Ибн Таймийя тоже приводит это высказывание без указания, кто это сказал, в книге «Маджму аль-фатава»[1] в том смысле, что это мнение правильно и на него можно опираться: «И поэтому некоторые ученые сказали: их иджма – это однозначный довод, а их разногласие – это обширная милость».
И затем я увидел это высказывание у Ибн Куддамы аль-Макдиси в предисловии к книге «Аль-Мугни»: «Поистине, Всевышний Аллах на основе Своей милости выделил имамов среди саляфов этой уммы, и через них установил принципы Ислама, и через них разъяснил трудные положения религии, и их согласие – это единогласный довод, а их разногласие – это обширная милость. И сердца оживают через их слова, и вечное счастье достигается через следование им», – как будто ибн Таймийя имел в виду Ибн Куддаму аль-Макдиси в своих словах.
И величайшие имамы среди саляфов считали, что разногласие между имамами – это облегчение от Аллаха и милость для Его рабов, которые сами не могут выносить шариатские решения из основных источников.
Имам и довод религии, аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр, да будет Аллах доволен ими всеми, один из великих табиинов, сказал: «Поистине, Аллах принес пользу через разногласие сподвижников Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, в поступках. И поступают согласно их действиям лишь тогда, когда видят в этом широту решений и то, что человек лучше него совершал это действие»[2].
Это же понимание разделял и Умар ибн Абдуль-Азиз, муджтахид, праведный халиф, да будет доволен им Аллах, как приводится в «Джами баян аль-ильм»[3]: «Умар ибн Абдуль-Азиз и аль-Касим ибн Мухаммад встретились и стали пересказывать разные хадисы.
И Умар привел что-то, что противоречило мнению аль-Касима, и ему это не понравилось настолько, что это стало заметно. И Умар сказал ему: «Не делай так. Меня даже красный верблюд бы так не обрадовал, как радует их разногласие»[4].
Затем эту историю аль-Касим рассказал своему сыну Абдур-Рахману, подтверждая ее смысл и восхищаясь его словами.
И Ибн Абдуль-Барр затем сказал: «Ибн Вахб передал от Нафиа ибн Абу Нуайма от Абдур-Рахмана ибн аль-Касима от его отца: «Меня восхитили слова Умара ибн Абдуль-Азиза: «Я бы не хотел, чтобы сподвижники Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, не расходились между собой. И если бы у них у всех было только одно мнение, то люди претерпевали бы трудности, а они имамы, за которыми все следуют. И если человек последует одному из их мнений, то у него будет широта выбора»».
И нет сомнений, что, кто придерживается мнений сподвижников, тот либо муджтахид, чей иджтихад совпал с иджтихадом одного из сподвижников, либо мукаллид, который придерживается одного из мнений, потому что он сам не может совершать иджтихад, и у него будет широта выбора, потому что он следует за одним из сподвижников.
От одного из современников аль-Касима ибн Мухаммада, Ауна ибн Абдуллаха ибн Утба ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, ад-Дарими приводит в предисловии к «Ас-Сунан»[5] в главе «Разногласие факихов» следующие слова: «Я бы не хотел, чтобы сподвижники Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, не расходились во мнениях. Ведь если бы они объединились в чем-то, а человек не делал бы этого, то он оставил бы Сунну; а если они расходятся в чем-то и некто последовал за одним из этих мнений, то он последовал за Сунной».
И эти удивительные, золотые слова отличаются одной деталью от слов аль-Касима ибн Мухаммада и Умара ибн Абдуль-Азиза – тем, что следующий за мнением одного из сподвижников следует за Сунной и практикует ее. Где же эти грубияны, которые считают, что Сунна – это только то, чему следуют они, и только то, что поняли они, а все, кто им противоречит, вводят новшество и заблуждаются?!
[1] 30:80.
[2] «Джами баян аль-ильм ва фадлих» Ибн Абдуль-Барр (2:80).
[3] 2:80.
[4] Имеется в виду разногласие между сподвижниками.
[5] Сунан ад-Дарими, 1:151.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________
Azan.kz