Из распространенных ошибочных представлений убеждение, что ханафитский мазхаб — это всего лишь собрание мнений имама Абу Ханифы. И что ученые мазхаба просто передавали эти мнения 12 веков, ничего другого не зная из Ислама.

На самом деле ханафитский мазхаб — это собрание мнений нескольких поколений величайших муджтахидов. После имама Абу Ханифы были его ученики, которые использовали его методологию, анализировали доказательства и выносили свои решения. И если допустить, что имам Абу Ханифа не знал какой-либо хадис, то его знали его ученики, которые были имамами в хадисах и других науках. После них были муджтахиды, которые дополняли мазхаб мнениями по тем вопросам, по которым не высказались ни имам Абу Ханифа, ни его ученики.

После них были муджтахиды, которые стали авторами главных матнов (кратких сводов фикха). Это были имамы-исследователи мазхаба, которые сверяли мнения муджтахидов мазхаба и записывали в качестве главных мнений те, которые считали более весомыми. После них были имамы, которые выводили ответвления из установленных мнений и объясняли варианты понимания и совмещения.

Так что устоявшийся мазхаб — это плод коллективного иджтихада из поколений имамов религии, которые исправляли и дополняли друг друга. И кто следует ханафитскому мазхабу, тот следует не одному человеку, а множеству имамов.

Пишет имам Ибн Абидин аль-Ханафи: «Ученые установили выдачу фатв полностью по мнениям величайшего имама (т.е. Абу Ханифы) в разделах поклонения, это действительность, как подтверждают исследования…
И ясно высказались о том, что фатва должна быть по мнениям Мухаммада (ибн аль-Хасана) во всех вопросах наследования по женской линии…
Фатва должна быть по мнению Абу Юсуфа в том, что касается судейства, как об этом сказано в «аль-Кунъя» и «аль-Базазия» по причине получения им дополнительных знаний об этом через практику…
И в «Шархе» аль-Бири (сказано), что фатва дается согласно мнениям Абу Юсуфа также и в вопросах свидетельств.
И согласно мнениям Зуфара в 17 вопросах, я их исследовал в отдельном послании.
Так надлежит поступать если авторы матнов не выбрали более правильное мнение. А если выбрали, то решение выносится по тому, что в матнах, как это не скрыто».
См. «Хашия аля ад-дурр аль-мухтар» 1/71.