Во имя Аллаха, хвала Всевышнему Господу миров, который велел повиноваться Ему и следовать за Своим посланником (алейхиссалям):
«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А кто отворачивается, то ведь Мы не посылали тебя их хранителем» (Сура «Женщины», аят 80).
Да благословит Аллах и приветствует посланника, призвавшего исполнять Сунну:«Кто повинуется мне, тот словно повинуется Аллаху, а кто ослушается меня, тот словно ослушается Аллаха…». (Согласованный хадис)
Порой приходится слышать удивительные призывы: — «Не следуйте за мазхабом, а следуйте за Сунной!», или же – «Следовать за мазхабом харам!».
Если спросите их что такое «Сунна», по шариату, — услышите сотни разных ответов. Одни скажут: — «Это то, что делал пророк (алейхиссалям)», другие – «Это повеления посланника». На вопрос: — «На какие виды делиться Сунна»? – молчат. Спрашиваешь — «Кто и по каким правилам разделил Сунну на категории?» — тоже молчат. Их этому не учили…

Дорогие верующие!

Лозунг «Нужно следовать не за мазхабом, а за Кораном и Сунной», — провокация для несведущих мусульман. Поистине, за Кораном и Сунной нужно следовать согласно знаниям и правилам. Сам Всевышний повелевает это:«Спросите людей знающих, если сами не знаете». (сура «Пчелы», аят 43).Неужели в представлении некоторых Ислам – это две книги двух имамов аль- Бухарий и Муслима? Если бы не ученые и их книги с комментариями, как бы мусульмане правильно следовали за Кораном и Сунной? Ученые известных мазхабов приложили неимоверные усилия в объяснении и становлении религии.Хочу остановиться на ученых Ханафитского мазхаба.

Поистине религия строится только на достоверных знаниях. Источники знаний – Коран и Сунна. У знаний нет ног, и у нас нет машины времени, чтобы попасть в эпоху пророка и посмотреть, каким образом тогда покланялись Аллаху. Но у нас имеется в наличии нечто другое, чего нет в иных религиях – «Иснад», цепочка людей, передававших слова посланника (алейхиссалям) друг другу на протяжении нескольких столетий.Важность «иснада» подчеркивалась учениками Абу Ханифы, Ибн Мубараком и Суфьяном Саурий.

Ибн Мубарак говорил: «Иснад – из религии, и если бы не иснад, то каждый, кто хочет, говорил бы что вздумается».«Тот, кто хочет обрести что-либо в религии без иснада, подобен тому, кто хочет подняться на крышу без лестницы».

Суфьян Саури считал знания связанные с передатчиками оружием!
Вот его слова: «Иснад – оружие мусульманина. Если у него нет оружия, то чем же он будет сражаться?»Имеется ввиду: — как можно аргументировать хадисами, не имея представления об их достоверности.

Любой хадис состоит их двух компонентов; первое из «санада», — из имен передатчиков передавших хадис. Второе из «матна» — самого текста хадиса.
В известных книгах приводятся имена десятки тысяч передатчиков. Они жили в разные времена, в разных странах и городах. Хадисоведы выдвигали условия для передатчиков. Они досконально изучали их образ жизни, смотрели на поведение, интересовались их набожностью, репутацией. Даже учитывали силу их памяти и уровень образования!
Ученики имама Абу Ханифы, — последователи ханафитской школы, практический всю жизнь изучали и следовали за Сунной пророка Мухаммеда (алейхиссалям).Ими написаны комментарии ко всем авторитетным сборникам. Ханафитские ученые досконально исследовали не только тексты, — «матны» хадисов, но и передатчиков, — «санад».
Возьмем, к примеру, ученого, историка, известного хадисоведа Ханафитской школы, Махмуда ибн Ахмеда, известного как, Бадру-Дин аль-Айни (855 г.х.). Он современник шейха Ислама,- ибн Хаджара. Они вместе в Каире изучали хадисы и оба написали известные труды, -комментарии к хадисам имама аль-Бухарий. Ибн Хаджар автор «Фатху аль-Барий», а Бадру-Дин аль-Айни автор 11- томного: «Умдату аль-Карий».

У этого ханафитского ученого имеются еще труды по Сунне пророка (алейхиссалям).
1. «Магани аль-Ахъяр фи риджал магани аль-Асар» — 2-тома. Книга посвящена вопросам хадисоведения «мусалах-хадис» и передатчикам, «ильм ар-Риджал».
2. «Мабани аль-Ахбар фи шарх магани аль-Асар». Хадисы и комментарии к ним.
3. «Риджаль ат-Тахавый». Упоминаются передатчики, на которых ссылался хадисовед ханафитской школы имам ат-Тахавый.

Помимо трудов в области хадисоведения, у шейха Бадру-Дин аль-Айни имеются десятки книг по фикху, истории и арабской грамматике.
Нельзя не упомянуть известного хадисоведа из ханафитской школы, автора 4-х томной книги по хадисоведению «Насбу ар-Рая» — шейха Джамалетдина аз-Зайлагый.
«Насбу ар-Рая» не имеет себе равных трудов! Когда завистники начали утверждать, мол вы «ханафиты» не разбираетесь в Сунне и следуете за недостоверными хадисами, шейх аз-Зайлагый доказал обратное. Он извлек из авторитетной ханафитской книги «аль-Хидая» все хадисы, исследовал передатчиков и составил вышеупомянутый труд. Его книга служит пособием по предмету «ильм-ар-Риджал» — «Сведения о передатчиках». В мире нет ни одного престижного исламского ВУЗа, где бы не изучалась «Насбу ар-Рая»!
Имам аз-Зайлагый дружил с тоже известным мухаддисом, Зейну ад-Дином аль-Иракый. Об этом упоминает великий богослов, — Ибн Хаджар (аль-Иракый был его учителем). Аль-Иракый изучил все хадисы содержащиеся в книге «Ихъя улюм ад-Дин» (авт. Аль-Газали).
Ханафитский ученый- хадисовед аль-Кавсари утверждал: «аз-Зайлагый стоит выше (по знаниям) имама аль-Иракый».

Дорогой брат мусульманин и сестра мусульманка!

Я привел вам всего лишь двух ученых из ханафитской школы.Их сотни! Все они оставили после себя книги по Сунне пророка (алейхиссалям)! Всем известным сборникам хадисов они написали комментарии, чтобы мы ПРАВИЛЬНО понимали хадисы и ПРАВИЛЬНО следовали за Сунной!
Кто читает и следует за хадисами руководствуясь лишь на свой разум и не обращает внимание на труды ученых находится в опасности. От него можно ожидать что угодно! Клевету, обвинения и такфир! Только тот правильно следует за Сунной, кто изучает сборники хадисов с комментариями известных богословов и выполняет, что там предписано!
Все авторитетные комментарии к этим трудам написаны учеными из правовых школ – мазхабов.Кто «следует за Сунной» полагаясь лишь на свою личную логику и силу ума, будет призван к ответу!

«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу». (Сура «Ночной перенос, аят 36»)

Имам-мухтасиб Мунир-хазрат Беюсов

dumrf.ru