«Джаухара ат-таухид»
шейха Бурхануддина Ибрахима аль-Лякани аль-Малики (умер в 1041-м г.)
Это основной матн по ашаритской акыде среди поздних ученых. Автор – маликитский факих, но известность приобрел этой книгой. Учился у имама Рамли (автора «Нихая аль-мухтадж»), Ибн Касима аль-Абади, Мухаммада ибн Салима ас-Санхури, который был его основным учителем. Был крупным суфием. Матн написан по наставлению его суфийского шейха – Ахмада Шарнуби.
Сам же Ибрахим аль-Лякани написал три шарха к «Джаухара ат-таухид»: «Умдат аль-мюрид» (огромный шарх, своего рода энциклопедия по ильм аль-калям, издан в 2015-м году), «Тальхыс ат-таджрид» и «Хидая аль-мюрид» (издан «Дар аль-басаир» в двух томах с разными примечаниями). Последний шарх – лучшее для всестороннего изучения матна.
Автор также написал объемный комментарий «Када аль-ватр» – хашия к «Нузха ан-назар» имама Ибн Хаджара по мусталах аль-хадис.
У него есть несколько неоконченных книг: хашия к «Шарх аль-акаид» Тафтазани, хашия к шарху Тафтазани к «Тасрифу» и другие.
Матн «Джаухара ат-таухид» – мухтасар раздела по акыде из «Джам’ аль-джавами’». Когда имам Таджуддин ас-Субки написал свой матн по усуль аль-фикх «Джам’ аль-джавами’», то добавил в конце небольшой раздел по акыде, и имам Ибрахим аль-Лякани (рахимахуллах) изложил его кратко в виде назма.
الحمد للهِ على صِلاتِهِ
ثُمَّ سَلامُ اللهِ مَعْ صَلاتِهِ
على نَبِيٍّ جَاءَ بالتَوحِيدِ
و قَدْ خَلا الدِّينُ عَنِ التوْحِيدِ
Хвала Всевышнему Аллаху за милости, которые Он даровал,
И мир и благословение Аллаха
Пророку, принесшему Единобожие,
В то время как в верованиях не было Единобожия,
Обращаем внимание на огласовки при заучивании: в первом случае «сылятихи» с касрой, дальше идет «ма’» с сукуном в конце (для сохранения стихотворного размера), «набиин» с танвином.
Предложение «джаа би-т-таухиди» – сыфа к «набиин».
Слово «дин» может использоваться и для обозначения Ислама, и для обозначения обычаев и верований.
Из шарха имама аль-Лякани:
«Таухид – это выделение Того, Кому мы поклоняемся, поклонением с убеждением, что Аллах Един в Своей Сущности, атрибутах и действиях».
Един в Сущности: Его Сущность не делима и не состоит из частей, и нет двух богов.
Един в атрибутах.
Един в действиях: только Аллах творит и создает объективный физический мир, и никто наряду с Ним или по Его перепоручению не творит.
فأَرْشَدَ الخَلْقَ لِدِينِ الْحَقِّ
بِسَيْفِهِ و هَدْيِهِ لِلْحَقِّ
مُحَمَّدِ العاقِبْ لِرُسْلِ ربِّهِ
و آلِهِ و صَحْبِهِ و حِزْبِهِ
Кто указал людям религию истины
Мечом и наставлением к истине –
Мухаммаду, печати посланников Господа,
И его роду, и его сподвижникам, и его общине.
«Рабб» изначально обозначает господина, однокоренное слово – «тарбия» (воспитание). Также это Тот, Кто улучшает, и Тот, Кому поклоняются. Поэтому определения «рубубия» и «улюхия» взаимосвязаны.
و بَعْدُ فالعلم بِأَصلِ الدينِ
مُحَتَّمٌ يَحْتَاجُ للتَبْيِينِ
لَكِنْ مِنَ التطْوِيلِ كَلَّتْ الهِمَمْ
فَصارَ فِيهِ الاِخْتِصارُ مُلْتَزَمْ
Наука об основах религии
Необходима, но нуждается в разъяснении.
Однако устремленность людей ослабла из-за длиннот,
Поэтому нужны сокращенные матны (мухтасар).
Науку об основах религии надо объяснять подробно, поскольку заблудшие (например, мутазилиты или муджассима) поднимают разнообразные темы, где отклоняются от истины.
Краткий матн – это скелет и основа твоего знания. Впоследствии на этот скелет можно наживлять все, что ты узнаешь дальше по каждой конкретной теме.
و هَذِهِ أُرجوزَةٌ لَقَّبْتُها
جَوْرَةَ التَوْحيدِ قَدْ هَذَّبْتُها
واللهَ أرجوُ في القبولِ نافِعا
بِهَا مُريداً في الثَوابِ طامِع
И я назвал эту урджузу
«Джаухара ат-таухид» и составил ее.
Я надеюсь только на Аллаха, чтобы Он принял ее и сделал ее полезной,
Жажду награды и к ней стремлюсь.
Урджуза – это литературное произведение определенного стихотворного размера. «Джаухара ат-таухид» буквально переводится как «Драгоценность Единобожия».
فَكُلُّ مَنْ كُلِّفَ شَرْعاً وَجَبا
عَلَيْهِ أَنْ يَعْرِفَ ما قَدْ وَجَبا
للهِ و الجائِزَ و المُمْتَنِعا
و مِثْلَ ذَا لِرُسْلِهِ فاسْتَمِع
Каждый, на кого возложена ответственность, (мукалляф) должен по Шариату
Познать то, что обязательно
В отношении Аллаха, что допустимо и что невозможно,
И то же самое насчет Его посланников.
Согласно ашаритской акыде, познание обязательного, невозможного и допустимого – это шариатская обязанность для мукалляфа: она устанавливается Шариатом, а не разумом; если до людей Шариат не дошел, обязанность не вступает в силу.
إِذْ كُلُّ مَنْ قَلَّدَ فِي التَوْحِيدِ
إيمانُهُ لم يَخْلُ مِنْ تَردِيدِ
فَفِيهِ بَعْضُ القَوْمِ يَحْكِي الخُلْفا
و بَعْضُهُمْ حَقَّقَ فِيهِ الكَشْفا
В вере каждого, кто слепо следует в Единобожии,
Есть сомнение.
Некоторые передают, что здесь расхождение,
А некоторые это раскрыли:
Мукаллид в акыде – тот, кто стопроцентно верит в Аллаха, потому что его родители (например) верят в Аллаха, и у кого нет осознания веры даже на уровне «если есть творение – есть и Творец». Если человек уже хотя бы так рассуждает, он не мукаллид в акыде.
«Есть сомнение»: может быть, тот, за кем он следует, поменяет взгляды, а он снова за ним последует.
«Некоторые это раскрыли»: имам Таджуддин ас-Субки объяснил, что на самом деле расхождения нет. Когда речь идет о мукаллиде, насчет веры которого есть сомнения, имеется в виду мукаллид, у которого нет убежденности, то есть, если тот, за кем он следует, поменяет точку зрения, он за ним последует. А если мукаллид точно уверен, что Аллах существует, так что останется в Исламе, даже если тот, за кем он следует, поменяет веру, то у ученых нет разногласий, что такая вера принимается. Иными словами, расхождение лишь словесное (хиляф ляфзи).
فَقَالَ إِنْ يَجْزِمْ بِقَوْلِ الغَيْرِ
كَفَى وَ إِلا لم يَزَلْ في الضَيْرِ
واجْزِمْ بِأَنَّ أوَّلا مِمَّا يَجِبْ
مَعْرِفَةٌ وَ فِيهِ خُلْفٌ مُنْتَصِبْ
[Ученые] сказали [о таклиде в вере], что, если он (человек) убежден в словах другого,
Этого достаточно; если не убежден, то он попал в беду.
Будь уверен, что первое из того, что обязательно, –
Познание, и тут есть установленное разногласие.
Но все эти разногласия – словесные. Все говорят по сути одно и то же – что шахада без понимания не действительна. А значит, понимание должно предшествовать шахаде. Это не означает, что первый ваджиб (обязательное) – не шахада. Первый ваджиб – шахада, но, чтобы она была действительна, надо соблюсти определенные условия: надо ее понимать и быть в ней убежденным. А для этого нужно хотя бы минимально поразмышлять: мир изменяется, значит, мир сотворен, значит, у него есть Творец, и Он может быть только один, только Он достоин поклонения, у него должны быть пророки, и Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) – это Его Пророк, которые принес последнюю религию. Понимания на таком уровне достаточно.
فَانْظُرْ إلى نَفْسِكَ ثُمَّ انْتَقِلِ
لِلْعالَمِ العُلْوِيِّ ثُمَّ السُفْلِي
تَجِدْ بِهِ صُنْعاً بَديعَ الحِكَمِ
لَكِنْ بِهِ قامَ دَليلُ العَدَمِ
Посмотри на самого себя, затем обрати взор
На небесный мир и то, что у тебя под ногами, –
[Во всем этом] ты увидишь творение удивительной мудрости,
Но в нем есть признак несуществования.
«Удивительной мудрости»: такое творение не может появиться случайно.
«Признак несуществования»: все эти творения не существовали раньше и появились из ничего, все они начальны. И доказательство этому – их изменяемость: все, что изменяется, сотворено.
سؤال: هل هناك الفرق بين التأويل المعتزلة و التأويل الأشاعرة ؟ و ما هو الفرق ؟ تفصيلا…
بارك الله فيكم.
الجواب:
عملية التأويل في أصلها لا تفترق بين المذهبين المذكورين، وإنما الافتراق حاصل بينهما في المسوِّغات للتأويل، وشروط صحته، أما التأويل من حيث هو صرف لفظ ظاهر لدليل، فالاتفاق حاصل عليه بينهما. وبناء على الاختلاف في الشروط والمسوِّغات الباعثة على التأويل يحصل الاختلاف في بعض التأويلات المفصلة في بعض الآيات أو الأحاديث.
ويوجد فرق في بعض الأمور العارضة على التأويل، مثلا: هل الأصل في الآحاد تأويله عند ظهور مخالفته لما هو أظهر منه (قاطعا كان أو غير قاطع)، أم الأصل هو الردّ؟ فالجمهور من أهل السنة على أن الأصل التأويل لا الرد، وقد يقول بعض المشهورين من المعتزلة بالردّ .