Имам ат-Тахави начинает свои слова так:
هذا ذكر بيان عقيدة أهل السنة والجماعة
Это, разъяснение убеждений Ахлю-Сунна валь Джамаа.
Во-первых, в арабском языке слово “это” (هذا) не говорится по отношению к чему-то несуществующему. Это называется “اسم الإشارة” — указательное местоимение т.е то, что показывает или указывает на нечто.
Имам указывает на то, что у него в мыслях, на то, что у него в сердце — на убеждения, которые он намеревается донести.
Здесь нужно остановиться на слове “баян” (разъяснение). На казахском языке это слово имеет такое же значение — объяснять нечто, делать понятным.
В науке “Усуль фикх” есть такие понятия как المبين “аль-мубаян” — разъясненное и المجمل “аль-муджмаль” — неясное. Оба слова являются антонимами друг другу.
Неясное — то, что является недостаточным для совершения действия.
Например, такие аяты как:
وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ
Выстаивай намаз и выплачивай закят
являются “муджмаль”, неясными.
Само выражение “выстаивай намаз” — является неясным. Как? Аллах велит вам “выстаивай намаз”, но вы не знаете сколько ракаатов нужно выстаивать и как это нужно делать. Все это не разъяснено в одном выражении.
Но, если в других аятах или хадисах все это разъясняется, то тогда это называется “аль-мубаян”.
Тем самым, вышеприведенный “Выстаивай молитву” переходит в категорию разъясненных аятов.
В Коране Аллах говорит о пророке:
وأنزلنا إليك الذكر لتبين للناس ما نزل إليهم ولعلهم
А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано.
Под “Напоминанием” здесь подразумевается Сунна, хадисы пророка, а под “то, что им ниспослано” -Коран.
Ведь именно в хадисах пророка разъясняется то, как нужно совершать намаз, выплачивать закят и.т.д.
Имам ат-Тахави называет свое послание открытым, ясным, годным для действии т.е. поняв это послание и живя соответственно этому, человек считается привереженцем Ахлю-Сунна валь Джамаа. Все эти слова годны для убеждений.
Это нужно запомнить.
И если придет человек и ясные слова имама переведет в категорию неясных и будет допускать в них предположения: “Если он имел в виду это, то правильно; если другое, то не правильно”, то это не разъяснение слова имама, а опровержение.
Например, Имам ат-Тахави говорит:
Он превыше тех ограничений, что накладывают на Него, превыше того,
чтобы быть в каких-то рамках или иметь части или конечности. Он не содержится
в шести сторонах света, как все сотворенные вещи.
Слово “конечность” понятно, слово “часть” понятно.
Если человек приходит и говорит: Что он подразумевает под тем, что Аллах не имеет частей или конечностей? Что он подразумевает под тем, что Аллах не ограничен 6 сторонами света? И говорит, что эти слова являются “муджмаль”, неясными, то это не является шарх-ом, а шарх — это подробное объяснение сказанного.
Если имам говорит о неясном (муджмаль) как ясное (мубаян), то он — не ученый, сам не знает того, о чем говорит.
Ахлю-Сунна валь Джамаа.
Ахль — означает “обладатель”, Сунна — это действия, слова пророка, то что он одобрил и.т.д.
Ахлю-Сунна валь Джамаа — это обладатели, привереженцы Сунны и последователи Джамаата. Джамаат — под этим в перво наперво подразумеваются сподвижники пророка, которые донесли до нас религию.
Когда появились Ахлю-Сунна валь Джамаа?
С появлением Ислама, а само название появилось позже. Сами же привереженцы Сунны и Джамаата были всегда.
Ахлю-Сунна валь Джамаа — привереженцы Сунны и последователи сподвижников пророка.
Другое значение — это те, кто с большинством, с джамаатом.
Во многих хадисах пророк упоминает о том, что нужно держаться общины и не отделятся от нее, что волк нападает только на отделившуюся овцу, что большинство на Истине.
Сегодня некоторые проповедники распространяют такую идею, что наоборот, большинство в заблуждении и только меньшинство на Истине, что нужно следовать меньшинству. Чего они этим добиваются? Того, что вот, мы меньшинство и мы на истине.
В довод приводят аяты из Корана:
وَإِنْ تُطِعْ أَكْثَرَ مَنْ فِي الْأَرْضِ يُضِلُّوكَ عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ
6:116. Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха.
وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُمْ بِاللَّهِ إِلَّا وَهُمْ مُشْرِكُونَ
12:106. Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей
На такие аяты опираются в очернении большинства.
Однако, эти аяты о большинстве всех людей на Земле. На Земле больше неверующих (кафирун) людей, чем мусульман. Если вы последуете за этим большинством, значит вы последовали за неверующими.
А когда дело касается мусульман, то пророк велел быть с большинством, как говорится в хадисе Анаса бин Малика: Моя община не объеденится на заблуждении.
Один из методов определения истины — это смотреть на то, на чем большинство мусульман, а именно ученых мусульман.
Потому что, пророк сказал:
لا تجتمع أمتي على ضلالة
Моя община не объединится на заблуждении.
Имам говорит:
هذا ذكر بيان عقيدة أهل السنة والجماعة ، على مذهب فقهاء الملة : أبي حنيفة النعمان بن ثابت الكوفي ، وأبي يوسف يعقوب بن إبراهيم الأنصاري ، وأبي عبدالله محمد بن الحسن الشيباني رضوان الله عليهم أجمعين ؛ وما يعتقدون من أصول الدين ، ويدينون به رب العالمي
Это разъяснение вероубеждения людей Сунны и Общины (Ахлю-Сунна валь Джамаа) основанное на убеждениях факихов этой Уммы: Абу Ханифа Нуғман сын Сабита аль-Куфи, Абу Юсуф Яғкуб сын Ибрахима аль-Ансари, Абу Абдуллах Мухаммад сын аль-Хасана аш-Шайбани, да будет доволен ими всеми Аллах. И (разъяснение) того, во что они убежденно верили изОснов Религии (Усуль ад-Дин) и исповедовали в религии Господа миров.
Абу Юсуф и Мухаммад — это великие ученые этой общины и ученики имама этой Уммы — Абу Ханифы.
Имам говорит “убежденно верили из Основ религии” — Усуль ад-Дин.
У этой науки — Акида, есть и другие названия как:
— Таухид (Единобожие)
— Усуль ад-Дин (Основы веры)
— Ильм аль-Калям (Наука о Слове (Аллаха)).
В названии нет проблем, главное — это то, что содержит в себе наука. Так, например некоторые проповедники говорят, что нельзя использовать термин “Основа религии”, хотя имам ат-Тахави его использует. В этом нет проблем.
Имам говорит “исповедовали в религии Господа миров”. Остановимся на “Господь миров”, на арабском “Рабб аль-ғалямин”, а в частности на слове “Рабб” (Господь).
На нашем языке тоже используется слово “Рабб”. Множественное число этого слова — “Арбаб”.
Что такое Рабб?
Имам ат-Табари в своем тафсире говорит, что Рабб — имеет 3 значения.
وأما تأويل قول : رب فإن الرب في كلام العرب متصرف على معان فالسيد المطاع فيهم يدعى ربا و الرجل المصلح الشيء يدعى ربا و المالك للشيء يدعى ربه
Слово “рабб” в арабском языке имеет несколько значений:
1) السيد المطاع — тот, кому подчиняются остальные
السيد — господин
المطاع — тот, кому подчиняются остальные
в арабском языке главу семьи так и называют — رب الأسرة — глава семьи “раббуль усра”
2) الرجل المصلح الشيء يدعى ربا — Глава чего-то, исправитель чего-то, обработчик чего-то,
ومن ذلك قيل : إن فلانا يرب صنيعته عند فلان , إذا كان يحاول إصلاحها وإدامتها
поэтому говорится, что такой-то свою вещь отдал на тарбиб (исправление) такому-то
тарбиб — от корня “рабба”
3) المالك للشيء يدعى ربه — хозяин чего-либо зовется ее рабб-ом
также могут приходить и другие значения этого слова, но все они в итоге упираются на эти 3
Все эти значения напрямую связаны друг с другом. Когда вам будут подчинятся? Когда вы будете хозяином. Когда вы можете что-то исправить? Когда это что-то будет в ваших руках.
Слово “рабб” возвращается к одной основе:
نسبة التصرف المطلق الذي لا يقيده قيد الى الله تعالى وحده في تدبرشؤون العلمين
Возглавлять, владеть миром полностью, вез соучастия какого-либо творения
Раббуль ғалямин, Господь миров — Единственный кто владеет, возглавляет, управляет этим миром без каких либо соучастников и ничто Ему не мешает в этом.
Теперь, язычники верили в то, что Аллах — рабб?
Признавали?
В наше время люди некоторых течений говорят, что:
Язычники признавали в Аллахе господа (рабб), поэтому их Единобожие было правильным в разделе “Господства” (Рубубия)
Тогда почему пророка назвал их неверующими, почему Аллах запретил им Рай?
У них была лишь одна проблема — это то, что они делали между собой и Аллахом посредников и этим самым впали в многобожие. И поэтому у них не было правильным Единобожие в разделе “Поклонения” (Улюхия)
Это течение делит Единобожие на 3 части:
— Рубубия (Господство)
— Улюхия (Поклонение)
— Асма ва Сифат (Имена и Аттрибуты)
Они говорят:
Рубубия — признавать Аллаха творцом, дающим жизнь, забирающим жизнь, владыкой мира, господом мира.
Улюхия — посвещять поклонение, дуға только Аллаху
Асма ва Сифат — призначать Аллаха единственным в Именах и Аттрибутах
т.е. они говорят, что у многобожников не было проблем в Рубубия, а проблема их — Улюхия.
Насколько это верно? Насколько верно что многобожники были верующими в Рубубия?
Мы с вами узнали, что такое Рабб.
Их довод:
أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ ۚ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَىٰ
39:3 Зумар
Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе».
В этом аяте мушрики говорят 2 вещи:
— إدعى — заявление
— إقرار — признание
Что они признали? То, что они поклоняются чему-то помимо Аллаха и заявили, что они могут приблизить их к Аллаху.
т.е. они приписали истуканам некоторые вещи относящиеся ко владению миром, а это приближение к Аллаху.
Они приписали некоторые пункты из управления миром своим истуканам.
Амр ибн Люхай.
Вообще, первым многобожие в арабский полуостров превнес человек по имени Амр ибн Люхай.
Он делал тафаав (обход) вокруг Каабы и произносил тальбию пророка Ибрахима:
لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ
Вот я перед тобой, о Аллах, вот я перед тобой. Нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!
В то время, когда Амр делал тафаав, шайтан в образе старца пришел и добавил:
لبيك اللهم، لبيك. لبيك لا شرك لك
Нет у Тебя сотоварища, кроме одного сотоварища, и то он в Твоем владении.
И сказал Амру добавить это.
Амру это не понравилось и тогда шайтан пошел на еще большее ухищрение:
تملكه أمام لك
Он и то, чем он владеет в Твоем владении.
Амр принял это и первым ввел многобожие в полуострове.
Здесь язычники дали аттрибут владения истуканам. А выше мы уже говорили о том, что такое “рабб”. Здесь они заблудились в Рубубия.
О том, что многобожники были заблудшими в Таухиде Рубубия говорится в Коране:
ياأهل الكتاب تعالوا إلى كلمة سواء بيننا وبينكم ألا نعبد إلا الله ولا نشرك به شيئا ولا يتخذ بعضنا بعضا أربابا من دون الله
3:64 Али Имран
Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом»
“и не будем считать друг друга господами (أربابا) наряду с Аллахом»
господами т.е. “арбаб”
А как они сделали друг друга господами наряду с Аллахом?
اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِنْ دُونِ اللَّهِ
9:31 Тауба
Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов
первое — это раввины, второе — священники христиан.
В хадисе от Ади ибн Хатима, который пришел к пророку с большим крестом на шее, говорится почему они взяли священников господами помимо Аллаха. Ади возразил пророку, что они не поклоняются своим священникам. На что пророк ответил тем, что они согласны с тем, что священники делают дозволенным то, что запрещено Аллахом и делают запретным то, что разрешил Аллах и люди следуют в этом за своими монахами — это и есть поклонение.
Как например: разрешение свинины, которая была запрещена Аллахом и разрешена священниками; отмена обрезания.
Как после таких явлений, можно сказать, что у них было правильное убеждение в Таухиде Рубубия? Что они этим хотят сказать? Что все люди, за исключением материалостов, были правдивы в Рубубия, что пророк пришел лишь для того, чтобы исправить, объяснить Таухид Улюхия.
Поэтому, если вы скажите “Мой господь — Аллах”, вам возразят, что этого не достаточно, чтобы ты стал мусульманином.
وَإِذْ أَخَذَ رَبُّكَ مِنْ بَنِي آدَمَ مِنْ ظُهُورِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَأَشْهَدَهُمْ عَلَى أَنفُسِهِمْ أَلَسْتُ بِرَبِّكُمْ قَالُوا بَلَى شَهِدْنَا
7:172 аль-Аъраф
Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я — не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем»
И после этого приходит кто-то и говорит: нет, этого не достаточно, это говорят и христиане и иудеи и язычники, это не делает твое вероубеждение правильным.
В Коране нет ни одного довода о том, что у них было правильное убеждение в Таухиде Рубубия. Об этом в следующем уроке.
Конец второй части.
Прекрасная книга по акыде!
Имам Әбу Джафар ат-Тахауи (229-321 х) рахимахулла айтқан:
وَيَعْصِمَنَا مِنَ الْأَهْوَاءِ الْمُخْتَلِفَةِ، وَالْآرَاءِ الْمُتَفَرِّقَةِ، وَالْمَذَاهِبِ الرَّدِيَّةِ، مِثْلَ الْمُشَبِّهَةِ وَالْمُعْتَزِلَةِ وَالْجَهْمِيَّةِ وَالْجَبْرِيَّةِ وَالْقَدَرِيَّةِ وَغَيْرِهِمْ، مِنَ الَّذِينَ خَالَفُوا السُّنَّةَ وَالْجَمَاعَةَ، وَحَالَفُوا الضَّلَالَةَ، وَنَحْنُ مِنْهُمْ بَرَآءٌ، وَهُمْ عِنْدَنَا ضُلَّالٌ وَأَرْدِيَاءُ
«Біз Алла тағаладан біздерді теріс сенімдерден және адасқан топтардан қорғауымызды жалбарынып сұраймыз, мушаббиха, муғтазили, джахми, джабари, қадари және сол сияқтылар Сүннет пен Жамағаттан ауытқып бұрыс сенімдерін қорғайтындар. Біз олармен кез келген байланысты жоққа шығарамыз, және біздің пікірімізше олар адасушылықта және апат жолында».
[«Әл-Ақида ат-Тахауиә»]
«Без просвещения нет ни веры, ни блага. Без знаний ни намаз, ни посты, ни паломничества не достигнут цели.»
Абай Кунанбаев («Слова Назидания». Слово десятое)