Их адаб при разногласиях проявился и [в истории] с толкованием хадиса: «Покупатель и продавец обладают правом выбора, пока не разойдутся».

И имам-муджтахид Мухаммад ибн Абдур-Рахман ибн аль-Мугира ибн Абу Зиъб (умер в 158-м г.) истолковал это как физическое расхождение[1], и также это мнение имама Ахмада.
А имамы Малик и Абу Ханифа сочли, что тут имеется в виду словесное расхождение[2].
И из-за этого Ибн Абу Зиъб очень грубо высказался в отношении имама Малика, что имам Ахмад прокомментировал следующим образом: «Малик не отвергал хадис, а лишь истолковал его по-другому».
И эти слова [имама Ахмада] еще будут приведены полностью, как и его большая похвала в адрес ибн Абу Зиъба.
Посмотрите на его [то есть имама Ахмада] позицию: он согласен с Ибн Абу Зиъбом в толковании этого хадиса (что имеется в виду физическое расхождение), он хвалит его и предпочитает его Малику в том, как он смел в отстаивании истины и в речах, как он повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, но при этом находит объяснение тому, что Малик иначе истолковал хадис, и говорит:

«Малик не отвергал хадис, но лишь истолковал его по-другому».
Что касается позиции Ибн Абу Зиъба, то об этом мы еще поговорим более подробно, иншаАллах.
На их адаб при разногласиях указывает и то, что не найти книгу по фикху любого из мазхабов, где бы не говорилось, что дозволено следовать другому мазхабу, если только не ищешь облегчения. Это можно найти и в книгах по усуль аль-фикх в последних главах, где говорится о дозволенности перехода из одного мазхаба в другой.
И в мазхабных книгах по фикху указано, что ханафиту желательно выходить из разногласий, например, с шафиитским мазхабом, – и наоборот. Например, если ханафит дотронулся до женщины, ему желательно обновить омовение, чтобы выйти из разногласия с шафиитским мазхабом. Или, например, если у шафиита пошла кровь из носа, ему желательно обновить омовение для намаза, чтобы выйти из разногласий с ханафитским мазхабом, – и так далее.
В качества примера этому выступает и обратная ситуация, а именно – следование другому мазхабу при необходимости. Примеры этому можно найти в «Маджму’ аль-фатава» Ибн Таймиййи[3]:
«Мазхаб людей Медины [заключается] в том, что если имам по забывчивости совершил намаз в состоянии большого или малого ритуального осквернения, то намаз надо восполнить лишь ему, а следовавшие за ним не должны [восполнять его], а по мнению Абу Ханифы намазы должны восполнить все.
И с Абу Юсуфом произошла такая история, когда халиф поставил его имамом в пятничном намазе: после намаза он вспомнил, что у него не было омовения, и восполнил намаз, но не сказал людям этот намаз восполнить. И, когда его спросили об этом, он ответил: «Когда какой-то вопрос становится трудным для нас, мы берем мнение наших братьев из Медины».
Также передается, что когда ар-Рашид совершил кровопускание, то спросил об этом у Малика – и тот дал ему фетву, что на нем не обязанности совершать омовение. И Абу Юсуф совершил за ним намаз, хотя мазхаб Абу Ханифы и Ахмада [состоит в том], что выход наджасы даже не из переднего и заднего прохода нарушает омовение, а по мазхабу Малика и Шафии это не нарушает омовение. И когда Абу Юсуфа спросили: «Неужели ты совершил за ним намаз?!» – он ответил: «СубханАллах! Это повелитель правоверных! Поистине, отказываться от намаза за имамом из-за таких вещей – это [один] из признаков заблудших, таких как рафидиты и мутазилиты.
И поэтому, когда у имама Ахмада спросили об этом, он ответил, что омовение [в такой ситуации совершить] обязательно. Тогда задающий вопрос уточнил: «А если имам не будет делать омовение? Могу ли делать намаз за ним?» И тот ответил: «СубханАллах! Ты бы не стал совершать намаз за Саидом ибн аль-Мусайябом или Маликом ибн Анасом?!»
И именно на основе этого принципа наш шейх, мухаддис-факих Мухаммад Абдур-Рашид ан-Нумани, рахимахуллах, дал ответ, когда один из братьев из числа обладателей знания спросил [его] о намазе витр за имамом мечети Харам без саляма после второго ракаата,  что произошло в месяц Рамадан в 1408-м году по хиджре. И задающий вопрос, и отвечающий на вопрос оба были ханафитами.Но он сказал: «Если бы имам Ахмад был имамом в этом намазе, стал бы ты следовать за ним или нет?»

И такой вопрос стал ясным ответом, хотя отдельные невежды называют его страшно фанатичным ханафитом.

[1] Пока покупатель и продавец физически не разойдутся друг с другом, у каждого из них есть право расторгнуть сделку. Прим. Абу Али.

[2] Как только сделка будет завершена, а тема разговора изменится, у них нет права расторгнуть сделку, даже если они продолжают находиться рядом друг с другом. Прим. Абу Али.

[3] 20:364-365.

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

 

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz