Вопрос:

Ассаламу алейкум, уважаемый имам! Очень жаль, что ханафиты подрастеряли логику и разум, присущие эпониму самого мазхаба. Кумыс содержит градус поболее чем в безалкогольном пиве. А пивзаводы помимо пива выпускают также квас и лимонад, и что с того, отказаться теперь и от кумыса с квасом и лимонадом? Где то же должна и логика применяться. С уважением к вашему нелегкому труду. Муслим

Ответ:

Уа алейкум ассалам, Муслим.

Мы очень рады тому, что в Казахстане наконец появился человек, который поднимет и соберет утерянную нами ханафитскую логику и восстановит ее. Если Вы действительно полагаете, что ханафитский фикх — это «сухая» логика, тогда давайте ее продолжим.

Пиво — это название одного из множества алкогольных напитков, прочно устоявшееся в этом качестве в сознании подавляющего большинства людей, и являющееся де-факто причиной множества бытовых и прочих преступлений и грехов. Если Вы считаете, что для его абсолютной дозволенности достаточно свести процент содержащегося в нем алкоголя до минимума, тогда, следуя этой логике, подобный принцип должен применяться ко всем алкогольным напиткам, лишенным прежнего градуса — водке, виски, коньяку, вину, абсенту и т.д.

И не будет, согласно этой логике, ничего предосудительного в том, что мусульмане соберутся в кафе в обед и опрокинут в себя между делом рюмку-другую безалкогольной водочки для улучшения аппетита, или в качестве психологической поддержки лишения любимых привычек доисламского прошлого, не желая отказываться от них до конца, или чувствуя комплекс неполноценности перед теми, кто может себе это позволить. Чтобы знали они, что и у нас есть маленькие копии их греховных «радостей».

Поэтому, даже руководствуясь логикой, мы не видим уважительных причин для культивирования и употребления мусульманами этого напитка.

И если Вы внимательно прочитаете наш предыдущий ответ, то обнаружите, что в основе нашего мнения лежит именно совокупность причин, а не только содержание незначительного процента алкоголя и финансовая поддержка производящих его компаний.

Последняя же из этих причин, которую мы упомянули, но не стали подробно расписывать, полагая, что упоминания будет достаточно для понимания, и есть результат продолжения вышеупомянутой логики, ведущей к популяризации данного напитка среди мусульман и уподоблению их греховным деяниям аль-кяфирун, о запрете которого, по гораздо менее существенным вопросам, так много говорится в исламских книгах, в том числе и ханафитского толка.

В результате такого уподобления, через некоторое время можно будет встретить бородатых братьев, попивающих на лавочках «пивко» и почесывающих свои пивные животики, не говоря уже о сестрах в хиджабах, собравшихся в халяльном кафе с бутылочкой безалкогольного виски (а такое уже есть!) и электронной сигаретой.

И это касается любых аналогий, будь то пиво, водка, виски, детское шампанское или пельмени со вкусом свинины, употребляя которые, мусульманин переступает в своем сознании психологический барьер, удерживающий его как от запретного, так и от сомнительного.

Поэтому, если Вы лично для себя решили придерживаться мнения тех, кто это дозволил, то это Ваше личное право. Мы же придерживаемся иной точки зрения существующей среди ученых, и не можем позволить себе одобрить подобное с сайта Центральной мечети, чтобы затем каждый мусульманин или мусульманка с бутылочкой пива в руках, могли сослаться на наше мнение.

Таково наше суждение по этому вопросу, а Аллах знает лучше.

Источник: azan.kz