Великий Имам мухадис Мухаммад Муртаза аз-Забиди (1205 г. по хиджре), автор книги «Тадж аль-Арусшарх-уль Камус» в своем известном комментарии «Итхафу Садати-иль Муттакин би-Шархи Ихья улюм-ад-дин Имама Газали» в 2-ом томе на стр. 5 сказал следующее:
«Что касается имама Абу Мансура аль-Матуриди, то это Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Ханафи — Мутакаллим из Матурид. Матурид- это местность, которая находится в Самарканде. Его прозвали имамом аль-Худа (наставляющий на верный путь). Его биографию написал имам мухаддис Мухиддин Абу Мухаммад Абдулкадир ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Насруллах ибн Салим ибн Абу аль-Вафа аль-Куршия Ханафия в табакате (книга), которая называется «Джавахиру аль-Музиату». Также его биографию написал Имам Маждуддин Абу Надья Исмаиль ибн Ибрахим ибн Мухаммад ибн Али ибн Муса аль-Канани Бальбасия – ханафит из Египта в своей книге «аль-Ансаб».
Эти оба имама коротко описали биографию Абу Мансура аль-Матуриди. Еще о нем можно найти упоминание в книге мазхаба «Интисаб», и, в общем, упомянуто то, что он был величественным имамом, победителем и укрепившим убеждения Ахлю Сунны уаль Джамаа, разрушив убеждения мутазилитов и других людей новшеств в своих дискуссиях с ними, в диалогах, сделав так, чтобы они замолчали. Абу Мансур аль-Матуриди учился у Имама Абу Насра аль-Иязи, которого также называли Имам аль-Худа (наставляющий на путь истины).
Абу Мансуру аль-Матуриди принадлежат следующие книги «Таухид», «Макалят», «Радду Аваиль ли-ль Каъбий», «Баяну вахуммуътазиляту» и книга «Таъвилятуль-Куран», с которой не сравнится никакая другая книга из предыдущих, касающихся науки разъяснения Корана. Помимо этого, у него есть еще и другие книги.
Умер Имам в 333 году по хиджре, спустя некоторое время после смерти Абу Хасана аль-Ашари. Могила имама находится в Самарканде, как написал Хафиз Кутбуддин Абдуль Карим ибн Мунир аль-Халяби аль-Ханафи, если это все достоверно, то в этом нет сомнений.
Он — помощник Сунны, уничтожитель новшеств, возродитель Шариата, соответствующий данному ему прозвищу.
Я обнаружил у некоторых величественных шейхов тариката описание Абу Мансура аль-Матуриди Имамом уммы своего времени. Его учителями были Имам Абу Бакр Ахмад ибн Исхак ибн Салих аль-Джузджания. Что касается его учителя, о котором упомянул выше Абу Наср Иязи, то это Ахмад ибн Аббас ибн Хусайн ибн Джабля ибн Галиб ибн Джабир ибн Навфаль ибн Ияз ибн Яхья ибн Къайс ибн Саъд ибн Уббадатуль Ансари — знаток фикха в Самарканде. О нем упомянул Идрис в истории Самарканда, сказав, что он был из людей фикха и джихада. Никто не был равен его знаниям, набожности, борьбе, доблести до тех пор, пока он не пал шахидом. После себя он оставил 40 мужчин — своих учеников, и они были современниками Абу Мансура аль-Матуриди. У него было два достойных сына — факихи Абу Бакр Мухаммад и Абу Ахмад.
Из учителей Матуриди также были Насир ибн Яхья аль-Бальхи, Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази Кази, как об этом передается от Вакиа в его табакате. Что касается Абу Бакра аль – Джузжания и Абу Насра Ияза и Насира ибн Яхья, то они изучали фикх у Имама Абу Сулеймана Муса ибн Сулейман аль-Джузжания. Он сам же учился у двух имамов Абу Юсуфа и Мухаммада ибн Хасана, а Мухаммад ибн Мукатиль и Насир ибн Яхья учились у имамов Абу Мутиа Хакам ибн Абдулла аль-Бальхи и Абу Мукатиля Хафс ибн Муслим из Самарканда. Мухаммад ибн Мукатиль учился у этих четверых, а эти четверо учились у Имама Абу Ханифы.
Ибн Баяз, из наших учителей, сказал: «Матуриди не был последователем Ашари, потому что он был первым, кто выявил мазхаб Ахлю Сунны, как предполагают, и разъяснил мазхаб Имама Абу Ханифы и его учеников еще до Ашари. Не бывает такого времени, чтобы не было помощников религии, которые выявляют ее, как об этом написано в книге «Табсиратуль Насифату».
А как же может быть иначе, ведь до этого его опередил Имам Абу Мухаммад Абдулла ибн Саид аль-Каттан. У него есть правила, книги, ученики, а разногласия с ханафитами не насчитывают и десяти вопросов, как об этом сказано в «Сируль Захрияти».
Имам Абуль Аббас Ахмад ибн Ибрахим Калянасию ар-Рази — у него также есть правила, книги и ученики. Имам ибн Фурак составил книгу под названием «Разногласия двух шейхов: Калянаси и Ашари», как об этом сказано в книге: «Табсиратуль Насафияту».
Я скажу: «Что касается Абдуллы ибн Саида аль-Каттан, то он — Мухаммад — известный как ибн Куляб, и в отношении него также говорят Абдулла ибн Мухаммад – он один из имамов мутакалимов, умер после 240 года хиджры. О нем упомянул Абу Асим аль-Убадиаш-Шафии в табакате Абу Бакра ас-Сайруфи и ибн Наджар в истории Багдада. Упомянуто, что между ним и Уббадом ибн Сулейманом была дискуссия, а Уббад ибн Сулейман был одним из главных мутазилитов. Ибн Куляб тоже относится к имамам Сунны».
Конец слов Имама Забиди (да смилуется над ним Аллах).
Источник: Azan.kz
КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ НАРУШАЮТ ПОСТ, А КАКИЕ НЕТ? ✔
1. Если постящийся по забывчивости съест, выпьет что-нибудь или совершит половой акт, его пост не нарушится. Даже если он поест или попьет досыта, то и в этом случае пост нарушен не будет. Если он по забывчивости поест или попьет несколько раз за день, его пост все равно не нарушится.
2. Если человек видит, что постящийся ест или пьет, то:
— если этот постящийся достаточно силен, и пост не оказывает на него сильного влияния, будет ваджиб напомнить ему, что он постится,
— если же это слабый человек, на которого пост повлиял значительно, то не следует ему напоминать, что тот постится. Вместо этого, ему следует позволить продолжить есть.
3. Во время дневного сна у человека произошло семяизвержение (т.е. гусль стал обязательным для него). В этом случае пост не нарушается.
4. В течение дня разрешается наносить сурьму, масло или вдыхать ароматы. Этими действиями пост не нарушается, независимо от того, когда они были совершены. На самом деле, после наложения сурьмы, даже если цвет сурьмы стал проявляться в слюне или слизи из носа, пост все равно не будет нарушен и не будет считаться макрух.
5. Разрешается спать рядом с женой, целовать и дотрагиваться до нее. Однако, если из-за страстных влечений молодости, есть опасение, что эти действия приведут к половому акту, то от них следует воздержаться. В этом случае такие действия станут макрух.
6. Если насекомое проникло вглубь горла, или же дым или пыль непроизвольно проникли туда, пост не будет нарушен. Однако, если это сделано умышленно, пост нарушится.
7. Если были зажжены ароматические палочки или свечки, и человек сел рядом и вдохнул дым от них, его пост нарушится. Аналогично, пост нарушается от курения сигарет, сигар и т.д. Однако разрешается вдыхать ароматы духов, душистых веществ, которые не имеют никакого дыма.
8. Мясная прожилка или части листа арековой пальмы и т.д. застряли в зубах. Из-за чистки зубов эта прожилка освободилась, и человек съел ее. Однако он не вынимал ее изо рта. Она прошла вглубь горла сама по себе. В этом случае, если эта прожилка меньше мелкого турецкого горошка, пост не прервется. Если же прожилка больше него, то пост нарушится. Однако если человек вынул эту прожилку изо рта и затем проглотил ее, пост нарушится независимо от ее размера.
9. Проглатывание слюны не нарушает пост независимо от ее количества.
10. После того, как человек съел листья арековой пальмы, он тщательно вымыл и прополоскал рот. Несмотря на это, краснота из слюны не исчезла. От этого не будет вреда: пост будет действителен.
11. Если ночью гусль стал обязательным для человека, но он искупался только днем, его пост будет действителен. На самом деле, даже если он не будет купаться целый день, его пост не нарушится. Однако это будет являться грехом.
12. Человек так вдохнул носом, что носовая слизь проникла вглубь горла. Пост не нарушится. Аналогично, пост не нарушится от проглатывания слюны во рту.
13. Человек взял в рот листья арековой пальмы и заснул, проснувшись только следующим утром. Его пост будет недействителен. Если следует совершить каза за этот пост, однако каффара не будет возложен на него.
14. Если при полоскании рта вода попала вглубь горла и человек помнил, что постится, его пост нарушается, каза становится ваджиб, однако каффара не будет возложен на него.
15. Человека непреднамеренно вырвало. Пост не нарушится независимо от количества рвотных масс. Однако если человек сделал это умышленно, пост нарушится при рвоте полным ртом. Если рвотные массы меньше этого количества, то пост нарушен не будет.
16. Маленькое количество рвотных масс вышло, но само по себе вернулось вглубь горла. Пост не нарушится. Однако, если человек проглотил их умышленно, его пост будет нарушен.
17. Человек съел гальку, стальной или другой предмет, который обычно не едят и не потребляют даже в медицинских целях. Его пост нарушится, но каффара на него возложен не будет. А если он съест или выпьет что-нибудь, что обычно едят или что обычно не едят, но используют в медицинских целях, то его пост нарушится, и каза и каффара станут ваджиб для него.
18. Совершение полового акта нарушает пост, каза и каффара становятся ваджиб. Как только головка полового члена входит во влагалище, пост нарушается, и каза и каффара становятся ваджиб. Это не зависит от того, произошла ли эякуляция или нет.
19. Если мужчина введет головку полового члена в анус женщины, даже тогда пост и мужчины, и женщины нарушится. Каза и каффара станут ваджиб для них.
20. Если пост нарушен, то каффара становится ваджиб только в том случае, если это был пост Рамадана. Каффара не становится ваджиб, если нарушен любой другой пост независимо от того, каким образом он был прерван. Это относится даже к каза поста Рамадана. Однако, если намерение не было сделано ночью (т.е. до рассвета) для такого поста, или же у женщины наступил период хайд в тот же день после нарушения ее поста, тогда нарушение поста не сделает каффара ваджиб.
21. Во время поста человек понюхал табаку, закапал масло в уши или же принял клизму, не принимая лекарство через рот. Пост нарушится. Однако только каза станет ваджиб, но не каффара. Если человек закапает воду в уши, пост не будет нарушен.
22. Во время поста женщине не разрешается закапывать лекарства, масло и т.д. во влагалище. Если лекарство будет туда закапано, ее пост нарушится, каза станет ваджиб (но не каффара).
23. Если по какой-то причине женщина или ее доктор вставит палец во влагалище, затем вынет часть пальца или весь палец, а затем снова засунет, то пост будет нарушен, однако каффара не станет ваджиб. Если палец не был повторно засунут, пост не нарушится. Однако если перед тем, как палец вошел во влагалище, он был влажным или мокрым, пост нарушится и при первом вложении.
24. Если во рту кровотечение, и кровь затем проглатывается вместе со слюной, пост нарушается. Однако если количество крови меньше, чем количество слюны, и ее вкус не ощущается, когда она заглатывается, пост не нарушается.
25. Если человек пробует что-то своим ртом, а затем это выплевывает, пост не нарушается. Однако без необходимости делать это макрух. Но если муж очень вспыльчив и есть опасение, что неправильное содержание соли или воды в подливке чрезвычайно разозлит его, пробовать на вкус будет разрешено и не будет макрух.
26. Является макрух разжевывать пищу в своем рту для последующего кормления ею ребенка. Однако если это станет необходимым и иной альтернативы этому не будет, это не будет являться макрух.
27. Является макрух чистить зубы углем или зубным порошком. Если что-нибудь из этого пройдет вглубь горла, пост нарушится. Разрешается чистить зубы мисваком независимо от того, сухой ли это мисвак или свежий. Если мисвак сделан из дерева мелия, и человек чувствует его горечь во рту, то даже тогда использование мисвака не будет являться макрух.
28. Если во время сна или обморока женщины, мужчина вступит с ней в интимную близость, ее пост нарушится, каза станет ваджиб, но каффара не будет возложен на нее. Для мужчины же станет ваджиб и каза, и каффара.
29. Человек по забывчивости съел что-то и подумал, что так как он поел, то его пост нарушен. После этого он съел что-то умышленно. Его пост нарушится, каза станет ваджиб для него, а каффара — нет.
30. Человека непроизвольно вырвало, и он подумал, что его пост нарушен. Поэтому он съел что-либо. Его пост нарушится, каза станет ваджиб, а каффара — нет.
31. Человек нанес сурьму, сделал кровопускание или нанес масло, после чего подумал, что пост его нарушен из-за этого. Поэтому он намеренно поел. В этом случае и каза, и каффара станут ваджиб для него.
32. Если пост человека случайно нарушился в один из дней месяца Рамадан, ему нельзя ни есть, ни пить до заката. Для него является ваджиб воздержаться от потребления чего-либо вплоть до заката, как и обычному постящемуся.
33. В один из дней месяца Рамадан у человека не было намерения поститься. Поэтому он ел и пил в дневное время. Каффара не будет ваджиб для такого человека. Каффара становится ваджиб, только если есть намерение поститься, после чего постящийся нарушает пост.
Автор: Шейх Ашраф Танви аль-Ханафи
Книга: «Бахишти Зевар»
Перевод: AskImam.ru
В просторах инета уже несколько лет гуляет статья про имама Матуриди, где автор сетует на то, что не смог найти никакой информации об имаме и мол, как можно следовать за маджхулем и называть его имамом ахлю сунны и т.д.и т.п.
Посыл подобного подхода конечно же ясен и состоит в том, что автор не хотел принять убеждения имама и решил придумать байку, что об имаме ничего достоверно не известно. Но как видим из данной статьи он либо плохо искал, либо руководствовался девизом- цель оправдывает средства, и просто решил заняться спекуляциями на эту тему что бы внушить несведущим читателям свою позицию. Недавно читал возгласы одного собрата по подобной позиции в которых он дошел до следующих выводов: как мы можем принять этого имама, если даже не знаем как зовут его жену. Комментарии здесь думаю излишни.
Имам Әбу Ханифа (рахимахуллаһ) және Имам Мәтуриди ақидасы бір. Мәзхаб ұстану бұл пайғамбарымыздың суннетімен жүру. Оны мына тізбек (сілсилә) арқылы білуге болады:
1. МУХƏММƏД ﷺ
2. Әли ибн Әбу Талип (40/660)
3. Абдұллаһ ибн Мәсғуд (32/652)
4. Әлқама ибн Қайс (62/681)
5. Мәсруқ ибн әл-Әждә (63/682)
7. Шурәйх ибн әл-Харис (78/697)
8. Әсуәд ибн Язид (95/714)
9. Ибрахим ән-Нәхәий (95/714)
10. Әмир ибн Шәрәхил әш-Шағби (104/722)
11. Хаммад ибн Әбу Сүләйман (120/738)
12. ИМАМ ӘБУ ХАНИФА (80-150/699-767)
13. әл-Имам Әбу Абдуллаһ Мұхаммед әл-Хасан әш-Шайбани (189/804)
14. Әбу Сүлеймен Мұса әл-Жүзжани
15. әл-Фақиһ әл-Имам Әби Абдуллаһ ибн Әби Бәкір әл-Жүзжани (285/898)
16. аш-Шейх әл-Фақиһ Әбу Бәкір Ахмед ибн Исхақ әл-Жүзжани (III/IX ғасырдың екінші жарты жылдығы)
17. Әбу Насыр Ахмед ибн әл-Аббас әл-Ийади (260/874)
18. ИМАМ ӘБУ МАНСУР ӘЛ-МАТУРИДИ