У меня вопрос: Почему мы должны придерживаться именно мазхаба Абу Ханифы? Ведь сам Абу Ханифа и сподвижники Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) не придерживались мазхаба?
Не так давно на нашем сайте мы уже поясняли суть и важность «таклида» (следованию мазхаба) в наше время. И ученые, которые установили принципы исламского законоведения, определяют «таклид» следующим образом: «Поступать в соответствии с решениями имама-муджтахида без требования доказательств». На сегодняшний день, приверженцы салафитского течения утверждают, что данная точка зрения ученых ошибочна и противоречит сунне. Важно понять, что мы прибегаем к таклиду, только в тех вопросах, в которых появляются трудности и которые вызывают сомнения в толковании аятов Корана и Сунны. Ведь они (Коран и Сунна) могут иметь не только несколько значений, но и некоторые переносные, аллегорические значения. Суть таклида заключается в том, что если человек не может понять правильное решение из приказов Аллаха и сунны Пророка, то ему следует обратиться к тем людям, которые обладают глубокими знаниями в области Корана и хадисов. Во многих аятах Корана Всевышний Аллах повелевает следовать ученым и показывает правильный путь следования. В Священном Коране сказано:
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и «обладающим влиянием» среди вас». (Сура Ниса, аят 59)
Под «обладающим влиянием» в этом аяте, по мнению Ибн Аббаса (р.а.), Муджахида (р.а.), Хасана Басри и других муфассиров, подразумеваются «факихи» (знатоки мусульманского права).
Так же хотелось бы сказать таклид неотделим от сунны, он существовал во времена Посланника Аллаха (ﷺ), сахабов (р.а.) и табиинов (р.а.).
Абу Хурайра (р.а.) рассказывает, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Я не знаю сколько я проживу с вами, поэтому следуйте Абу Бакру и Омару, после (моей смерти) меня.» (Тирмизи)
В этом хадисе Посланник Аллаха (ﷺ) в своем благословенном высказывании использовал слово «иктида» (т.е. следовать), которое употребляется для «следований» в религиозных вопросах. В Коране Всевышний Аллах сказал: «Это – те, кого Аллах повел прямым путем. Следуй же их прямым путем…» (Сура Анам, аят. 90)
В этом аяте Корана, также приводится слово иктида, т.е. следовать в вопросах религии пророкам и праведным людям.
Также, во времена сахабов встречается неоднократное следование кому-либо из сподвижников по конкретным вопросам. Однажды Омар (р.а.) во время хутбы сказал: «О! Люди! Если кто-либо из вас хочет узнать что-либо из Корана, то обращайтесь к Убай бин Каабу, по поводу наследства к Зайд бин Сабиту, по вопросам фикха к Муазу бин Джабалю, по поводу материальных средств ко мне, так как Аллах сделал меня управляющим (покровителем) и распределителем».
В этой хутбе Омар (р.а.) распределил задаваемые вопросы среди уважаемых и достопочтимых сахабов. Из этого становится ясно, что не каждый мог знать досконально законы Шариата, поэтому, если человек не имеет соответствующих знаний, он может обратиться к тем, кто обладает ими.
Нередко встречаются случаи, где они обращались только к одному ученому, опровергая другого. Так, например, в сборнике хадисов имама Бухари приводится хадис, где жителям Медины ибн Аббас (р.а.) вынес фатву (решение) о том, что женщина, у которой во время совершения тауафа начались месячные очищения, может продолжать обряд паломничества дальше. На что люди сказали, что они не будут следовать его решению, противоречащему решению Зайда (т.е. Зайда бин Сабита, который запрещал женщинам совершать тауаф во время месячных очищений).
Из этой истории можно сделать два вывода, первое — это то, что жители Медины совершали таклид только одному имаму муджтахиду Зайду бин Сабиту (р.а.), они полностью доверяли ему без всяких доказательств и не были готовы принять версию другого муджтахида Ибн Аббаса (р.а.). Второе — это то, что Ибн Аббас не порицал их за то, что они следуют одному муджтахиду и тем самым совершают ширк и нововведение.
На основе многочисленных аятов Корана и хадисов Посланника Аллаха (ﷺ) ученые вынесли решение, что следовать одному или нескольким ученым допустимо, так как таклид был в жизни сахабов. Во времена сподвижников Посланника Аллаха (ﷺ) уровень религии и богобоязненности был на самом высоком уровне. Позже, когда уровень богобоязненности и благочестия людей стал падать, а степень религиозного правосознания уменьшаться, ученые вынесли решение о следовании только одному мазхабу.
Важно понять, что страсти и желания человека, могут привести его к неверию и раздору. Поэтому во многих аятах Корана повествуется о преодолении своих страстей и желаний. Одной из главных целей ученых было уберечь общину мусульман от воздействия фитны и страстей, поэтому они посчитали важным создать единую систему, выработать методологию, принципы и разработать отрасли Шариата.
В подтверждение вышеизложенного, хотелось бы привести пример: представим если человек порезался зимой и у него потекла кровь, то по мнению имама Абу Ханифы омовение нарушается, а по мнению имама Шафии не нарушается. Человек с целью найти облегченный выход из данной ситуации выбирает мнение имама Шафии, т.к. зимой из-за холода бывает очень трудно обновлять омовение. Чуть позже он дотрагивается до женщины, и у него нарушается омовения, уже по мнению имама Шафии, но здесь он опять идет на уловку и поступает уже по мнению имама Абу Ханифы, т.к. оно легче для него. Таким образом, из всего этого можно сделать логичный вывод о том, что человек, следуя, своим страстям и желаниям, оправдываясь своими личными умозаключениями, превращает религию в игрушку и поступает так, как ему заблагорассудится.
Также, стоит заметить, для тех, кто утверждает, что во времена Посланника Аллаха (ﷺ), у сахабов не было мазхабов. В то время не было и способов чтения Священного Корана, «киратов» под теми названиями, под которыми они нам известны сегодня. Также, не существовало терминологии «достоверный» («сахих») и «слабый» («дзаиф») хадисы. Но на сегодняшний день, многие мусульмане мира следуют кираату под названием «кираата Хафса» и придерживаются критериев предъявляемых к хадисам, которые также не были установлены ни в одном аяте Корана, ни в одном хадисе Посланника Аллаха (ﷺ), а были выработаны спустя много лет.
Нелепость ситуации, в которую попадает мусульманин заявляющий, что он не придерживается ни одного мазхаба, можно пояснить следующей аналогией. Как известно, в физике есть постоянные формулы, выведенные выдающимися учеными. Простые смертные с помощью этих формул решают задачи по физике, а те, кто отказывается пользоваться этими общеизвестными формулами, должны сами вывести подобные формулы. Для этого они должны обладать знаниями и способностями великих ученых-физиков, а также много и плодотворно работать. В противном случае, нет смысла отказываться от использования готовых формул, и декларировать новые правила решения общепринятых задач.
Радуют наши имамы, четко отвечающие на подобные вопросы. Все четко и ясно. Жаль только что в жизни не все так хорошо объясняют от этого и проблемы с молодежью. Просто имамы не могут им объяснить что правильно а что нет, а у сектантов это всегда хорошо получается, ведь они специально и учатся для этого. Поэтому нужно развивать институт имамства и готовить специалистов высочайшего уровня, потому что отвечать за религию человека кула важнее, чем за например здоровье, но почему то на врача учатся по 10 лет, а на имама по три года…
Сказал имам ханбалитов Ибн Куддама аль-Макдиси (541-620 х/1146-1223 м) в своей книге «Равзат ан-назир»:
وأما التقليد في الفروع فهو جائز إجماعاً فكانت الحجة فيه الإجماع ولأن المجتهد في الفروع إما مصيب وإما مخطىء مثاب غير مأثوم بخلاف ما ذكرناه فلهذا جاز التقليد فيها ، بل وجب على العامي ذلك وذهب بعض القدرية إلى أن العامة يلزمهم النظر في الدليل في الفروع أيضاً ، وهو باطل بإجماع الصحابة
«Что касается таклида (слепого следования за муджтахидом) в вопросах фикха, то это является дозволенным по единогласному мнению ученых (иджмаъ). Доводом этому служит единогласное мнение ученых потому что муджтахид в (вопросах) фикха, будь он прав или ошибся получает вознаграждение и не записывается грех (за ошибку) в отличии от того, что мы упомянули. И поэтому дозволено делать таклид в нём (фикхе), более того это является обязательным простолюдину (амми). Некоторые кадариты утверждали, что на простолюдине также лежит обязанность искать довод (далиль) в фикхе, однако это является ложным по единогласному мнению сподвижников».
[«Равзат ан-назир ва джаннат аль-Муназир», 2/451]