Видевшие Пророка (ﷺ) при жизни, поверившие в него, удостоившиеся чести услышать его хоть один раз, и умершие праведными мусульманами считаются «сахабами» (друзьями). Джинны, так же видевшие Пророка (ﷺ) при жизни, слышавшие его, и умершие верующими так же могу считаться сахабами, и в этом нет отличия у них от людей.

Имам Бухари сказал: «Сахаб- это тот кто видел или беседовал с Пророком (ﷺ) будучи мусульманином.» Ибни Хаджер разбирая это определение написал:

«Это относится только ли к представителям людского рода, или применимо ко всем обладателям разума? Это вопрос, требующий глубокий размышлений. Что касается джиннов, я считаю, что они включены в эту категорию, потому как Пророк (ﷺ) был послан и к ним тоже, и они так же в ответе перед Создателем за свои дела. Среди них тоже есть, как непокорные, так и богобоязненные. Поэтому, не будет ошибкой, если их включат в эту категорию.» (Ибни Хаджар, Фатхуль-Бари, 7/4; Лисануль-Мизан,7/301)

Джинны, упомянутые в суре «Джинны», пришедшие послушать Пророка (САВ), джинны которые приходили послушать Его (ﷺ) в мечеть и прочие места, принявшие веру, удостоились чести называться сахабами, будучи праведными рабами Создателя. Некоторые ученные перечисляли по именам джиннов, упомянутых в аяте Священного Корана: «И расскажи им, о Мухаммад, как Мы направили к тебе группу джиннов, чтобы они послушали Коран. Когда они услышали чтение Корана, они сказали друг другу: «Слушайте!» А когда чтение завершилось, они поспешили к своему народу и стали предостерегать его от неверия и призывать к вере. (сура Аль-Ахкаф, аят 29), и считали их самыми великими сахабами из числа джиннов.

У Имама Куртуби в тафсире «Аль-Джамигу ли ахкамиль-Куран» описивается случай переданный от Сухейли. Однажды Умар бин Абдуль-Азис, прогуливаясь в поле, увидел мертвую змею. Слез с коня, и оторвав кусок материи от одежды, обмотал мертвое тело змеи и предал его земле. В это время послышалось «Сарака умер, Сарака умер!». Когда Умар бин Абдуль-Азиз спросил, кто это говорит, голос ему ответил, что является одним из джиннов упомянутых в аяте: «Мы направили к тебе группу джиннов» (сура Аль-Ахкаф, аят 29). Затем сказал: «Я и Сарака, остались единственными живыми, из той группы, кто послушав в тот день Пророка (ﷺ) вернулись к своему племени с увещеванием и предостережением. Сегодня сражаясь с неверными погиб Сарака. Теперь остался только я один. Я хочу обрадовать тебя благой вестью повелитель мусульман! Когда мы были вместе с Сарака возле Посланника Аллаха ,(ﷺ) повернувшись к нему Пророк (ﷺ) сказал: « О, Сарака! Ты умрешь в пустыне, а тебя похоронит один из праведных». Сегодня его слова воплотились в жизнь, и ты был тем самым праведным человеком.» (Тафсируль-Куртуби, 16/214)

Камиль хазрат Самигуллин
Источник: islam.ru