тахавия

Имам ат-Тахави начинает свои слова так:

هذا ذكر بيان عقيدة أهل السنة والجماعة
Это, разъяснение убеждений Ахлю-Сунна валь Джамаа.

Во-первых, в арабском языке слово “это” (هذا) не говорится по отношению к чему-то несуществующему. Это называется “اسم الإشارة” — указательное местоимение т.е то, что показывает или указывает на нечто.

Имам указывает на то, что у него в мыслях, на то, что у него в сердце — на убеждения, которые он намеревается донести.

Здесь нужно остановиться на слове “баян” (разъяснение). На казахском языке это слово имеет такое же значение — объяснять нечто, делать понятным.

В науке “Усуль фикх” есть такие понятия как المبين “аль-мубаян” — разъясненное и المجمل “аль-муджмаль” — неясное. Оба слова являются антонимами друг другу.

Неясное — то, что является недостаточным для совершения действия.

Например, такие аяты как:

وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ
Выстаивай намаз и выплачивай закят

являются “муджмаль”, неясными.

Само выражение “выстаивай намаз” — является неясным. Как? Аллах велит вам “выстаивай намаз”, но вы не знаете сколько ракаатов нужно выстаивать и как это нужно делать. Все это не разъяснено в одном выражении.

Но, если в других аятах или хадисах все это разъясняется, то тогда это называется “аль-мубаян”.
Тем самым, вышеприведенный “Выстаивай молитву” переходит в категорию разъясненных аятов.

В Коране Аллах говорит о пророке:

وأنزلنا إليك الذكر لتبين للناس ما نزل إليهم ولعلهم
А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано.

Под “Напоминанием” здесь подразумевается Сунна, хадисы пророка, а под “то, что им ниспослано” -Коран.
Ведь именно в хадисах пророка разъясняется то, как нужно совершать намаз, выплачивать закят и.т.д.

Имам ат-Тахави называет свое послание открытым, ясным, годным для действии т.е. поняв это послание и живя соответственно этому, человек считается привереженцем Ахлю-Сунна валь Джамаа. Все эти слова годны для убеждений.
Это нужно запомнить.

И если придет человек и ясные слова имама переведет в категорию неясных и будет допускать в них предположения: “Если он имел в виду это, то правильно; если другое, то не правильно”, то это не разъяснение слова имама, а опровержение.

Например, Имам ат-Тахави говорит:
Он превыше тех ограничений, что накладывают на Него, превыше того,
чтобы быть в каких-то рамках или иметь части или конечности. Он не содержится
в шести сторонах света, как все сотворенные вещи.

Слово “конечность” понятно, слово “часть” понятно.

Если человек приходит и говорит: Что он подразумевает под тем, что Аллах не имеет частей или конечностей? Что он подразумевает под тем, что Аллах не ограничен 6 сторонами света? И говорит, что эти слова являются “муджмаль”, неясными, то это не является шарх-ом, а шарх — это подробное объяснение сказанного.

Если имам говорит о неясном (муджмаль) как ясное (мубаян), то он — не ученый, сам не знает того, о чем говорит.

Ахлю-Сунна валь Джамаа.

Ахль — означает “обладатель”, Сунна — это действия, слова пророка, то что он одобрил и.т.д.

Ахлю-Сунна валь Джамаа — это обладатели, привереженцы Сунны и последователи Джамаата. Джамаат — под этим в перво наперво подразумеваются сподвижники пророка, которые донесли до нас религию.

Когда появились Ахлю-Сунна валь Джамаа?
С появлением Ислама, а само название появилось позже. Сами же привереженцы Сунны и Джамаата были всегда.

Ахлю-Сунна валь Джамаа — привереженцы Сунны и последователи сподвижников пророка.

Другое значение — это те, кто с большинством, с джамаатом.

Во многих хадисах пророк упоминает о том, что нужно держаться общины и не отделятся от нее, что волк нападает только на отделившуюся овцу, что большинство на Истине.

Сегодня некоторые проповедники распространяют такую идею, что наоборот, большинство в заблуждении и только меньшинство на Истине, что нужно следовать меньшинству. Чего они этим добиваются? Того, что вот, мы меньшинство и мы на истине.

В довод приводят аяты из Корана:

وَإِنْ تُطِعْ أَكْثَرَ مَنْ فِي الْأَرْضِ يُضِلُّوكَ عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ
6:116. Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха.

وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُمْ بِاللَّهِ إِلَّا وَهُمْ مُشْرِكُونَ
12:106. Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей

На такие аяты опираются в очернении большинства.

Однако, эти аяты о большинстве всех людей на Земле. На Земле больше неверующих (кафирун) людей, чем мусульман. Если вы последуете за этим большинством, значит вы последовали за неверующими.

А когда дело касается мусульман, то пророк велел быть с большинством, как говорится в хадисе Анаса бин Малика: Моя община не объеденится на заблуждении.

Один из методов определения истины — это смотреть на то, на чем большинство мусульман, а именно ученых мусульман.

Потому что, пророк сказал:
لا تجتمع أمتي على ضلالة
Моя община не объединится на заблуждении.

Имам говорит:

هذا ذكر بيان عقيدة أهل السنة والجماعة ، على مذهب فقهاء الملة ‏:‏ أبي حنيفة النعمان بن ثابت الكوفي ، وأبي يوسف يعقوب بن إبراهيم الأنصاري ، وأبي عبدالله محمد بن الحسن الشيباني رضوان الله عليهم أجمعين ؛ وما يعتقدون من أصول الدين ، ويدينون به رب العالمي

Это разъяснение вероубеждения людей Сунны и Общины (Ахлю-Сунна валь Джамаа) основанное на убеждениях факихов этой Уммы: Абу Ханифа Нуғман сын Сабита аль-Куфи, Абу Юсуф Яғкуб сын Ибрахима аль-Ансари, Абу Абдуллах Мухаммад сын аль-Хасана аш-Шайбани, да будет доволен ими всеми Аллах. И (разъяснение) того, во что они убежденно верили изОснов Религии (Усуль ад-Дин) и исповедовали в религии Господа миров.

Абу Юсуф и Мухаммад — это великие ученые этой общины и ученики имама этой Уммы — Абу Ханифы.

Имам говорит “убежденно верили из Основ религии” — Усуль ад-Дин.
У этой науки — Акида, есть и другие названия как:
— Таухид (Единобожие)
— Усуль ад-Дин (Основы веры)
— Ильм аль-Калям (Наука о Слове (Аллаха)).

В названии нет проблем, главное — это то, что содержит в себе наука. Так, например некоторые проповедники говорят, что нельзя использовать термин “Основа религии”, хотя имам ат-Тахави его использует. В этом нет проблем.

Имам говорит “исповедовали в религии Господа миров”. Остановимся на “Господь миров”, на арабском “Рабб аль-ғалямин”, а в частности на слове “Рабб” (Господь).

На нашем языке тоже используется слово “Рабб”. Множественное число этого слова — “Арбаб”.

Что такое Рабб?

Имам ат-Табари в своем тафсире говорит, что Рабб — имеет 3 значения.

وأما تأويل قول : رب فإن الرب في كلام العرب متصرف على معان فالسيد المطاع فيهم يدعى ربا و الرجل المصلح الشيء يدعى ربا و المالك للشيء يدعى ربه

Слово “рабб” в арабском языке имеет несколько значений:
1) السيد المطاع — тот, кому подчиняются остальные
السيد — господин
المطاع — тот, кому подчиняются остальные

в арабском языке главу семьи так и называют — رب الأسرة — глава семьи “раббуль усра”

2) الرجل المصلح الشيء يدعى ربا — Глава чего-то, исправитель чего-то, обработчик чего-то,

ومن ذلك قيل : إن فلانا يرب صنيعته عند فلان , إذا كان يحاول إصلاحها وإدامتها
поэтому говорится, что такой-то свою вещь отдал на тарбиб (исправление) такому-то
тарбиб — от корня “рабба”

3) المالك للشيء يدعى ربه — хозяин чего-либо зовется ее рабб-ом

также могут приходить и другие значения этого слова, но все они в итоге упираются на эти 3
Все эти значения напрямую связаны друг с другом. Когда вам будут подчинятся? Когда вы будете хозяином. Когда вы можете что-то исправить? Когда это что-то будет в ваших руках.

Слово “рабб” возвращается к одной основе:

نسبة التصرف المطلق الذي لا يقيده قيد الى الله تعالى وحده في تدبرشؤون العلمين
Возглавлять, владеть миром полностью, вез соучастия какого-либо творения
Раббуль ғалямин, Господь миров — Единственный кто владеет, возглавляет, управляет этим миром без каких либо соучастников и ничто Ему не мешает в этом.

Теперь, язычники верили в то, что Аллах — рабб?
Признавали?

В наше время люди некоторых течений говорят, что:

Язычники признавали в Аллахе господа (рабб), поэтому их Единобожие было правильным в разделе “Господства” (Рубубия)
Тогда почему пророка назвал их неверующими, почему Аллах запретил им Рай?
У них была лишь одна проблема — это то, что они делали между собой и Аллахом посредников и этим самым впали в многобожие. И поэтому у них не было правильным Единобожие в разделе “Поклонения” (Улюхия)

Это течение делит Единобожие на 3 части:
— Рубубия (Господство)
— Улюхия (Поклонение)
— Асма ва Сифат (Имена и Аттрибуты)

Они говорят:
Рубубия — признавать Аллаха творцом, дающим жизнь, забирающим жизнь, владыкой мира, господом мира.
Улюхия — посвещять поклонение, дуға только Аллаху
Асма ва Сифат — призначать Аллаха единственным в Именах и Аттрибутах

т.е. они говорят, что у многобожников не было проблем в Рубубия, а проблема их — Улюхия.

Насколько это верно? Насколько верно что многобожники были верующими в Рубубия?

Мы с вами узнали, что такое Рабб.

Их довод:

أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ ۚ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَىٰ
39:3 Зумар
Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе».

В этом аяте мушрики говорят 2 вещи:
— إدعى — заявление
— إقرار — признание

Что они признали? То, что они поклоняются чему-то помимо Аллаха и заявили, что они могут приблизить их к Аллаху.

т.е. они приписали истуканам некоторые вещи относящиеся ко владению миром, а это приближение к Аллаху.

Они приписали некоторые пункты из управления миром своим истуканам.

Амр ибн Люхай.

Вообще, первым многобожие в арабский полуостров превнес человек по имени Амр ибн Люхай.

Он делал тафаав (обход) вокруг Каабы и произносил тальбию пророка Ибрахима:
لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ
Вот я перед тобой, о Аллах, вот я перед тобой. Нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!

В то время, когда Амр делал тафаав, шайтан в образе старца пришел и добавил:
لبيك اللهم، لبيك. لبيك لا شرك لك
Нет у Тебя сотоварища, кроме одного сотоварища, и то он в Твоем владении.

И сказал Амру добавить это.

Амру это не понравилось и тогда шайтан пошел на еще большее ухищрение:
تملكه أمام لك
Он и то, чем он владеет в Твоем владении.

Амр принял это и первым ввел многобожие в полуострове.

Здесь язычники дали аттрибут владения истуканам. А выше мы уже говорили о том, что такое “рабб”. Здесь они заблудились в Рубубия.

О том, что многобожники были заблудшими в Таухиде Рубубия говорится в Коране:

ياأهل الكتاب تعالوا إلى كلمة سواء بيننا وبينكم ألا نعبد إلا الله ولا نشرك به شيئا ولا يتخذ بعضنا بعضا أربابا من دون الله
3:64 Али Имран
Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом»

“и не будем считать друг друга господами (أربابا) наряду с Аллахом»

господами т.е. “арбаб”

А как они сделали друг друга господами наряду с Аллахом?

اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِنْ دُونِ اللَّهِ
9:31 Тауба
Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов

первое — это раввины, второе — священники христиан.

В хадисе от Ади ибн Хатима, который пришел к пророку с большим крестом на шее, говорится почему они взяли священников господами помимо Аллаха. Ади возразил пророку, что они не поклоняются своим священникам. На что пророк ответил тем, что они согласны с тем, что священники делают дозволенным то, что запрещено Аллахом и делают запретным то, что разрешил Аллах и люди следуют в этом за своими монахами — это и есть поклонение.

Как например: разрешение свинины, которая была запрещена Аллахом и разрешена священниками; отмена обрезания.

Как после таких явлений, можно сказать, что у них было правильное убеждение в Таухиде Рубубия? Что они этим хотят сказать? Что все люди, за исключением материалостов, были правдивы в Рубубия, что пророк пришел лишь для того, чтобы исправить, объяснить Таухид Улюхия.

Поэтому, если вы скажите “Мой господь — Аллах”, вам возразят, что этого не достаточно, чтобы ты стал мусульманином.

وَإِذْ أَخَذَ رَبُّكَ مِنْ بَنِي آدَمَ مِنْ ظُهُورِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَأَشْهَدَهُمْ عَلَى أَنفُسِهِمْ أَلَسْتُ بِرَبِّكُمْ قَالُوا بَلَى شَهِدْنَا

7:172 аль-Аъраф
Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я — не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем»

И после этого приходит кто-то и говорит: нет, этого не достаточно, это говорят и христиане и иудеи и язычники, это не делает твое вероубеждение правильным.

В Коране нет ни одного довода о том, что у них было правильное убеждение в Таухиде Рубубия. Об этом в следующем уроке.

Конец второй части.