С помощью Всевышнего Аллаха, упомянем некоторые имена ученых-ашаритов (после времени имама аль-Аш’ари), которые внесли неоценимый вклад в развитие различных исламских наук. Постараемся выделить самых известных и авторитетных ученых с каждого века, чьи имена на слуху у требующих знания, и без чьих трудов не обходится ни один исламский студент и ученый уже сотни лет. И вы увидите, что ашариты – это лидеры в каждой исламской науке. Они буквально заполонили исламскую научную сферу своими трудами, таким образом, что там не осталось места для других. Все их труды пользуются успехом с момента их написания и до наших дней. Все они придерживаются истинной акыды ахлю-Сунна.
Заметим, что термин “ашарит” будет использоваться в широкой смысле, то есть, даже если кто-то из ученых будет считаться матуридитом (ханафитом) или асаритом (ханбалитом), то и в этом случае он будет отнесен к ашаритами, так как решающим критерием здесь считается приверженность этих ученых правильной акыде – акыде абсолютного бесподобия Всевышнего Аллаха творениям, в которой отсутствуют всякого рода заблуждения, как описание Аллаха местом, сторонами, границами, частями тела и другими физическими и пространственными характеристиками. Все эти ученые очищали Аллаха от этих недостатков и не признавали какого либо подобия между Творцом и Его творениями. Так перечислим же их имена.
Фикх и усуль аль-фикх:
Ученые-факихи, которые разъяснили нам Шариат и чей труд просто невозможно оценить. Нет такого студента, который бы не проходил их книг или не обучался бы по ним. А иначе он просто не студент.
Ханафиты:
Ас-Сарахси (ум. 483 х), Абуль-Йуср аль-Баздави (421-493 х), аль-Касани (ум. 587 х), аль-Маргинани (530-593 х), Зайнуддин аль-Кирмани (ум. 597 х), аль-Мавсили (599-683 х), аз-Зайля’и (ум. 743 х), Сираджуддин аль-Газнави (704-773 х), Аляуддин аль-Бухари (ум. 790 х), Бахауддин Ибн аз-Зия (789-854 х), Камалуддин ибн Хумам ас-Сиваси (790-861 х), Ибн Амир аль-Хадж (825-879 х), Рахматуллах ас-Синди (ум. 993 х), Ибн Нуджейм (ум. 970 х), Низамуддин аль-Балхи (ум. 1036 х), аш-Шурунбуляли (994-1069 х), аль-Хаскафи (1025-1088 х), аль-Хадими (1113-1176), аз-Забиди (ум. 1205 х), ат-Тахтави (ум. 1231), Ибн Абидин (1198-1252 х), Абдул-Гани аль-Майдани (ум. 1298 х) и др.
Маликиты:
Абдул-Ваххаб аль-Багдади (362-442 х), Абуль-Валид аль-Баджи (419-478 х), Ибн Рушд (450-520 х), Абу Бакр ат-Тартуши (451-520 х), Абу Бакр ибн аль-Араби (468-543 х), Кади Ийяд (476-544 х), Абуль-Хасан Ибн аль-Каттан (562-628 х), Ибн аль-Хаджиб (ум. 646 х), Абуль-Хасан аш-Шазили (593-657 х), аль-Куртуби (600-671 х), аль-Карафи (ум. 684 х), Таджуддин аль-Факихани (654-734 х), Ибн аль-Хадж аль-Абдари (ум. 737 х), Ибн аль-Джузайй аль-Гъирнати (693-741 х), аль-Мукри (ум. 759 х), аш-Шариф ат-Тилимсани (ум. 771 х), аль-Ваглиси (ум. 786 х), аш-Шатыби (ум. 790 х), Халил ибн Исхак аль-Джунди (ум. 776 х), Бурхануддин Ибн Фархун (ум. 799 х) Ибн Хальдун (732-808 х), Мухаммад ибн Сулейман аль-Кафиджи (788-879 х), Мухаммад ибн Юсуф ас-Сануси (ум. 895 х), Ахмад Зарук (842-899 х), аль-Ахдари (ум. 983 х), Яхья аль-Хаттаб ар-Руяни (902-995 х), Ибн Ашир (990-1040 х), аль-Ляккани (971-1078 х), аз-Заркани (1055-1122 х), ан-Нафрави (ум. 1126 х), аль-‘Адави (1112-1189 х), Ахмад ад-Дардир (1127-1201 х), ад-Дусуки (ум. 1230 х), Ат-Талиб Ибн аль-Хадж аль-Фаси (ум. 1273 х), Ахмад ибн Башир аш-Шанкыти (ум. 1276 х), ибн ‘Алюш (1217-1299 х), Мухаммад Хидр аш-Шанкыти (1290-1354 х) и др.
Шафииты:
Абу Абдуллах Хусейн ибн Хасан аль-Халими (ум. 403 х), Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418 х), Абу Мухаммад аль-Джувейни (ум. 438 х), Абу Усман ас-Сабуни (ум. 449 х), Аль-Байхаки (384-458 х), Абуль-Касим аль-Кушейри (376-465 г.х), Абу Исхак аш-Ширази (393-476 х), Абуль-Маали аль-Джувейни (419-478 х), Абу Саид аль-Мутавали (426-478 х), Абуль-Махасин ар-Рувьяни (ум. 502 х), Абу Хамид аль-Газали (450-505 х), Абу Бакр аш-Шаши (429-507 х), Абу Мухаммад аль-Багави (436-510 х), Абу Шуджа аль-Асбахани (533-593 х), Фахруддин ар-Рази (544-606 х), Ибн ас-Салях (577-643 х), Иззуддин ибн Абдуссалам (577-660 х), Сайфуддин аль-Амиди (551-631 х), Абу Шама аль-Макдиси (ум. 665 х), ар-Рафии (555-623 х), Мухйиддин ан-Навави (631-676 х), Таджуддин аль-Мусили (ум. 671 х), аль-Байдави (ум. 685 х), Ибн Дакик аль-Ид (625-702 х), Ибн Риф’ат (645-710 х), Бадруддин ибн Джама’а (639-733 х), Джалалуддин аль-Иснави (704-772 х), аль-Азра’и (ум. 783 х), Такыюддин ас-Субки (683-756 х) и его сын Таджуддин ас-Субки (727-771 х), Иззуддин ибн Джама’а (694-767 х), Ибн ан-Накиб аль-Мисри (702-769 х), Бадруддин аз-Заркаши (745-794 х), Ибн аль-Мулаккан (723-804 х), Сираджуддин аль-Булькини (724-805 х), Камалуддин ад-Дамири (742-808 х), Такыюддин аль-Хисни (752-829 х), Ибн аль-Мукри (ум. 837 х), аль-Махалли (790-863 х), Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х), Бафадль аль-Хадрами (850-918 х), Закарийя аль-Ансари (823-926 х), аль-Муджаззад (ум. 930 х), Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х), Шихабуддин ар-Рамли (ум. 957 х) и его сын Шамсуддин ар-Рамли (919-1004 х), Хатыб аш-Ширбини (ум. 977 х), аль-Газзи (904-984 х), Ибн Касим аль-Аббади (ум. 994 х), аль-Кальюби (ум. 1069 х), Али аль-Шабрамиллиси (ум.1087 х), аль-Буджайрими (1131-1221 х), аль-Байджури (1198-1276 х), Абу Бакр ад-Димъяти (ум. 1300 х), Абдул-Хамид аш-Ширвани (ум. 1301 х), Мухаммад Навави аль-Джави (ум. 1316 х), Мухаммад ибн Абдуллах аль-Джурдани (ум. 1331 х), Мухаммад аль-Хаджар (1340-1428 х), Мустафа аль-Буга (род. 1357 х/1938 г), Вахба аз-Зухайли (род. 1351 х/1932 г), Мухаммад аз-Зухайли (род. 1360 х/1941 г), Хасан Хиту (род. 1362 х/1943 г) и др.
Ханбалиты:
Абуль-Хасан Абдул-Азиз ибн Харис ат-Тамими (ум. 371 х), Абуль-Фадль Абдул-Вахид ибн Абдул-Азиз ат-Тамими (341-410 х), Абу Мухаммад Ризкуллах ибн Абдул-Ваххаб ат-Тамими (401-488 х), Абуль-Хаттаб аль-Кальвазани аль-Багдади (432-510 х), Абуль-Вафа ибн Акыль (431-513 х), Ахмад ибн Ма’али ибн Баракат аль-Харби (ум. 554 х), Абдул-Кадир аль-Джиляни (470-561 х), Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи (508-597 х), Ибн Куддама аль-Макдиси (541-620 х), Абдур-Раззак ар-Рас’ани (589-661 х), Ахмад ибн Хамдан аль-Харрани (603-685 х), Наджмуддин ат-Туфи ас-Сарсари (657-716 х), Шамсуддин ибн Муфлих аль-Макдиси (708-763 х), Бурхануддин Ибн Муфлих (816-884 х), Аляуддин аль-Мардави (817-885 х), Абдул-Баки аль-Мавахиби аль-Ханбали (ум. 1071 х), Ибн аль-Имад (1032-1089 х), Ахмад ибн ‘Авд аль-Мардави (ум. 1102 х), Мухаммад ас-Саффарини (ум. 1189 х), Ибн Шатты аль-Ханбали (ум. 1307 х), аль-Лябади (ум. 1319 х), Абдуллах ибн Савфан аль-Куддуми (ум. 1331 х) и др.
Хадис и его науки:
Ученые-хадисоведы, хафизы, авторы трудов по многочисленным наукам хадиса, а также книг по толкованию и разъяснению сборников хадисов.
Абу Хатим Ибн Хиббан аль-Бусти (270-354 х), Абу Мухаммад ар-Рамахурмузи (ум. 360 х), Аль-Хаким ан-Нишапури (341-405 х), аль-Байхаки (384-458), Абу Бакр аль-Исмаили (277-371 х), Абу Сулейман аль-Хаттаби (319-388 х), Абу Нуайм аль-Асбахани (336-430 х), Абу Зарр аль-Харави (355-435 х), ибн Батталь (ум. 449 х), аль-Хатыб аль-Багдади (392-463 х), Абул-Гафир ибн Исмаиль аль-Фариси (451-529 х), аль-Мазури (453-536 х), Абу Тахир ас-Силяфи (478-576 х), Ибн Асакир (499-571 х), Абу Са’д ас-Сам’ани (506-562 х), Кади Ийяд (476-544 х), Ибн ас-Салях (577-643 гг. х), Абдул-Азым аль-Мунзири (581-656 х), Абуль-Аббас аль-Куртуби (578-656 х), ан-Навави (631-676 х), Ибн Аби Джамра аль-Андалуси (ум. 695 х), Ибн ибн Дакик аль-Ид (625-702 х), Ибн Джама’а (639-733 х), Абуль-Хаджадж аль-Миззи (654-742 х), Салахуддин аль-‘Аляи (694-761 х), Ибн Касир (701-774 х), аль-Кирмани (717-786 х), аз-Заркаши (745-794 х), аль-Мулаккан (723-804 х), Нуруддин аль-Хайсами (735-807 х), Абдурахим аль-Ираки (725-806 х) и его сын Абу Зурра аль-Ираки (762-826 х), Джалалуддин аль-Булькини (762-824 х), аль-Аби (ум. 827 х), Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х), Бадруддин аль-Айни (762-855 х), Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х), ас-Сахави (831-902 х), аль-Касталяни (851-923 х), Али аль-Кари (ум. 1014 х), Абдурауф аль-Манави (952-1031 х), Ибн Аллян (996-1057 х), аль-Байкуни (ум. 1080 х), Мухаммад ибн Абдул-Бакы аз-Заркани (ум. 1122 х), аль-Аджхури (ум. 1190 х), аль-‘Аджлуни (ум. 1162 х), Шах Валиуллах ад-Дахляви (1114-1176 х), Муртаза аз-Забиди (1145-1205 х), аль-Лякнави (1264-1304 х), Ахмад ас-Сахаранфури (1269-1346 х), Мухаммад Анвар Шах аль-Кашмири (1292-1352 х), Бадруддин аль-Хасани (1267-1354 х), Мухаммад Захид аль-Кавсари (1296-1371 х), Юсуф аль-Бинури (1326-1397 х), Мухаммад Закарья аль-Кандехляви (1315-1402 х), Абдуллах аль-Гумари (1328-1413 х), Абдул-Фаттах Абу Гудда (1336-1417 х), Абдуллах Сиражуддин (1342-1422 х), Мухаммад Аввама (род. 1358 х), Нуруддин Итр (род. 1356 х) и др.
Акыда и калам:
Ученые-специалисты в области акыды и таухида, защищавшие акыду мусульман он нападок различных сектантов, безбожников, философов и авторы известных книг по акыде ахлю-Сунна валь-Джама’а.
Ибн Муджахид ат-Таи аль-Басри (ум. 370 х), Абуль-Хасан Али ат-Табари (ум. 360 х), Абуль-Хасан аль-Бахили (ум. 375), Абу Бакр аль-Исмаили (277-371 х), Абу Сулейман аль-Хаттаби (319-388 х), Абу Бакр аль-Бакилляни (338-403 х), Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418 х), Абу Бакр ибн Фурак (ум. 406 х), Абу Абдуллах аль-Халими аш-Шафии (ум. 403 х), Абу Мансур аль-Багдади (ум. 429 х), Абу Усман ас-Сабуни (ум. 449 х), Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 х), Абу Музаффар аль-Исфарайини (ум. 471 х), Абуль-Валид аль-Баджи (403-474 х), Абуль-Маали аль-Джувейни (419-478 х), Абу Хамид аль-Газали (450-505 х), Абу Наср аль-Кушейри (434-514 х), Абуль-Муин ан-Насафи (418-508 х), Абу Хафс ан-Насафи (461-537 х), Абу Бакр ибн аль-Араби (468-543 х), Абуль-Фатх аш-Шахристани (479-548 х), аль-Мазури (453-536 х), Абуль Фарадж ибн аль-Джаузи (508-597 х), Фахруддин ар-Рази (544-606 х), Ибн Хумайр ас-Сабти (550-614 х), Фахруддин ибн Асакир (ум. 620 х), Исмаил аш-Шайбани (544- 629 х), Сайфуддин аль-Амиди (551-631 х), Иззуддин ибн Абдуссалям (577-660 х), Джамалуддин аль-Хусейри (546-636 х), Ибн аль-Хаджиб (ум. 646 х), Шихабуддин аль-Карафи (ум. 684 х), аль-Байдави (ум. 685 х), Сафиюддин аль-Хинди (ум. 715 х), Ибн Джахбаль аль-Халяби (ум. 733 х), Бадруддин ибн Джама’а (639-733 х), Абу Хайян аль-Андалуси (654-745 х), Такиюддин ас-Субки (683-756 х), Адудуддин аль-Ииджи (680-756 х), Акмалуддин аль-Баберти (714-786 х), Садуддин ат-Тафтазани (712-793 х), аш-Шариф аль-Джурджани (740-816 х), Такиюддин аль-Хисни (752-829 х), Мухаммад ибн Юсуф ас-Сануси (832-895 х), Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х), Мулла Али аль-Кари (ум. 1014 х), Ибрахим аль-Ляккани (971-1078 х), Ахмад ад-Дардир (1127-1201 х), Ахмад ас-Сави (1175-1241 х), аль-Байджури (1198-1276 х), Абдуль-Гани аль-Майдани (1222-1298 х), Ибрахим ибн Ахмад аль-Маригни (1278-1349 х), Мухаммад Хидр аш-Шанкыти (1290-1354 х), Мухаммад Захид аль-Кавсари (1296-1371 х), Мустафа Сабри (1286-1373 х), Мухаммад аль-‘Араби ат-Таббани (1315-1390 х), Саид Фуда (род. 1387 х/1967 г) и др.
Тафсир и его науки:
Известные ученые-муфассиры, специалисты в коранических науках, авторы тафсиров Корана, которые получили наибольшую известность и распространение в исламском научном мире. Их трудами, толкованиями Корана мусульмане пользуются, по сей день.
Абу Лейс ас-Самарканди (ум. 375 х), Ибн Фурак (ум. 406), Абу Исхак ас-Са’ляби (ум. 427 х), Абуль-Хасан аль-Вахиди (ум. 468 х), Макки ибн Аби Талиб аль-Кайравани аль-Малики (355-437 х), Абу Бакр ибн аль-Араби (468-543 х), Абу Мухаммад аль-Багави аш-Шафии (436-510 х), Абу Наср аль-Кушайри (434-514 г.х), Ибн Атыйя аль-Андалуси (481-542 х), Фахруддин ар-Рази (544-606 х), Абу Абдуллах аль-Куртуби аль-Малики (600-671 х), Абуль-Хайр аль-Байдави (ум. 685 х), Аль-Хазин (678-741 х), Абу Хайян аль-Андалуси (654-745 х), Ибн Касир (701-774 х), Хафизуддин ан-Насафи (ум. 710 х), Ибн Арафа (ум. 803 х), Низамуддин ан-Найсабури (ум. 850 х), Абу Хафс Ибн Адиль ад-Димашки аль-Ханбали (ум. 880 х), Абу Зейд ас-Са’аляби (786-876 х), Джалалуддин аль-Махалли (791-864 х), Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х), Муджийруддин аль-Макдиси аль-Ханбали (860-928 х), аль-Хатыб аш-Ширбини (ум. 977 х), Ибн Аджибат аль-Фаси (1160-1224 х), Исмаил Хакки аль-Ханафи (ум. 1127 х), Ахмад ас-Сави аль-Малики (1175-1241 х), Шихабуддин аль-Алюси (1217-1270 х), Мухаммад Тахир ибн Ашур (1296-1393 х), Мухаммад Абдул-Азым аз-Заркани (ум. 1367 х), Мутавалли аш-Ша’рави (1329-1419 х), Мухаммад Али ас-Сабуни (род. 1349 х), Вахба аз-Зухайли (род. 1351 х), Нуруддин Итр (род. 1356 х) и др.
Суфии:
Предводители суфиев и лидеры тарикатов, дошедших до нас по непрерывному иснаду. Они были духовными наставниками известных факихов, мухаддисов, муфассиров и мутакаллимов.
Абу Али ад-Даккак, Абу Усман аль-Магриби, Абуль-Касим аль-Кушейри, Абу Абдуррахман ас-Сулями, Абуль-Хасан аш-Шазили, Абуль-Аббас аль-Мурси, Шихабуддин ас-Сухраварди, Ахмад ар-Рифаи, Ахмад Зарук, Ибн Атаиллах аль-Искандари, Абдул-Ваххаб аш-Ша’рани, имам Раббани, Бахауддин ан-Накшабанд, Шах Валиуллах ад-Дахляви, Халид Шах аль-Багдади, Мухаммад Амин аль-Курди, Хасан аль-Кахиби, Сайфулла кади ад-Дагистани, Абдул-Халик аль-Гидждувани, Наджмуддин аль-Кубра, Юсуф аль-Хамдани, Абдуссалам ибн Машиш, Давуд аль-Бахили, Али ибн Вафа, Ахмад аль-Бадави и др.
Историки, хронисты, биографы:
Авторы книги по истории Ислама и биографиям ученых, на которые сегодня опираются ученые и студенты.
Кади Ийяд, Мухибуддин ат-Табари, Ибн Асакир, аль-Хатыб аль-Багдади, Абу Нуайм аль-Асбахани, Таджуддин ас-Субки, Ибн Кади Шухба, Наджмуддин аль-Гази, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, аль-Миззи, ас-Сухайли, ас-Салихи, ас-Суюты, Ибн аль-Асир, Ибн Халдун, Ибн Халликан, Салахуддин ас-Сафади, ат-Тилимсани, Ибн аль-Варди, Ибн Тагриберди, аль-Хамави, Такиюддин аль-Макризи, Афиф аль-Яфи’и, ибн Насируддин ад-Димашки, Шамсуддин ас-Сахави, Ибн аль-Имад, Бурхануддин Ибн Фархун, Хайруддин аз-Зиркили и др.
Языковеды, грамматики:
Блестящие знатоки арабского языка, авторы известных словарей, без которых не обходится ни один студент.
Аль-Джурджани, аль-Газвини, Ибн аль-Анбари, ас-Суюти, Ибн Малик, Ибн Акыль, Ибн Хишам, Ибн Манзур, Аль-Файрузабади, аз-Забиди, Ибн аль-Хаджиб, аль-Азхари, Абу Хайян, Ибн аль-Асир, аль-Хамави, Ибн Фарис, аль-Ахдаль, аль-Хаттаб и др.
А также, как дополнение укажем, что известные правители мусульман и предводители джихада также были из числа ашаритов.
Правители и муджахиды:
Нуруддин аш-Шахид, Салахуддин аль-Айюби, аль-Музаффар Кутуз, аз-Захир Бейбарс, все султаны Аюбиды и Мамлюки, султан Мухаммад аль-Фатих и все султаны Османского халифата, амир Абдулкадыр аль-Джазаири (Алжир), Имамы Гази-Мухаммад, Хамзат, Шамиль (Кавказ), Мухаммад Мухтар (Ливия) и многие другие.
Хафиз Абуль-Касим Ибн Асакир (499-571 х) писал:
وأكثر العلماء في جميع الأقطار عليه وأئمة الأمصار في سائر الأعصار يدعون إليه، ومنتحلوه هم الذين عليهم مدار الأحكام، وإليهم يرجع في معرفة الحلال والحرام، وهم الذين يُفتون الناس في صعاب المسائل، ويعتمد عليهم الخلق في إيضاح المشكلات والنوازل، وهل من الفقهاء من الحنفية والمالكية والشافعية إلا موافق له أو منتسب إليه أو راضٍ بحميد سعيه في دين الله أو مُثنٍ بكثرة العلم عليه
«Большинство ученых во всех странах придерживаются вероубеждения ашаритов. Имамы в городах в разные эпохи призывали к их пути. К ним относят себя те на которых держатся решения Шариата. К ним обращаются для познания халала и харама и они те, кто выносят фетвы в сложных вопросах. Люди опираются на них в разъяснении запутанных вопросов. Ученые-факихи из числа ханафитов, маликитов и шафиитов, либо согласны с ними, либо причисляют себя к ним, либо довольны их старанием на пути Аллаха, либо восхваляют за их огромные знания».
[«Табйин казб аль-муфтари», стр. 410]
Имам, кадий Таджуддин ас-Субки (727-771 х) писал:
وهذه المذاهب الأربعة ولله الحمد والمنة في العقائد يدٌ واحدة، إلا مَـن لحق منها بأهل الاعتزال والتجسيم، وإلا فجمهورها على الحق يقرّون عقيدة أبي جعفر الطحاوي التي تلقاها العلماء سلفاً وخلفاً بالقبول ويدينون الله برأي شيخ السنة أبي الحسن الأشعري الذي لم يعارضه إلا مبتدع
«И эти четыре мазхаба, по милости Всевышнего Аллаха, были едины в убеждениях. Несмотря на то, что некоторые из их последователей примкнули к “му’тазилитам” и “муджассима”, абсолютное большинство из них следовало истине и придерживалось убеждений, отраженных имамом Абу Джа`фаром ат-Тахави в его “акыде”, которую ученые прошлого (“саляф”) и настоящего (“халяф”) полностью подтвердили. И в религии Аллаха они придерживались мнения шейха Сунны Абуль-Хасана аль-Аш`ари, которому не противостоит никто кроме нововведенца».
В другом месте своей книги он писал:
وهؤلاء الحنفية والشافعية والمالكية وفضلاء الحنابلة، ولله الحمد في العقائد يد واحدة، كلهم على رأي أهل السنة والجماعة، يدينون الله تعالى بطريق شيخ السنة والجماعة أبي الحسن الأشعري رحمه الله تعالى، لا يحيد عنها إلا رعاع من الحنفية والشافعية لحقوا بأهل الإعتزال ورعاع من الحنابلة لحقوا بأهل التجسيم وبرّأ الله المالكية فلم نر مالكيا إلا أشعري عقيدة
«Эти ханафиты, шафииты, маликиты, и достойные из ханбалитов, — и хвала Аллаху за это — как один, все на одном вероубеждении, на мнении “Ахлю Сунна валь-Джама`а”. В богослужении они идут по пути шейха Сунны и Общины (“Джама`а”) – Абуль-Хасана аль-Аш’ари, да смилуется над ним Аллах. Не отклонились от этого пути никто кроме отщепенцев из ханафитов и шафиитов, которые стали “му’тазилитами”. Также отщепенцев из ханбалитов, которые стали “муджассимами”. Аллах спас маликитов и мы не видим маликита, кроме как он будет ашаритом».
[«Му`ид ан-Ни`ам ва мубид ан-Никам», стр. 22, 75]
Имам аль-Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 х) писал:
وذكر العز بن عبد السلام أن عقيدة الأشعري أجمع عليها الشافعية والمالكية والحنفية وفضلاء الحنابلة ووافقه على ذلك من أهل عصره شيخ المالكية في زمانه أبو عمرو ابن الحاجب وشيخ الحنيفة جمال الدين الحصيري، وأقرَّهُ على ذلك التقيُّ السبكي فيما نقله عنه ولده التا
«Упомянул Иззуддин ибн Абдуссалям (577-660 х), что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб (570-646 х) и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хусейри (546-636 х) согласились с ним. Это также подтвердил Такиюддин ас-Субки (683-756 х) как передал его сын Таджуддин (717-771 х)».
[Аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-мутакин», 2/7]
И Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
Автор: Шейх Сайф аль-Асри
После того, как в предыдущей публикации я разъяснил ложность слов о том, что шафииты порицали ашаритов, а также ложность отнесения этих слов к имаму Ибн Сурейджу, и ложность того, что они попытались отнести к имаму Ибн Исхаку аш-Ширази. В данной публикации я приведу слова доктора Сафара [Хавали] о том, что якобы ханафиты противоречат ашаритам (при этом он ссылается на имама ат-Тахави), и докажу их ложность.
Приведу для начала слова из его книги «Методология ашаритов в вероубеждении», стр. 72: «Ханафиты: Известно, что составитель акыды «ат-Тахавия», а также автор комментария к ней – оба они ханафиты. И имам ат-Тахави был современником имама аль-Аш`ари, и написал этот труд для разъяснения убеждений имама Абу Ханифы и его последователей, и он подобен «Аль-Фикх аль-Акбар»[имама Абу Ханифы]».
В своем ответе я ограничусь тем, что привел в опровержение доктор-хадисовед Салахаддин аль-Идлиби в книге «Убеждения ашаритов в спокойном возражении на сомнения пререкающихся» стр. 48, где он сказал:
«Исследователь [д. Сафар], привел как доказательство противоречия между ханафитами и ашаритами то, что и автор, и толкователь на акыду Тахавия — оба они были ханафитами !!! Нашел ли этот исследователь в вероубеждении ашаритов то, что противоречит тому, что упомянуто в акыде «ат-Тахавия»?! Или же на самом деле всё обстоит иначе? Ведь он не привел ни одного примера, которым бы подтвердил свои слова!
Напротив, то, что упомянуто в акыде «ат-Тахавия» соответствует убеждениям ашаритов, и опровергает то, что им противоречит, как например:
Сказал имам ат-Тахави, да смилуется над ним Аллах: «Он всегда был Господом, даже когда не было ничего, над чем Он мог бы быть Господом, и всегда был Творцом, когда еще не было творений».
Он сказал: «Он превыше того, чтобы быть каким-то ограниченным образом, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, как всё сотворенное».
Он сказал: «Мы называем людей нашей Киблы мусульманами и верующими, пока они признают то, что принес Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и принимают как истину всё, о чем он сказал и сообщил нам».
Также его слова: «Действия людей сотворены Аллахом, но приобретены (касб) людьми».
И убежден ли ты, о исследователь, что Всевышний Аллах был, и не было ничего, над чем проявилось бы господство, не важно Арш это или что-то другое??
И убежден ли ты, что Аллах пречист от границ, органов и направлений??
И называешь ли ты тех, кто признал и подтвердил то, с чем пришел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, верующими??
И убежден ли ты, что дела творений созданы Аллахом и приобретены творениями??
Это и есть акыда имама ат-Тахави и ашаритов, и согласен ли ты, о исследователь, который прославляет акыду «ат-Тахавия», с тем, что сказано в ней?! Я надеюсь на это!
А что же касается Ибн аль-Изза, то он отклонился от того, что исповедовали большинство ханафитов, перешел на убеждения ибн Таймии и наполнил свой комментарий к акыде «ат-Тахавия» заимствованиями из его слов, поэтому Ибн аль-Изз не может представлять ханафитов в вопросах вероубеждения.
И я не знаю, почему этот исследователь проигнорировал книги имама Абу Мансура аль-Матуриди, и акыду «Насафия» — имама Наджмуддина Абу Хафса Умара ибн Мухаммада ан-Насафи (ум. 537г.х.), и комментарии к ней, а также книги Муллы Али аль Кари. Ведь эти книги и есть то, что представляет собой акыда большинства ханафитов, а не комментарий Ибн аль-Изза к акыде ат-Тахавия.
И как будто он этим желал внушить читателю, что ашариты, по мнению Абу Юсуфа и ханафитов, близки к неверию (куфр), хоть и не считают не неверующими. По причине того, что они черпают свои основы от человека, которого Абу Юсуф назвал неверным!!! И не назвал он при этом ни одной основы из слов Бишра аль Мариси, а также того, в чем же соответствие его слов со словами ашаритов, чтобы разъяснить, что именно они взяли от него!!! Разве это и есть исследование в акыде?? Разве это есть решение об ашаритах у имамов ханафитского мазхаба?!! Разве так выносится решение об ашаритах без единого довода и доказательства ?!!!».
Darulfikr.ru
Имам ас-Сануси, рахимахуЛлах, пишет в предисловии к шарху «Умм аль-барахин»:
«Самое важное, чем может заниматься разумный человек в это трудное время (полное бедствий и харама) — это работать над спасением себя от вечного пребывания в аду, а это не возможно без глубоких знаний по акыде Единобожия в том виде, как ее изложили имамы ахлю-с-сунна, знающие и превосходные. И как мало тех, кто глубоко знает ее в наше трудное время, которое затопило море невежества, и в которое распространились ложные убеждения. И это море плещется повсеместно волнами отрицания истины и ненависти к ее носителям, украшая ложь обманчивыми узорами…»
Шейх Саид Фуда, хафизахуЛлах, говорит в своих уроках, что время имама ас-Сануси (9 век хиджры) — время небывалого распространения различных сект и заблуждений. И имам не побоялся открыто выступить против них, защищая мазхаб ахлю-с-сунна.
А как иначе если все книги в Исламе были написаны учеными матрудитами и ашаритами. Об этом просто не знают салафиты а те которые знают не говорят другим. Скрывают правду.
В тафсире суры 68 аль-Къалям, к аяту { يَوْمَ يُكْشَفُ عَنْ سَاقٍ وَيُدْعَوْنَ إِلَى السُّجُودِ فَلا يَسْتَطِيعُونَ } —
имам ат-Табари говорит (выражает свое мнение и позицию, как думается): «Сказал(и) джамаат сподвижников и табиинов из числа Ахли Та’виль…»
«يقول تعالى ذكره( يَوْمَ يُكْشَفُ عَنْ سَاقٍ ) قال جماعة من الصحابة والتابعين من أهل التأويل: يبدو عن أمر شديد»
الكيف غير معقول ، والاستواء غير مجهول ، والإقرار به من الإيمان ، والجحود به كفر
Имам Мулла Али аль-Къари (ум. 1014 х/1606 м) в своем шархе на «Мишкатуль Масабих», о хадисе от Ибн Умара:
«Вы следуйте за большинством, поистине тот, кто отклонился, отклонился в Ад».
Это передает Ибн Маджах из хадиса Анаса. От него же, т.е. от Ибн Умара, что он сказал: Пророк (саллалаху алайхи васаллам) сказал: «Вы следуйте за большинством» — это означает многочисленная община и имеется в виду то, на чем большее число мусульман. И еще сказали: это в основах вероубеждения таких как столпы Ислама, а что касается второстепенных частей религии таких как нарушение омовения при прикосновении, то нет необходимости чтобы в этом было единогласие. Напротив можно следовать за любым из муджтахидов таких как имамы четырех мазхабов. И те разногласия, которые имели место между ашаритами и матуридитами в некоторых вопросах, в действительности относятся к второстепенным. Поистине они являются суждениями и не являются вероубеждениями основанными на неоспоримых истинах. Напротив некоторые из мухаккыков (исследователи) сказали: Поистине разногласия между ними во всех вопросах имеют словесный характер. Так же говорят: Под этим (большинством) имеется в виду те, кто находятся в подчинении имама, то есть верховного правителя. Еще говорят, что это Куран и Сунна, потому что они имеют очень много смылов. Еще говорят, что это каждый ученый, следующий в своих деяниях Курану и Сунне.
В книге Аль-Азхаар пишется: «Следуйте за большинством» — это указывает на то, что величайшими людьми являются ученые, хотя они и не многочисленны. А не указывает на просто большинство, потому что неграмотные и невежды имеют большее количество. «Поистине тот, кто отклонился», т.е. тот, кто отклонился, выйдя от следования большинству «отклонился в Ад».
Источник: Али аль-Къари: Миркатуль Мафатих Шарху Мишкатиль Масабих: 262 Бейрут: Даруль Факир: 1422/2002
Имам Әбу Ханифа (рахимахуллаһ) және Имам Мәтуриди ақидасы бір. Мәзхаб ұстану бұл пайғамбарымыздың суннетімен жүру. Оны мына тізбек (сілсилә) арқылы білуге болады:
1. МУХƏММƏД ﷺ
2. Әли ибн Әбу Талип (40/660)
3. Абдұллаһ ибн Мәсғуд (32/652)
4. Әлқама ибн Қайс (62/681)
5. Мәсруқ ибн әл-Әждә (63/682)
7. Шурәйх ибн әл-Харис (78/697)
8. Әсуәд ибн Язид (95/714)
9. Ибрахим ән-Нәхәий (95/714)
10. Әмир ибн Шәрәхил әш-Шағби (104/722)
11. Хаммад ибн Әбу Сүләйман (120/738)
12. ИМАМ ӘБУ ХАНИФА (80-150/699-767)
13. әл-Имам Әбу Абдуллаһ Мұхаммед әл-Хасан әш-Шайбани (189/804)
14. Әбу Сүлеймен Мұса әл-Жүзжани
15. әл-Фақиһ әл-Имам Әби Абдуллаһ ибн Әби Бәкір әл-Жүзжани (285/898)
16. аш-Шейх әл-Фақиһ Әбу Бәкір Ахмед ибн Исхақ әл-Жүзжани (III/IX ғасырдың екінші жарты жылдығы)
17. Әбу Насыр Ахмед ибн әл-Аббас әл-Ийади (260/874)
18. ИМАМ ӘБУ МАНСУР ӘЛ-МАТУРИДИ
Ханбали мәзһабының үлкен ғұламасы Әһли Сунна Имамы Мухаммад әс-Саффарини әл-Асари (1114-1188 һ) рахимахуЛлаһ өзінің «әл-Ләуами’ әл-ануар» атты кітабында былай деп жазады:
أهل السنة والجماعة ثلاثة فرق : الأثرية ، وإمامهم أحمد بن حنبل ، والأشعرية وإمامهم أبو الحسن الأشعري ، والماتريدية وإمامهم أبو منصور الماتريدي
وقال: قال بعض العلماء : هم — يعني الفرقة الناجية — أهل الحديث يعني الأثرية والأشعرية والماتريدية
«Әһли Сунна Уәл Жамағаа — бұл үш топ:
Асарилер — олардың имамы Ахмад Ибн Ханбал (Алла оған разы болсын)
Әшғарилер — олардың имам Әбул Хасан Әл-Әшғари (Алла оған разы болсын)
Матуридилер — олардың имамы Әбу Мансур Әл-Матуриди (Алла оған разы болсын)
Тағы ол былай деген: «Кейбір ғұламалар айтты: Олар (Әһли Сунна құтылған топ) — бұл Әһлу әл-Хадис, яғни Асарилер, Әшғарилер және Матуридилер».
[Қр. әс-Саффарини «әл-Ләуами’ әл-ануар» 73-76 б.]
قد يسأل البعض من هم علماء الأشاعرة
الإمام أبو بكر البيهقي أشعري
الإمام عبد القاهر التميمي أشعري
الإمام الحافظ فخر الدين ابن عساكر أشعري
الإمام القاضي تاج الدين السبكي أشعري
الإمام اللغوي المفسر فخر الدين الرازي أشعري
الإمام المفسر جلال الدين السيوطي أشعري
الإمام المفسر شمس الدين القرطبي أشعري
الإمام المفسر عبد الله النسفي أشعري
الإمام المفسر ابن حيان الأندلسي أشعري
الإمام الحافظ شرف الدين النووي أشعري
الإمام الحافظ ابن حجر العسقلاني أشعري
الإمام العز بن عبد السلام أشعري
السلطان صلاح الدين الأيوبي أشعري
السلطان محمد الفاتح أشعري
المجاهد سيف الدين قطز أشعري
المجاهد عمر المختار أشعري
هؤلاء قلة من الأشاعرة وغيرهم كثير وكثير من العلماء العاملين والمجاهدين الصادقين
علماء الأصول أشاعرة .. علماء الفروع أشاعرة .. علماء التفسير أشاعرة ..علماء اللغة أشاعرة . علماء القراءات أشاعرة … المجاهدين أشاعرة
**********************************************
شيئان من يعذلني فيهما … فهو على التحقيق مني بري
حب أبي بكر إمام الهدي … ثم اعقادي مذهب الأشعري
بعض علماء الاشاعره والصوفية
أبو إسحاق الإسفرايينيّ / أبو نُعَيم الأصبهانيّ/ الشيخ أبو محمد الجوينيّ / عبد الملِك أبو المعالي الجوينيّ/ أبو منصور التماميّ / الإسماعيليّ/ البيهقيّ /الدارقطنيّ / الخطيب البغداديّ/ أبو القاسم /القشيريّ وابنه أبو النصر/ أبو إسحاق الشيرازيّ/ نصر المقدسيّ/ الإمام الغزاليّ/ الفراوي
أبو الوفاء ابن عقيل الحنبليّ/ الدمغانيّ / الإمام أبو الوليد الباجيّ/ أحمد الرفاعيّ/ أبو القاسم ابن عساكر
السِّلافيّ/ القاضي عياض المالكيّ/ الإمام النوويّ/ الإمام فخر الدين الرازيّ/ القرطبيّ/ عزُّ الدين ابن عبد السّلام / أبو عمروِ ابن الحاجب/ القاضي ابن دقيق العيد/ الإمام علاء الدين الباجيّ / تقي الدين السّبكيّ/ العلائيّ/ زين الدين العراقيّ/ ابن حجر العسقلانيّ/ الإمام مرتضى الزبديّ/ زكريا الأنصاريّ
بهاء الدين الرواس/ وليّ الله الدهلويّ/ محمّد عليش المالكيّ/ الشيخ عبد الله الشرقاويّ/ أبو المحاسن القاوقجيّ/ الإمام حسين الجسر الطرابلسيّ وغيرهم كثير
من أهل التفسير وعلوم القرآن
القرطبي وابن العربي والرازي وابن عطية والمحلي والبيضاوي والثعالبي وأبو حيان وابن الجزري والزركشي والسيوطي والآلوسي والزرقاني والنسفي والقاسمي وغيرهم كثير
من أهل الحديث وعلومه
الحاكم والبيهقي والخطيب البغدادي وابن عساكر والخطابي وأبو نعيم الأصبهاني والقاضي عياض وابن الصلاح والمنذري والنووي والعز بن عبد السلام والهيثمي والمزي وابن حجر وابن المنير وابن بطال وشراح الصحيحين , وشراح السنن , والعراقي وابنه وابن جماعة والعيني والعلائي وابن فورك وابن الملقن وابن دقيق العيد وابن الزملكاني والزيلعي والسيوطي وابن علان والسخاوي والمناوي وعلي القاري والبيقوني واللكنوي والزبيدي وغيرهم كثير
من أهل الفقه وأصوله
فمن الحنفية: ابن نجيم والكاساني والسرخسي والزيلعي والحصكفي والميرغناني والكمال بن الهمام والشرنبلالي وابن أمير الحاج والبزدوي والخادمي وعبد العزيز البخاري وابن عابدين والطحطاوي وغيرهم كثير
ومن المالكية: ابن رشد والقرافي والشاطبي وابن الحاجب وخليل والدردير والباقلاني والدسوقي وزروق واللقاني والزرقاني والنفراوي وابن جزي والعدوي وابن الحاج والسنوسي وابن عليش والعز بن عبدالسلام وغيرهم كثير
ومن الشافعية: الجويني وابنه والرازي والغزالي والآمدي والشيرازي والاسفرائيني والمتولي والسمعاني وابن الصلاح والنووي والرافعي وابن الرفعة والأذرعي والإسنوي والسبكي وابنه والبيضاوي والحصني وزكريا الأنصاري وابن حجر الهيتمي والرملي والشربيني والمحلي وابن المقري والبجيرمي والبيجوري وابن القاسم وقلوبي وعميرة والغزي وابن النقيب والعطار والبناني والدمياطي وآل الأهدل وغيرهم كثير
من أهل التواريخ والسير والتراجم
القاضي عياض والمحب الطبري وابن عساكر والخطيب البغدادي وأبو نعيم الأصبهاني وابن حجر والمزي والسهيلي والصالحي والسيوطي وابن الأثير وابن خلدون والتلمساني والصفدي وابن خليكان وغيرهم كثير
ومن أهل اللغة
الجرجاني والغزويني وابن الأنباري والسيوطي وابن مالك وابن عقيل وابن هشام وابن منظور والفيروزآبادي والزبيدي وابن الحاجب والأزهري وأبو حيان وابن الأثير والجرجاني والحموي وابن فارس والكفوي وابن آجروم والحطاب والأهدل وغيرهم كثير
ومن القادة
نورالدين الشهيد وصلاح الدين الأيوبي والمظفر قطز والظاهر بيبرس وسلاطين الأيوبيين والمماليك, والسلطان محمد الفاتح وسلاطين العثمانيين وغيرهم كثير
والحمد لله رب العالمين، والعزة للإسلام، والله تعالى أعلم