Прекрасный нрав – это одно из лучших достоинств, которое спасёт его обладателя от огня Ада.

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве, а Посланник (мир ему и благословение) свидетельствовал о вас самих…» (смысл) (сура «Аль-Бакара», аят 143).

Знаем ли мы, какой поступок более других вводит в Рай в Судный день? Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Главное из того, что введёт в Рай, – это богобоязненность и благой нрав». Прекрасный нрав – величайшая добродетель, которая будет вводить людей в Рай.

Всевышний Аллах описал, как правоверные спешат войти в Райские сады. В священном Коране сказано (смысл): «Которые… сдерживают гнев и прощают людей, Воистину Аллах любит творящих добро» (сура «Алю-Имран», аят 134). Потому что они обладатели хорошего нрава и они те, кто войдут в Рай.

Когда спросили Пророка (мир ему и благословение) о женщине, которая постится, выстаивает молитвы, однако у неё плохой нрав, она вредит соседке своим языком, он сказал, что она из обитателей Ада, так как не поняла, что Ислам – это религия хорошего нрава, религия прекрасных взаимоотношений между людьми.

Богослужение совершается для того, чтобы оно улучшало наш нрав и очищало душу, улучшало наши взаимоотношения с людьми. Для этого Пророк (мир ему и благословение) во многих хадисах объяснял своим сподвижникам, чтобы они усердствовали в улучшении своего нрава. Это приближает нас к Пророку (мир ему и благословение) в Раю.

Возьмём в качестве примера этот прекрасный хадис: «Поистине самый любимый из вас для меня и самый близкий из сидящих рядом со мной в День Суда – лучший из вас нравом».

Те люди, которые улучшали свой нрав в отношениях с людьми, – это наиболее близкие к Пророку (мир ему и благословение).

Пророк (мир ему и благословение) обладал прекрасным нравом. Он стеснялся сделать ошибку, сделать что-то порицаемое, хотя Аллах защитил его от всего этого. Как сказал один из сподвижников, описывая нрав Посланника (мир ему и благословение), «он скромнее, чем дева в своём доме».

Пророк (мир ему и благословение) никогда никого не бил, кроме, как в битве, он ни разу не ударил ни женщину, ни слугу и никого из людей. Ладонь его была мягче, чем шёлк.

Однажды один из только что принявших Ислам, начал совершать намаз вместе со сподвижниками, но он не знал, что нельзя разговаривать во время молитвы. Сподвижники стали бить себя по бедру, давая понять ему, чтобы он замолчал, а он ещё больше разговаривал. Так он испортил свою молитву и мешал людям в мечети. После того, как закончили совершать намаз, его позвал Пророк (мир ему и благословение). Позже этот человек сказал, что не нашёл бы учителя лучше, чем Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Он не кричал на меня и не говорил обидных слов, но сказал мне: “Во время намаза не допускается ничего из речи”, и начал учить меня намазу». Вот таким был Пророк (мир ему и благословение). Аллах описал его в Коране такими словами:

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердым, то они непременно покинули бы тебя» (сура «Алю-Имран», аят 159).

Ты хочешь Рая? Тогда улучшай свой нрав в отношениях с людьми. Если к тебе отнеслись плохо, то ты отнесись хорошо. Если тебя рассердили, то не сердись.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек обратился к Пророку (мир ему и благословение): «Дай мне совет».
Он сказал: «Не гневайся».
После этого тот несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз Пророк (мир ему и благословение) говорил:
«Не гневайся» (имам аль-Бухари).

Самое лучшее качество, которым должен обладать верующий, – это кротость. Каждый, кто проявляет нежность, мягкость, – это обитатели Рая, так их описал Пророк (мир ему и благословение).

Однажды Умар бин Абдуль Азиз, правитель мусульман, был ночью в мечети Медины с людьми. Один мужчина спал в этой мечети. Умар не заметил его и наступил ему на ногу. Мужчина вскочил и сказал халифу Умару: «Ты сумасшедший, ты не видишь?» Умар ему ответил: «Нет, я не сумасшедший». И ушёл. Друзья спросили его: «Разве он не ругал тебя?» Он ответил: «Он меня не ругал, он спросил, сумасшедший ли я, я ответил, что нет».

Однажды Абу Зарр аль-Гифари, принадлежавший к знатному роду, оскорбил Биляла, обозвав его сыном чёрной женщины. Узнав об этом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) упрекнул Абу Зарра словами: «О, Абу Зарр, ты совершил мерзкий поступок». После этих слов Абу Зарр глубоко раскаялся. Он подошёл к Билялу, положил голову на землю и попросил наступить на лицо ногой: «Наступи на моё лицо, Билял, чтобы Аллах простил меня». Но Билял не сделал этого, ведь он сам его уже простил.

Всевышний говорит: «Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фусилат», аят 34).
Хочешь награды, хочешь превосходства?
Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Я гарантирую… Я гарантирую дворец в центре Рая тому, кто оставил ложь даже в шутке». Всевышний так говорит о качествах богобоязненных своих рабов (смысл): «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова» (сура «аль-Фуркан», аят 63).

Они не отвечают другим ни унижением, ни руганью, ни проклятием. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Верующий привычный друг, и нет добра в том, кто не привыкает и к кому не привыкают люди». Верующий – хороший человек, он прекрасен, когда продаёт что-то или когда покупает, прекрасен при возращении долгов и когда берёт в долг, прекрасен со своей семьёй, со своими соседями, с окружающими людьми.

Почёт и уважение гостям – одно из важнейших черт прекрасного нрава.

Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришёл гость, однако у него не было еды, не было еды также и у его жён, тогда спросил Пророк (мир ему и благословение) сподвижников: «Кто примет гостя Посланника Аллаха?» Встал мужчина из ансаров и сказал: «Я, О Посланник Аллаха». Но он не знал, есть у него в доме еда, но всё-таки забрал гостя к себе. Придя домой, он спросил свою жену: «Есть ли у нас дома еда?» Она сказала: «У нас нет в доме еды, кроме как еды для детей». Он сказал: «Уложи спать детей». Она уложила спать детей, не покормив их. Потом они пригласили гостя к столу, а сами сидели в стороне и ничего не ели. Гость поел, попил. И на утро Пророк (мир ему и благословение) радостно сказал: «Поистине Аллах был удивлён тому, что вы сделали вчера». И ниспослал Аллах:

«Они отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду. Преуспеют те, кто будете защищён от собственной скупости!» (сура «аль-Хашият», аят 9).

Прекрасный нрав – это одно из лучших достоинств, которое спасёт его обладателя от огня Ада.

Самым полноценным иманом обладают те мусульмане, которые обладают лучшим нравом. Самые ненавистные для Пророка (мир ему и благословение) – это болтуны, хвастуны и горделивые.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) шутил часто, но в своих шутках он всегда придерживался истины. Пророк (мир ему и благословение) увидел одного из сподвижников по имени Аль-Ашад ибн Аль-Кайс – это был один из высоконравственных сподвижников. Пророк (мир ему и благословение) похвалил за его благой нрав и сказал Аль-Ашаду: «В тебе есть два свойства, их любит Аллах и его Посланник, – это кротость и выносливость».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) очень любил этого сподвижника. Этот человек был некрасив собой, и однажды, когда он был занят продажей своих товаров, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подошёл к нему и обнял его сзади так, что тот не мог обернуться и увидеть его. Тот воскликнул: «Отпусти меня! Кто это?» – а когда повернулся и узнал Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то крепко прижался к нему. Что же касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он принялся повторять: «Кто купит этого раба?» Услышав это, тот сказал: «О Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, ты увидишь, что я – не ходовой товар!» На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Но не таков ты пред Аллахом!» (или же: «Но пред Аллахом цена тебе высока!»).

Да сделает нас Всевышний, ради Пророка (мир ему и благословение), кроткими и выносливыми, восхваляющими Всевышнего, благодарными рабами и одарит заступничеством Посланника (мир ему и благословение) в Судный день. Амин!