Имам Абу Джа’фар бин Мухаммад бин Саляма аль-Азди аль-Хаджри ат-Тахави родился в деревне Таха в Египте. Его предки, родом из Йемена, переселились в Египет после того, как он стал частью халифата. Есть разные мнения насчет даты рождения имама – 229/843, 230/ 844, 238/852 и 239/853 года упоминаются у разных биографов. Ас-Сам’ани, рахимахуллах, утверждает, что он родился в 229 и это – верное мнение. Он умер в Египте в 321/9331.
Его кормилицей была супруга великого мухаддиса Абу Мусы аль-Мисри2 – одного из учителей Абу Давуда и Насаи. Первым его учителем была мать. Она была знающей, непосредственно училась у имама аш-Шафии. Ее брат, имам Аль-Музани3 известен как самый влиятельный стороннник шафиитского мазхаба в Египте и лучший ученик имама аш-Шафи, поэтому в книгах она фигурирует либо как ухт-Мизани, либо как умм-Тахави. Так же, как и ее брат, она посещала уроки имама Шафии и даже стала всесторонне образованным ученым определенной значимости в Шафиитском мазхабе.
Имам ас-Суюти, рахимахуллах, пишет о ней:
«Она посещала кружок имама аш-Шафии и на нее ссылается имам Рафи’и в разделе закят. Также о ней упоминают Субки и Аснави в сборнике биографий ученых-шафиитов».
Не удивительно, что, окруженный такими людьми, имам ат-Тахави был склонен к изучению религиозных наук еще в детстве. Он ребенком заучил весь Коран наузусть и посещал уроки своего отца, а затем и других ученых.
Имам Тахави глубоко изучал хадис и фикх, его считали одним из величайших мухаддисов и факихов своего времени. Абу Исхак аш-Ширази, рахимахуллах, пишет, что он был последним лидером ханафитского фикха в Египте4.
Он начал изучение шафиитского фикха под руководством дяди (брата матери) имама аль-Музани , затем он принялся за изучение ханафитского мазхаба под руководством шейха Абу Джафара Ахмада бин аби Имрана5, который впоследствии стал главным кади Египта в 270/883.
В 268 (882) году Ат-Тахави направляется в Сирию для дальнейшего изучения ханафитского фикха и становится учеником Кади абу Хазима Абдуль-Хамида бин Джафара, который на тот момент был главным судьей Сирии6.
Он брал хадис у большого числа шейхов, особенно тех, кто посещал Египет в то время. У него также было много видных учеников7.
Он автор многих значимых трудов, некоторые из которых мы упомянем:
- Шарх Ма’ани аль-Асар
- Мушкиль аль-Асар
- Ахкям уль Коран
- Ихтиляф уль уляма
- Ан-Навадир аль Фикхиййя
- Китаб аш-Шурут аль-Кабир.
- Аш-Шурут аль-Авсат.
- Шарх аль-Джами ас-Сагир.
- Шарх аль-Джами аль-Кабир.
- Аль-Мухтасар.
- Манакиб Аби Ханифа
- Тарих аль-кабир
- Ар-Радд аля Китаб аль-Мудаллисин
- Ар-Радд аля Аби Убайд
- Ар-Радд аля Иса бин Аббан.
- Хукм ‘Аради Мака
и другие труды.
Имам ат-Тахави посвятил всю свою жизнь преподаванию и написанию книг. Только недавно была найдена часть его огромного труда по тафсиру. Лишь его работы по ихтиляфу, по сообщению его биографов, составляют 130 томов. К сожалению, они не дошли до наших дней. Однако часть этого труда в сокращенном варианте, которую сделал великий алим-ханафит и муфассир Абу Бакр аль-Джассас (ум. 370/981), сохранились в рукописном виде в Стамбуле.
Его уникальный вклад в книжную базу науки хадиса так велик, что можно говорить о создании им новой системы сбора хадисов, развитии нового метода трактования и согласования [внешне] противоречащих друг другу хадисов и установлении нового критерия для их оценки. Его предшественники и современники, авторы ас-сиха аль-ситта (шесть главных сборников хадисов), собиравшие хадисы согласно своим собственным стандартам и принципам, оставили в стороне огромное число хадисов. Он приложил много усилий, чтобы собрать все подлинные хадисы Пророка , рассказанные различными авторитетными людьми по определенным вопросам, а также мнения сподвижников Пророка, табиинов и выдающихся уляма.
Затем он выверял эти хадисы и приводил доказательства: какие из них были достоверными, какие — сильными, какие – слабыми, какие — неизвестными или такими, что они могут быть отмененными. Его сборник — беспрецедентная возможность для алимов самим оценивать достоинства и недостатки того или иного хадиса.
Он написал труд по классификации хадисов, а также сборник хадисов, которые он заучил от своего дяди – имама аль-Музани — под названием «Сунан аш-Шафии». Он также автор известного Шарх ма’ани аль-Асар — комментария ко всем хадисам, относящихся к вопросам фикха.
Самая важная из его работ по фикху — это, пожалуй, Мухтасар», на которую ученые-ханафиты написали несколько подробных шархов.
В работе «Мушкиль аль-асар» он дает возможные решения проблем внешнего противоречия хадисов.
Самым же известным из его трудов стала работа по акыде «Баян ас-Сунна уаль Джама» – известная как Акыда Тахавийя8. Небольшой по объему, но огромный по важности текст на все времена, перечисляющий все то, что должен знать и во что должен верить каждый мусульманин.
Акыда ат-Тахавия содержит положения, насчет которых нет разногласий ни среди сподвижников, ни среди табиинов, ни среди великих ученых Исламского мира, таких как имамы четырех мазхабов и их значимые последователи. Принципы, которые перечисляет имам Тахави, целиком и полностью взяты из первоисточников Религии: Священного Корана и достоверных хадисов.
Во введении имам говорит, что собрал положения веры Ахлю-Сунна-Валь-Джама на основе взглядов Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада Шайбани – всем известных факихов Ханафитского мазхаба. Тахави не делал попыток объяснить эти положения или попыток разрешить старые теологические проблемы.
Простота этого текста сделала очевидной нужду в более сложном толковании положений веры для того, чтобы дать отпор философам и всяким сектам, таким как антропоморфисты9, детерминисты10 и рационалисты11.
С этими задачами успешно справились имамы Абу Мансур аль-Матуриди и Абуль Хасан аль-Ашари , которые, будучи современниками и живя в разных местах, независимо друг от друга пришли к одинаковым заключениям – и с тех пор их работы с лаконичными ясными объяснениями и опровержениями заблудших стали основными текстами для изучения в исламских учебных заведениях.
Имам Тахави , так же, как и имам Абу Мансур Матуриди , построил свои системы на убеждениях имама Абу Ханифы, они разошлись только в формулировках. Система Матуриди отличается более сильным синтезом между накль (традиция) и акль (разум). Он признавал необходимость рационального мышления для правильного понимания текстов откровения для отпора нескончаемых интеллектуальных вызовов, которые сеяли сомнения в серцдах мусульман (в частности для опровержения мутазилитов).
Калам [в свое время] стал необходим для опровержения заблудших, и в наши дни любой мусульманин обязан изучать акыду — это защитит его от заблуждений. Акыда ат-Тахавия — самый простой и самый подходящий для этого текст. Однако его необходимо изучать с учителем, который, в свою очередь, приобрел понимание [этого текста] от такого же учителя с непрерываемым иснадом до самого автора.
Имам ас-Субки12 , великий ученый-шафиит отметил что ханафиты, шафииты, маликиты и ханабалиты – едины в акыде:
Все они следуют за мнением Людей пути Пророка и большинства ученых. Они поклоняются Аллаху в соответствии с акыдой Абуль Хасана аль-Ашаари. Никто не отклоняется от него, кроме отщепенцев из ханафитов и шафиитов, которые последовали за мутазилитами, и отщепенцев из ханабалитов, которые склонились к антропоморфизму. Однако Аллах защитил маликитов от этого, и мы не встретим маликита, который бы не был ашаритом в акыде. Таким образом, акыда аль-Ашаари — заключена в Акыде Абу Джафара ат-Тахави, под которой подписались все факихи разных мазхабов и которой они довольны в качестве вероубждения… Так скажи этим фанатикам из этих сект: «Берегитесь, оставьте свой фанатизм и свою ересь и защищайте религию Ислам»13.
Нрав
Однажды, когда имам ат-Тахави находился в обществе известного маликитского кади Абу Усмана бин Хаммада аль-Багдади , к ним пришел человек и задал имаму Тахави вопрос по фикху. Он ответил мнением кади. Вопрошающий возразил: «Я спрашиваю твое мнение – я пришел для того, чтоб узнать, что ты скажешь, а не что скажет кади».
Имам ответил ему: «Я уже ответил на твой вопрос словами кади». Тогда Абу Усман вмешался и сказал: «Скажи ему свое мнение, пусть Аллах даст тебе успех».
Тогда Тахави удостоверился, разрешает ли кади ему это сделать, и только тогда дал свой ответ14.
Другой случай.
Однажды эмир Египта Абу Мансур аль-Хазри15 пришел к имаму Тахави . Тогда у правителей был обычай выдавать дочерей за известных и любимых всеми ученых для того, чтобы снискать довольство народа. Поэтому эмир предложил имаму Тахави жениться на своей дочери, но тот мягко отказался. Эмир предложил ему богатства и земли, и он также отказался от этого. Тогда эмир сказал – чего же ты тогда хочешь – проси то, что ты хочешь. Имам Тахави спросил, действительно ли эмир выслушает и выполнит его просьбу? «Конечно», — ответил тот.
Имама Тахави сказал: «Будь бдительным в защите своей религии, чтобы не потерять ее. Трудись для того, чтобы освободить свою душу, пока не пришел мрак смерти и ты не сможешь ничего сделать. И, наконец, избегай притеснять и нагружать любого из рабов Аллаха». После этого этот правитель, который был известен тем, что притеснял людей, – оставил это16.
Ибн Тулун , справедливый правитель Египта хотел задокументировать те средства, что он расходовал на строительство соборной мечети и больницы и поручил эту задачу известному и уважаемому кади Абу Хазину из Дамаска. Когда документы были готовы, правитель назначил комитет из приглашенных ученых для проверки. Все ученые, кроме молодого Тахави , сказали, что документы в порядке. Эмир послал к нему людей, чтобы спросить у Тахави , что за ошибку он нашел, но тот не ответил людям эмира. Тогда эмир вызвал его к себе, но тот отказался указать ошибку. Он ответил: «Ибн Хазин – прославленный ученый и, может, он знает то, чего не знаю я об этом деле». Это поразило ибн Тулуна, и он дал разрешение Абу Джафару обсудить этот вопрос с ибн Хазином, который признал свою ошибку и исправил ее. Однако, когда имам Тахави вернулся и ибн Тулун спросил его об этом деле, тот ответил: «Я был неправ, мне пришлось согласиться с ибн Хазином». Затем ибн Тулун узнал правду от самого кади Абу Хазина, его уважение к имаму Тахави возросло, и он всегда оказывал ему честь на собраниях. Эмир понял, что Тахави не хотел ранить чувства пожилого судьи перед правителем — что его исправляет какой-то молодой человек. Имам Тахави знал, что судья был богобоязненным и сам исправит ошибку, если узнает о ней17.
1.Ас-Сам’ани, аль-Аснаб, Лейден, 1912, страница 368; ибн Кутлюбуга, Тадж ат-Тараджим, ред Г. Флюгель, 1862, стр. 6; Ибн ан-Надим, аль-Фихрист, Каир, 1348/1929, стр. 292; Абдуль Кадир аль-Караши, аль-Джавахир аль Муд’ийя, Хайдарабад, 1332/1913, том. I, стр. 102‑05; Джалалуддин ас-Суюти, Хусн аль-Мухаддра, том. I, стр. 147; ибн Халликан, Вафаят аль-А’ян, том I, стр. 19; аз-Захаби, Тазкира аль-Хуфаз, Хайдарабад, 1334/1915, том III, стр. 28; Абдуль Хайй Лахнави, Аль-фаваид аль-Бахийя, Каир, 1324/1906, стр. 31‑34.
2.Умер 264/878.
3.Умер 264/878.
4.Цитирует Аз-Захаби, op. cit., том III, стр. 28; цитирует ас-Суюти, op. cit., том I, стр. 147
5.Умер 285/898.
6.См. Работы, о которых говорилось выше
7.Мухаммад Захид аль-Кавсари, аль-Хави, Каир, 1368/ 1948, стр. 6‑11; цитирует Аль-Караши, op. cit.; Лисан аль-Мизан.
8.Акыда вышла в Халебе (Сирия) в 1344/1925. На нее были написаны шархи (см. Кашф аз-Зунун, Стамбул, II, 1143), один из которых под названием«Китаб Шар хат-Тахавийя фи аль-Акыдат ас-Салафийя» был издан в Мекке в 1349/1930, его приписывают Садруддину Али бин Мухаммаду аль-Азра’йи.
9.Антропоморфизм — описание Всевышнего Аллаха качествами творений, например, изменением, перемещением в прострастве, нахождение в каком-либо месте, обладание органами и т.д.
10.Детермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение, утверждающее, что все явления связаны причинной связью с более ранними явлениями
11.Рационали́зм (от лат. rationalis — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Исторически рационализм восходит к древнегреческой философии.
12.умер 771/1370
13.Таджуддин ас-субки, Му’ид аль ни’ам ва му’ид ан-никам (Бейрут, му’ассасат аль-кутуб ас-сакафийя, 1986), 62.
14.Джибран ат-Та’ликат, 235-236
15.умер 307
16.Мухаммад Захид бин аль-Хасан аль-Кавсари – аль Хави фи сират аль Имам Аби Джафар ат-Тахави (Каир – мактубат (аль-куллийят) аль-Азхарийя лиат-Турас, 1995), 22.
17.Аль-Баляви, Сират Ахмад бин Тулун, ред Мухаммад Курд Али (Дамаск: аль-Мактаба аль-Арабийя фи Димашк, 1939), 350.
Аюб Али Хамза Юсуф