Находиться в мечети с намерением и’тикафа называют – и’тикафом. По мнению Ханафи, бывает 3 вида и’тикафа. Один вид — это ваджиб, который бывает по причине обета. Например, сказать, что если у меня такое-то дело уладится, то я сделаю столько-то дней и’тикафа, или без определения какого-то дела просто сказал, что я сделаю обязательно столько-то дней и’тикафа. Это становится ваджибом, и необходимо исполнить столько дней, на сколько сделал намерение. Второй вид — это суннат и’тикаф. Последние десять дней рамадана и’тикаф — это суннат. Совершать и’тикаф в эти дни была привычкой Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Третий вид — это нафль и’тикаф. Для него нет определенного времени, ограничения дней, сколько хочешь, столько совершаешь. Разрешается, если человек сделает намерение и’тикафа на всю жизнь.

Конечно же, в определении наименьшего срока есть разногласия. Так, по мнению имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘алейхи), нельзя делать намерение меньше, чем на один день. Но, по мнению Имама Мухаммада (рахматуллахи ‘алейхи), разрешается намерение даже на небольшое время. И на это есть фатва. Поэтому каждому человеку надо делать намерение и’тикафа при входе в мечеть для того, чтобы получать саваб и’тикафа, пока он занят намазом или другими делами. Я видел своего отца, как тот всегда заботился о том, чтобы, зайдя правой ногой в мечеть, сразу же сделать намерение и’тикафа, а иногда с намерением обучить учеников он делал намерение и’тикафа вслух. И’тикаф имеет большие награды. И что может являться большей ценностью, чем то, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) соблюдал его постоянно?

Пример совершающего и’тикаф сравним с тем человеком, который сел у дверей кого-то. И пока его просьба не удовлетворится, он никуда не уйдет. Если будет такое состояние поистине, то даже самое жесткое сердце смягчится. А щедрый Аллах Та’аля только и ищет повода для прощения, и даже одаривает без повода. Поэтому когда человек, порвав с миром, сидит у дверей Аллаха Та’аля, то какие могут быть сомнения в том, что его одарят. Если кого-то Аллах наделит из Своей Щедрости, то кто сможет рассказать про Его казну. И если дальше я не могу что-либо сказать, то потому что, как несовершеннолетний может рассказать про состояние совершеннолетия?

Ибн Кайим (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что цель и дух и’тикафа — это связать сердце с Аллахом, чтобы, порвав со всем со всех сторон, оно слилось с Ним, вместо всех занятостей было занято Его святой личностью, отвернувшись от всего помимо Него, так погрузится в эту привязанность, чтобы место мыслей и переживаний заняли бы Его зикр и любовь, чтобы вместо привязанности к творениям зародилась привязанность к Аллаху. Эта привязанность пригодится в жестокости могилы. Так как в тот день кроме Аллаха не будет ни друзей, ни утешителей. Если сердце с Ним подружилось, то в каких наслаждениях пролетит время.

Автор «Маракиль фалях» пишет, что если и’тикаф совершать с искренностью, то он является одним из лучших деяний. В нём уединяется сердце от этого мира и всего, что в нём, нафс вверяется господину и поступает по желаниям Господа. Далее в и’тикафе человек постоянно занят поклонением, спит он или бодрствует, он всё время остается в поклонении и приближается к Аллаху. В хадисе сказано, что Аллах Всевышний говорит:

“Если человек приближается ко Мне на ладонь, Я приближаюсь к нему на руку, если идет шагом ко Мне, то Я бегу навстречу”.

[Сказал ат-Тирмизи в своём Сунане (5/581): «Этот хадис хасан сахих. Передается от аль-А`маша (61-147 х) в толковании этого хадиса: «Если он приблизится ко Мне на шаг, Я приближусь к нему на аршин», имеется виду прощением и милостью. Подобно этому толковали этот хадис некоторые из обладателей знания (ахлюль ильм), они сказали: «Поистине смысл того, что Он сказал: «когда приблизится ко мне раб покорностью мне и тем, что я повелел, то я поспешу к нему с прощением и милостью». Передается от Саида ибн Джубайра, что он сказал в отношении аята «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (2:152), поминайте меня покорностью мне и я упомяну вас своим прощением». Примечание Хадиса аль-Ханафи]

Далее в и’тикафе человек сидит в доме Аллаха, а щедрый Хозяин всегда обхаживает гостя. Далее он защищен в крепости Аллаха, так что враг не может добраться до него и так далее, и так далее. И этот важный вид поклонения имеет множество других ценностей и особенностей.

ПОЛОЖЕНИЕ

Для мужчин лучшее место и’тикафа — это мечеть в Мекке, затем мечеть в Медине, затем мечеть Бяйтуль-Мукаддас, затем соборная мечеть, затем своя мечеть. У Имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘алейх) есть условия, что в мечети, в которой делается и’тикаф, должен быть пятикратный намаз. По мнению имамов Мухаммада и Абу Юсуфа, достаточно чтобы была мечеть соответствующая шари’ату, даже если там не будет намаза с джама’атом.

Женщине необходимо совершать и’тикаф у себя в домашней мечети, а если в доме не определено место под названием мечеть, то надо выбрать для этого какой-нибудь уголок. Для женщин и’тикаф легче, чем мужчинам, потому что, сидя дома, для домашних дел можно использовать девочек, а самим получать сауаб даром. Но, несмотря на это, женщины как будто бы вообще лишены этого сунната.

1. Абу Са’ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершил и’тикаф в первые десять дней рамадана, затем совершил и’тикаф во вторые десять дней рамадана, затем высунул голову из палатки, в которой совершал и’тикаф и сказал: “Я совершил и’тикаф в первые десять дней, чтобы искать Ночь Кадр и по этой причине совершил и’тикаф во вторые десять дней, потом мне объяснили, что эта ночь находится в последних десяти днях, поэтому те, кто совершают и’тикаф со мной, пусть совершают и’тикаф и последние десять дней. Мне показали эту ночь, потом заставили забыть. (Ее следующий признак) Я видел себя на утро следующего дня, я делал сажда в глину, поэтому ищите ее в последние десять дней в нечётных ночах”. Передатчик хадиса говорит, что в эту ночь пошёл дождь, и у мечети была крыша из пальмовых листьев, которая протекала, и утром 21 числа он видел своими глазами, что у Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) на лбу были следы глиняной жижи.

Примечание

У Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) было привычной практикой совершать и’тикаф всегда. В том году он совершал его весь месяц, когда умер, он совершал и’тикаф 20 дней. Но поскольку чаще он совершал его в последние десять дней, то по мнению учёных это суннат муаккада. Из выше указанного хадиса становится известно, что главная цель этого и’тикафа — это искать Ночь Кадр. И на самом деле и’тикаф очень подходящее для этого средство, потому что в состоянии и’тикафа даже если человек спит он все равно считается в поклонении. Далее поскольку во время и’тикафа человек никуда не ходит и не занимается какими-либо делами, поэтому кроме поклонения и вспоминания щедрого Господа — других занятий не бывает. Следовательно, для жаждущих Ночи Кадр нет лучшего способа, чем и’тикаф. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) с самого начала в течение рамадана сильно заботился о поклонении и выполнял его много. Но в последние десять дней этому не оставалось никаких пределов. Он сам бодрствовал в поклонении ночью и заботился о том, чтобы разбудить домашних тоже, как становится известно из многих хадисов двух сборников «Сахих».

В Бухари и Муслим приводится, что Хазрат ‘Айша (радиаллаху ‘анха) рассказывает, что в последние десять дней рамадана Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) крепче завязывал свой изар (нижняя одежда, которого оборачивается вокруг талии), бодрствовал ночью и будил также людей своего дома. «Крепче завязывал свой изар» может означать большие усердия в поклонении, или также может означать совершенно воздерживаться от жен.

2. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что совершающий и’тикаф защищен от грехов, и для него пишется столько же наград, сколько для совершающих благочестивые деяния.

Примечание

В этом хадисе сказано про две особенные пользы. Во-первых, благодаря и’тикафу защищаешься от грехов. Иначе иногда из-за ошибок и небрежности порождаются причины, из-за которых человек погружается в грехи. И насколько это большое преступление, — совершать грехи в такое благословенное время! А из-за и’тикафа человек от них защищён. Во-вторых, по причине и’тикафа человек не может совершать многие деяния. Например, участвовать в похоронах, посещать больного и так далее. Поэтому за те деяния, которые он не может совершить по причине и’тикафа, он получает награды, не делая этих деяний.

Аллаху акбар! Какая милость и щедрость, что, совершая одно поклонение, получаешь награду за десять. На самом деле, милости Аллаха ищут повод, и за малейшее обращение и за малые внимания и просьбы они льются как проливной дождь. Но мы никогда не ценим этого и не считаем нужным. Кто будет обращать внимание? Да и зачем будет обращать внимание, когда мы не придаем значения религии в наших сердцах.

3. Хазрат Ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) однажды совершал и’тикаф в Мечети Набави. К нему пришел один человек, дал салям и тихо сел. Ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) сказал ему: «Я вижу тебя озабоченным. Что случилось?». Он ответил: «О двоюродный брат Посланника Аллаха! На самом деле я озабочен, потому что я должен такому-то человеку». И указав на могилу Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Клянусь честью обитателя этой могилы, что я не в силах отдать этот долг». Хазрат Ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) спросил: «Попросить ли его за тебя?». Тот ответил: «Как считаете нужным». Услышав это, ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) надел обувь и вышел из мечети. Тот человек сказал ему: «Вы не забыли про свой и’тикаф?». Он ответил: «Не забыл, но я слышал от обитателя этой могилы (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и не так давно это было» — сказав эти слова, у Ибни ‘Аббаса (радиаллаху ‘анху) потекли слезы, — «что тот, кто идёт и старается исполнить нужду брата, это для него лучше, чем десять лет и’тикафа. А кто совершает и’тикаф один день, стремясь к довольству Аллаха Та’аля, то Аллах Та’аля создает между ним и джаханнамом три рва величиной как между небом и землей».

Примечание

Из этого становятся известны две вещи:

Во-первых, награда одного дня и’тикафа такова, что Аллах Та’аля создает между ним и джаханнамом три рва. И каждый ров такой огромный, как вся вселенная. И насколько дней больше будет и’тикаф, настолько больше будет его награда. ‘Аллама Ша’рани (радиаллаху ‘анху) в книге «Кашфуль гумма» приводит от Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), что человек, который совершает и’тикаф десять дней рамадана, получит награды за два хаджа и две ‘умры. И человек, который совершит и’тикаф в мечети от магриба до ‘иша, и в это время помимо намаза и чтения Корана не с кем ни разговаривает, то Аллах Та’аля строит для него один дворец в джаннате.

Вторая тема, которая важнее, чем первая, — это сказано, что удовлетворить нужду мусульманина лучше, чем десять лет и’тикафа. По этой причине Ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) пренебрег своим и’тикафом, потому что его можно затем возместить, и его можно совершить каза. По этому же поводу суфии говорят, что Аллах Та’аля не обращает столько внимания ни на что, сколько на разбитое сердце. По этой причине в хадисах много предостережений о ду’а проклятии, которое читает угнетённый. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда назначал кого-нибудь правителем, то кроме других советов он говорил также остерегаться ду’а угнетенного.

Здесь надо помнить, что и’тикаф портится, даже когда выходишь из мечети для исполнения нужды мусульманина. Если это ваджиб и’тикаф, то его каза становится ваджибом. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) не выходил из мечети для нужд, кроме самых природно-необходимых. Это жертва Ибн Аббаса (радиаллаху ‘анху), что он испортил свой и’тикаф ради другого. Для этих людей это было возможным, когда они ради другого, терпя жажду, умирали, но не пили последние капли воды по той причине, что другого раненного, который лежал рядом, ставили выше себя. Также возможно, что у Ибн ‘Аббаса (радиаллаху ‘анху) это был нафль и’тикаф, в этом случае все вопросы отпадают.

И в заключение хочу привести длинный хадис, в котором сказаны ценности многих видов, и на этом завершить этот труд.

4. Ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что он слышал от Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), что джаннат облагораживают и украшают с начала года до конца для месяца рамадана. И когда наступает первая ночь месяца рамадан, то из-под ‘Арша (трона Аллаха) дует ветер, который называется Мусира. От его дуновения листья деревьев и петли ворот джанната начинают звучать, и так прекрасно, что слушающие никогда лучшего не слышали. И черноглазые гурии выходят из своих домов, и стоя посредине балконов джанната взывают: «Есть ли кто-нибудь стоящий пред Аллахом, чтобы Аллах обручил его с нами». Затем они спрашивают у хранителя джанната Ризвана: «Что это за ночь сегодня?». Он, представ перед ними отвечает, что это первая ночь месяца рамадана и открыты двери джанната для держащих уразу из общины Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Аллах Та’аля приказал Ризвану открыть двери джанната и Малику закрыть двери джаханнама для держащих уразу из общины Ахмада. И приказывает Джибрилю (‘алейхис салям) спуститься на землю, заковать в кандалы мятежных шайтанов, надеть их им на шею и бросить их в море, чтобы они не испортили уразу общины его возлюбленного Мухаммада”.

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) также сказал, что Аллах Та’аля в каждую ночь рамадана приказывает одному призывающему взывать три раза: “Есть ли кто-либо просящий, чтобы Я одарил его? Есть кто-либо раскаивающийся, чтобы Я принял его раскаяние? Есть ли кто-нибудь просящий прощение, чтобы Я простил его? Кто бы дал в долг богатому, такому который ни в чем не нуждается и возвращает полностью ничуть не уменьшая?”.

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что Аллах Та’аля каждый день в рамадане во время ифтара освобождает из джаханнама миллион таких людей, которые заслужили его. И когда приходит последний день рамадана, то освобождает столько, сколько были освобождены с первого до последнего дня рамадана. И когда приходит Ночь Кадр, то Аллах Та’аля приказывает Джибрилю (‘алейхис салям), чтобы он с большой группой ангелов спустился на землю с зеленым знаменем, которое он ставит над Ка’бой. И хазрат Джибриль (‘алейхис салям), у которого сто крыльев, открывает два из них только в эту ночь и простирает их с запада до востока. Затем Джибриль (‘алейхис салям) велит ангелам давать салям каждому стоящему или сидящему в намазе или делающему зикр в эту ночь, пожимать ему руку и говорить «Аминь» на его ду’а. И это продолжается до утра. Когда наступает утро, Джибриль (‘алейхис салям) зовет ангелов: «Возвращаемся, возвращаемся!». Ангелы спрашивают у Джибриля (‘алейхис салям), как Аллах Та’аля поступил с нуждами верующих из общины Ахмада (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Он отвечает им, что Аллах Та’аля обратил на них в эту ночь внимание, и простил их, кроме четверых. Сахаба спросили: «О Расулюллах! Кто эти четверо?».

Было сказано, что это привыкший к вину, не послушный родителям, порвавший родственные отношения и кто держит злобу, и из-за этого разрывают отношения между собой. Потом когда наступает ночь ‘Ийдуль-фитра, то эту ночь в небесах называют «Ляйлятуль джаиза» (Ночь воздаяния). И когда приходит утро ‘ийда, то Аллах Та’аля посылает ангелов во все города, они спускаются на землю, и встают у начала всех дорог и улиц, и возглашают таким голосом, который слышат все творения Аллаха кроме джиннов и людей: «О община Мухаммада! Идите к Господу Щедрому, который одаривает обильно, прощает самые большие прегрешения!». Потом, когда люди идут к месту для ‘ийд намаза, и Аллах Та’аля спрашивает у ангелов: “Каково воздаяние того рабочего, который выполнил свою работу?”. Ангелы отвечают: «О наш Господь! О наш Владыка! Его воздаяние то, чтобы ему оплатили труд сполна». Тогда Аллах Та’аля говорит: “О ангелы! Будьте свидетелями, Я сделал наградой за их уразу в месяц рамадан и тарауих намаз Свое довольство и прощение”. И говорит обращаясь к рабам Своим: “О Мои рабы! Просите у меня, клянусь Моей Славой, клянусь Моим Величием, что бы вы ни попросили сегодня в этом собрании для своего ахирата, Я дам вам, а если для этого мира, то Я буду смотреть (в чем для вас польза). Клянусь Моей Славой, Я буду скрывать ваши ошибки, пока вы будете помнить Меня. Клянусь Моей Славой и Величием, Я не опозорю вас перед неверными (кяфирами). Теперь возвращайтесь в свои дома прощенными, вы удовлетворили Меня, и Я доволен вами”.

Ангелы радуются от того, что даровал Аллах Та’аля этой общине в день праздника окончания месяца рамадана.

Примечание

Большинство тем этого хадиса были приведены на предыдущих страницах этой книги. Конечно же, некоторые моменты достойны размышления.

Самое первое, самое важное — это то, что многие несчастные лишаются даже всеобщего прощения месяца рамадана, как стало известно из предыдущих хадисов. И они лишаются также всеобщего прощения дня ‘ийда. В их число входят ссорящиеся между собой и непокорные родителям. Кто-нибудь спросил бы у них, вызывая недовольство Аллаха, что они для себя добились? Жаль вас, о мои братья и сестры, а также и вашу честь, о достижении которой у вас неправильное представление. Чтобы получить её, вы терпите проклятие Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), взваливаете на себя груз проклятия Джибриля (‘алейхис салям), и вас исключают из общего прощения и милости Аллаха. Я спрашиваю, сегодня ты причинил ущерб, нанёс поражение своему врагу, ты гордишься этим. Но сколько дней эта честь может быть с тобой?

В то время как Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) проклинает тебя, приближенный ангел Аллаха просит у Аллаха ду’а для твоей гибели, Аллах Та’аля отвергает тебя от Своей милости и прощения. Ради Аллаха Та’аля подумай и остановись! Если заблудившийся утром — вечером дойдет до дома, то ничего не потеряно. Сегодня есть время и можно исправиться, завтра придётся предстать перед Правителем, где не будет спрос ни про честь и славу и ни про имущество и богатство, а будет спрос деяний, когда каждое действие будет написанным перед тобой.

Аллах Та’аля прощает обязанности перед Ним, но обязанности людей друг перед другом не оставляет без возмещения. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что нищий его общины — это тот, кто придёт в день Суда с хорошими поступками с намазом, уразой, садака и всем остальным. Но он кого-то обругал, на кого-то наклеветал, кого-то избил, тогда все эти заявители придут и будут брать возмещение его действий из его хороших поступков. И когда все его хорошие дела кончатся, то эти люди в счёт расплаты будут класть свои плохие дела на него и он вследствие этого груза будет брошен в джаханнам, и, несмотря на множество хороших дел, какова будет потеря и печаль в описании не нуждается.

Второй вопрос, который достоин внимания это то, что в этой книге упомянуты некоторые времена прощения. И кроме них есть множество других дел, которые становятся причинами прощения. На это возникает вопрос. Когда грехи прощены один раз, то что означает прощение второй раз? Ответ таков: правила прощения следующие — когда человеку даётся прощение, и у него есть грехи, то они удаляются, а если у него грехов нет, то на него соответственно увеличиваются блага и милости.

Третий вопрос, — в предыдущих хадисах в некоторых местах и в этом хадисе тоже Аллах Та’аля сделал ангелов свидетелями Его прощения. Причина этого в том, что справедливость Судного Дня основывается на исполнении предписаний. От Посланников (‘алейхим-ус-салям) тоже потребуются свидетели их призыва. Так в сборниках хадисов Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) во многих местах сказал: “У вас будет спрошено в отношении меня, поэтому будьте свидетелями, что я до вас донёс религию”.

В Бухари и других сборниках хадисов приводится, что хазрат Нух (‘алейхис салям) будет вызван в День Суда. У него будет спрошено, выполнил ли он обязанности пророчества, и донёс ли приказания Аллаха. Он ответит, что донёс. Затем будет спрошено у его общины, что донёс ли Нух (‘алейхис салям) до них приказания Аллаха. Они скажут:

“К нам не приходил ни вестник, ни увещеватель” (Сура 5, аят: 19).

Нуху (‘алейхис салям) будет сказано, чтобы он представил своих свидетелей. Он приведёт Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и его общину в качестве свидетелей. Будет вызвана община Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и будет давать свидетельства. В некоторых хадисах приводится, что у них будет перекрестный допрос, откуда они знают, донёс ли Нух (‘алейхис салям) приказания до своей общины или нет. Они ответят, что их Посланник сообщил им, и об этом было сообщено в истинной Книге, которая была ниспослана их Посланнику. Так произойдёт и с общинами других Посланников. Об этом имеется божественное высказывание:

“И сделали Мы вас общиной посредником, чтобы вы были свидетелями над людьми” (Сура 21, «Пророки», аят: 43).

Имам Фахруддин Рази (рахматуллахи ‘алейхи) пишет, что в День Суда будет четыре вида свидетельства. Одно — ангелов, о чём сказано в нижеследующих аятах:

“И придёт всякая душа, и с нею погонщик и свидетель (ангел)” (Сура 50, «Каф», аят: 21).

“А ведь над вами есть хранители — благородные писцы. Знают они что вы делаете” (Сура 82, «Раскалывание», аяты: 10-12).

“И не произнесёт он и единого слова, иначе как у него готовый надсмотрщик” (Сура 50, «Каф», аят: 18).

Второе будет свидетельство Посланников, про которое сказано в аятах:

“Я был свидетелем о них, пока пребывал среди них” (Сура 5, «Трапеза», аят: 117).

“А ведь над вами есть хранители — благородные писцы. Знают они, что вы делаете” (Сура 50, «Каф», аят: 18).

Третье будет свидетельство общины Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям), про которое сказано:

“И приведены Посланники и свидетели” (Сура 39, «Толпы», аят: 69).

Четвёртое будет свидетельство своих органов, о чём сказано в аяте:

“В тот день будут свидетельствовать против них их языки, их руки, их ноги о том, что они делали” (Сура 24, «Свет», аят: 24).

“Сегодня наложили Мы печать на их уста, и будут говорить нам их руки и свидетельствовать их ноги о том, что они приобрели” (Сура 36, «Йа син», аят: 65).

Цель этих аятов упомянуть про свидетельство в День Суда тех, про кого было рассказано в начале перед аятами.

Четвёртая тема, про которую говорится в вышесказанном хадисе: “Я не опозорю вас перед неверными”. Это чрезмерная доброта, милость и гордость Аллаха — Его готовность постоять за честь мусульман. Также милостью и благом для ищущих довольства Аллаха является и то, что в ахирате Он простит и скроет их проступки и ошибки. ‘Абдуллах бин ‘Умар (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что в День Суда Аллах Та’аля пригласит поближе к себе одного верующего. И под покровом тайны, так чтобы другие не видели, напомнив ему его грехи, заставит признать их. И тот из-за множества грехов и признания их подумает, что приблизилось время его гибели. Тогда ему будет сказано, что в мире ему скрывали его грехи, сегодня тоже они скрыты и прощены. После этого ему дадут книгу его хороших деяний.

Из сотен других хадисов выводится также, что Аллах прощает грехи и ошибки тех, кто ищет Его довольства и выполняет Его приказы. Поэтому отнесясь с большой важностью, надо понять один вопрос: людям, которые поглощены сплетнями за спиной праведных, надо заметить — вдруг в День Суда благодаря их хорошим поступкам Аллах скроет и простит ошибки этих праведных, а ваши книги деяний, будучи книгами сплетен, не стали бы для вас причиной гибели. Пусть Аллах Своей милостью проявит снисхождение и простит нас.

Пятая важная тема — то, что в хадисе назвали ночь ‘ийда — ночью наград. В эту ночь Аллах Та’аля дарует награды Своим рабам, поэтому рабы тоже должны оценить эту ночь. Много людей, не говоря уж о простых мусульманах, даже особые, уставши в рамадане, спят в эту ночь сладким сном. Хотя эта ночь, в которую тоже особенно надо заниматься поклонением. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что тот, кто будет бодрствовать, поклоняясь, с намерением награды в ночи обоих ‘ийдов, то его сердце не умрёт в тот день, когда сердца всех людей умрут, (то есть во времена разврата и бесчестия, когда у людей сердца будут бесчувственными, его сердце будет живое, или возможно имеется в виду день, когда Исрафил (‘алейхис салям) дунет в трубу, и его душа не потеряет сознание).

В одном хадисе сказано, что тот, кто будет бодрствовать в поклонении пять ночей, то для него джаннат станет ваджибом. Это: ночь ляйлятут-тарвия — 8-го зильхиджа, ляйлятуль-арафа — 9-го зильхиджа, ляйлятун-нахр — 10-го зильхиджа, ночь ‘ийдуль-фитр, ночь бараат — 15-го ша’бана. Законоведы также пишут, что бодрствовать (в поклонении) в ночи двух ‘ийдов (праздников) — это мустахаб. Имам Шафи’и (рахматуллахи ‘алейхи) говорит, что в пяти ночах ду’а принимается, это — в ночь джум’а, ночь обоих ‘ийдов, в гурра (ночь раджаба) и ночь середины ша’бана.

Предостережение
Некоторые машаихи говорят, что во время рамадана надо проявлять особое внимание к джум’а и к ночи перед джум’а, потому что джум’а и её ночь — это очень благословенные времена. В хадисах приведено много её ценностей. Но так как в некоторых хадисах также встречается запрещение определять ночь джум’а специально для поклонения, то поэтому будет лучше, если присоединить к ней ещё одну или две ночи.

В заключение настоятельно прошу читателей, чтобы в особые времена рамадана, когда будете просить ду’а для себя, включать в них ещё одного грешника тоже. Возможно, что Щедрый Господь благодаря вашим искренним ду’а одарит и его тоже Своим довольством и любовью.

Мухаммад Закярия Кандехляви
Мазахируль ‘Улюм Сяхаранпур.
27 ночь, благословенного Рамадана, 1349 г. хиджри.