Первое
Посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был неграмотным, не умел ни читать, ни писать, жил среди народа, в котором было очень мало грамотных людей. И это одна из причин того, чтобы не было сомнений в откровении, которое посылалось ему, и чтобы не было лживых утверждений, что это его сочинение. Аллах Всевышний говорит в Куръане: «Ты не читал прежде ни одного Писания и не переписывал его своей десницей. В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение». (аль-‘Анкабут, 29:48)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл с тем, что не смогли повторить арабы, очаровал их своим красноречием и его вечным чудом стал Куръан, ниспосланный ему. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не было ни одного из пророков без того, чтобы ему были даны знамения, из-за которых уверовали бы люди, и то, что дано мне, не что иное, как откровение, открытое мне Аллахом, и я надеюсь, что у меня будет наибольшее число последователей в Судный день» (аль-Бухари, Муслим) Несмотря на то, что его, да благословит его Аллах и приветствует, народ был красноречивым, Всевышний Аллах в Куръане бросил им вызов, чтобы они предоставили что-либо подобное ему, затем, чтобы они предоставили что-то подобное одной суре. Аллах Всевышний сказал: «Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду». («аль-Бакъара», 2:23) Всевышний Аллах, Пречист Он, даже бросил вызов всем творениям. Аллах сказал: «Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Куръану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу»». («аль-Исра», 17:88)
Второе
Его, да благословит его Аллах и приветствует, продолжение в призыве, несмотря на трудности и противодействие, случившиеся между ним и его народом, который устроил заговор с целью его, да благословит его Аллах и приветствует, убийства, чтобы положить конец его призыву. Вместе с этим, он продолжил свой путь в призыве к религии, с которой он был послан, и он терпел всё, что ему встречалось: трудности, усталость и преследования со стороны своего народа на пути распространения религии Всевышнего Аллаха. А если бы он был лжецом (свят Аллах, защитивший его!), то он бы не продолжал свой призыв и побоялся бы гибели. Т.к. он, да благословит его Аллах и приветствует, видел, как его народ собирается для борьбы против него, чтобы покончить с ним и его призывом. И он, да благословит его Аллах и приветствует, понимал серьёзность их намерений.
Доктор Дюррани говорит: «Поистине, эта вера и это стремление, и эта решимость, с которой правил Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, своим движением до победного конца, не что иное, как убедительное доказательство его абсолютной правдивости в своём призыве, ведь если бы в его душе было хотя бы малейшее сомнение или колебание, то он бы не смог выстоять перед этой бурей, которая продолжались в течение 20 лет. После этого доказательства его полной правдивости в цели и правильном пути, и духовным величием, все эти факторы обязательно ведут к неизбежному выводу, что этот человек – посланник Аллаха. В действительности наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, являлся знамением в его редкой чистоте и был совершенным образцом добродетели и добра, и символом правдивости и искренности. Его жизнь, его мысли, его правдивость и стойкость на прямом пути, его богобоязненность, его убеждения и достижения – всё это доказательства его пророческой миссии, и любой человек, объективно изучающий его жизнь и послание, будет свидетельствовать, что он действительно посланник Аллаха и что Куръан, с которым он пришёл к людям, в действительности книга Аллаха, и каждый серьёзный и объективный исследователь непременно придет к такому выводу».
Третье
Известно, что человек по своей природе любит удовольствия этого мира: деньги, еду, питье, противоположный пол. Аллах Всевышний сказал в Куръане: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения». («Али ‘Имран», 3:14») Человек старается заполучить эти блага различными методами и люди различаются в способах приобретения этого – кто-то зарабатывает законными методами, а кто-то незаконными. Зная это, мы говорим, что в начале призыва посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, народ пытался соблазнить его этими благами. Мекканцы обещали исполнить все его желания и выполнить все его требования: если он хочет власти – они сделают его правителем, если он хочет жениться – его женят на самых красивых женщинах, если он хочет имущества – он получит его, но всё это с условием, что он оставит новую религию и призыв к ней. Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил им с твёрдостью, происходящей от божественного наставления и не принял это.
А если бы он был лжецом и самозванцем, то он принял бы эти предложения и использовал бы эту возможность, потому что то, что было предложено ему – это предел желаний любого человека, живущего только для ближайшей жизни. Доктор Дюррани говорит: «Он, да благословит его Аллах и приветствует, целых 13 лет непрерывно переносил эти тяготы в Мекке и 8 лет в Медине без остановки. Переносил всё это не колеблясь в своей позиции, и он был стойким, хладнокровным, твёрдым в достижении цели и своей позиции. Его народ предложил сделать его королём и положить у его ног все богатства местности, если он прекратит призыв к своей религии и распространение своего послания. Он полностью отвергнул эти соблазны и выбрал вместо них трудности ради призыва. Почему? Почему он не придал значения этим богатствам, авторитету, имуществу, славе, отдыху, изобилию и спокойствию? Человек должен глубоко поразмыслить над этим, чтобы получить ответ на этот вопрос».
Четвертое
Известно и очевидно, что каждый наделенный властью имеет все блага, которые только и есть под его руководством, люди подчинены ему. Что же касается Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то он знал, что мирская жизнь не является постоянным пристанищем. Передают от Ибрахима, от Алькама, что Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, заснул на циновке, а когда он встал(, оказалось, что) на боку его остались следы (от нее). Мы сказали: «О посланник Аллаха, нам надо было подстелить тебе что-нибудь!», – (на что) он сказал: «Что мне до мира этого? В мире этом я всего лишь подобен всаднику, который укрывается в тени дерева, а потом отправляется (дальше), покидая его!»” (ат-Тирмизи)
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «С тех пор как Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, приехал в Медину и до самой его смерти, (членам) его семьи (никогда) не приходилось есть пшеничного хлеба досыта в течение трёх дней подряд». (аль-Бухари)
Вместе с тем, что он, да благословит его Аллах и приветствует, был причиной всех благ, данных мусульманам, и что Аравийский полуостров подчинялся ему, бывали времена, когда он, да благословит его Аллах и приветствует, не находил из еды того, что бы хватило ему. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он понёс пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ячменный хлеб с прогорклым маслом (речь идёт о масле, запах которого изменился из-за долгого хранения). Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он заложил свою кольчугу в Медине одному иудею, взяв у него (под залог этого) ячмень для своей семьи. (аль-Бухари)
Передают со слов ‘Урвы, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила (ему): Клянусь Аллахом, о сын моей сестры, бывало так, что мы видели молодой месяц, потом ещё один(, всего же мы видели) три молодых месяца в течение двух месяцев (, и за всё это время) в домах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не разжигали огня (Здесь имеется в виду, что в домах жён Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в течение этого времени не готовили горячую пищу).
‘Урва сказал: Я спросил: «О тётушка, что же поддерживало вас?» Она сказала: «Финики и вода, однако (помимо этого) по соседству с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, жили ансары, у которых были дойные верблюдицы, и они давали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, их молоко, а он поил им нас». (аль-Бухари, Муслим)
Передают со слов Абу Са’ида аль-Макбури, что (однажды какие-то) люди, перед которыми лежала жареная баранина, пригласили (поесть с ними) проходившего мимо Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, однако он отказался от еды, сказав: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба. (аль-Бухари)
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, до самой своей смерти никогда не ел за обеденным столом (При жизни Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, такими столами пользовались представители знати, считавшие, что склонять голову во время еды ниже их достоинства), как никогда до самой своей смерти не ел он хлеба из тонкой муки (Иначе говоря, дорогого белого хлеба) и он никогда (даже) не видел зажаренного целиком ягнёнка (Имеется в виду ягнёнок, приготовленный особым образом: сначала его ошпаривали кипятком для того, чтобы удалить шерсть, а потом зажаривали целиком, не сдирая кожи. Такие блюда могли позволить себе только богатые и знатные люди). (аль-Бухари)
Сообщается, что ан-Ну’ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Я видел, как ваш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, (иногда) не (мог) найти (даже) плохих фиников, чтобы насытиться ими. (Муслим)
Сообщается, что однажды Сахль бин Са’д, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не видел белого хлеба с тех пор, как Аллах Всевышний направил его (к людям), и до тех пор, пока Аллах Всевышний не забрал его к Себе». Его спросили: «А были ли у вас сита при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?» Он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (даже) не видел сита с тех пор, как Аллах Всевышний направил его (к людям), и до тех пор, пока Аллах Всевышний не забрал его к Себе». Его спросили: «Как же вы ели непросеянный ячмень?» (Имеется в виду ячменная мука). Он сказал: «Мы размалывали его, а потом дули на него, и что улетало, то улетало, а к оставшемуся мы добавляли воду и замешивали тесто». (аль-Бухари)
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, отдал свои доспехи в залог за ячмень, а (когда) я принёс ему ячменный хлеб и прогорклый растопленный жир, то услышал, как он говорит: «Ни утром, ни вечером (никогда) не было у семейства Мухаммада ничего, кроме (одного) са’ (съестного) на девять домов (Имеются в виду дома жён Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует)».”[/i][/b] (аль-Бухари)
Это не значит, что он не мог получить всё что хотел – богатства и блага складывались перед ним, да благословит его Аллах и приветствует, в мечети и он даже не вставал с места. Через короткое время он, да благословит его Аллах и приветствует, распределял всё это между бедными и неимущими. Среди его сподвижников, да будет доволен всеми ими Аллах, были очень богатые люди, и они соревновались в том, чтобы услужить ему, да благословит его Аллах и приветствует, и тратили самое ценное ради него, да благословит его Аллах и приветствует, но он знал сущность этого мира и говорил: «(Чтобы понять,) чем именно является мир этот по сравнению с миром вечным (Здесь сравниваются между собой либо продолжительность существования обоих миров либо блаженство, которое можно испытать в одном и в другом мире), пусть любой из вас опустит свой палец в море, а потом посмотрит на то, что он оттуда извлечёт». (Муслим)
Вместе с тем, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был господином Аравийского полуострова, он не думал о титулах и не старался извлечь оттуда выгоды, наоборот, он пребывал в том же положении, довольствуясь тем, что он посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сам чистил свой дом и чинил свою обувь, и был благородным и добродетельным.
Пятое
С ним, да благословит его Аллах и приветствует, случались иногда сложные ситуации, нуждавшиеся в разъяснении, и он не мог сделать что-либо по причине того, что ему не ниспосылалось откровение. Тогда он жил в период ожидания откровения в волнениях и переживаниях. Примером этого была ситуация, когда оклеветали его жену. Этим была задета честь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его враги злословили о нём и сплетничали до тех пор, пока не было ниспослано откровение, говорящее о невиновности его супруги, и если бы он был лжецом и самозванцем, то решил бы эту проблему сразу, но он, да благословит его Аллах и приветствует, не говорил по прихоти.
Шестое
Он, да благословит его Аллах и приветствует, не поставил себя выше остальных людей. Он бывал недовольным, когда с ним обращались так, что это указывало на его возвеличивание. Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, говорил, что не было более любимого человека для них, чем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и когда они видели его, то не вставали зная, что он не любит это. («Сунан» ат-Тирмизи)
Вашингтон Ирвинг говорит о нём: «Несмотря на военные победы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, это не вызывало в нём высокомерия или самообольщения – он воевал ради Ислама, а не ради личных интересов, и даже в пик своей славы он сохранил свою простоту и скромность и он не любил, чтобы вставали ради него или слишком его приветствовали когда он заходил в комнату к группе людей. И если даже он хотел создать великое государство, то это – государство Ислама, и он правил в нём по справедливости, и он даже не думал о том, чтобы власть передавалась в нём по наследству его семье».