-Мутакаллимун фи аль-Риджаль (Сборник экспертов по проверке передатчиков хадиса). Автор хафиз и историк Абд аль-Рахман аль-Шахави.
19. Зикру ман Ютамаду Кавлуху фи аль-Джарх ва аль-Та`диль (Сборник тех на мнение которых опираются в проверке передатчиков хадиса). Хафиз и историк Имам аз-Захаби.
20. аль-Улама аль-Уззаб аль-Лязина Асару аль-Ильм аля аль-Завадж (Сборник не женатых ученых которые предпочли изучение наук женитьбе)