Вопрос:
Нужен ли азан для каза-намаза? И могу ли я читать нафиль, если у меня есть пропущенные намазы?
Ответ:
Да, для каза-намаза азан тоже является сунной, а читать намаз без азана — макрух. В книге «Ад-Дуруль Мухтар» говорится:
[وَهُوَ (الْأَذَانُ) سُنَّةٌ مُؤَكَّدَةٌ لِلْفَرَائِضِ وَلَوْ قَضَاءً] (الدر المختار)
«Азан является сунной-муаккада для фард-намазов, даже если это каза-намазы».
[لَكِنْ لَا يُكْرَهُ تَرْكُهُ لِمُصَلٍّ فِي بَيْتِهِ فِي مِصْرٍ،لِأَنَّ أَذَانَ الْحَيِّ يَكْفِيهِ… وَيُسْتَثْنَي ظُهْرُ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فِي الْمِصْرِ لِمَعْذُورٍ وَمَا يَقْضِي مِنَ الْفَوَائِتِ فِي مَسْجِدٍ] (رد المحتار: 1/282)
Но не является макрухом чтение намаза без азана, который читается в доме, поскольку достаточно азана прочитанного в мечети той местности. Также читать намаз зухр без азана имеют право те люди, которые имеют оправдание от джума, как и тот, кто читает каза-намаз в мечети.
Ради восполнения каза-намаза не следует оставлять сунна-муаккада и намаз-таравих, однако вместо нафиль-намаза лучше постараться читать пропущенные.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин