У имама Ибн Таймиййи, рахимахуллах, в «Маджму аль-фатава»[1] есть много важных
замечаний по этой теме, и вот часть из них:
«Если слова и действия рабов основаны на каком-либо предании (асар), на которое можно
опираться, то ничего из этого не будет порицаемым, но все это законно, как мы уже указали в
разделе о намазе в состоянии страха (солят аль-хауф). То же касается в тарджи’а в азане[2]
(то есть когда его делают и не делают), двух видов икамата (с повторением и без). То же мы
сказали о [разных] видах ташаххуда, подсказках имаму в намазе, если он запнулся в чтении
(истифтах), произнесении слов «а’узу», [разных] кыраатов, дополнительных праздничных
такбиров, видах похоронного намаза, саджда сахву, чтении дуа Кунут до или после поясного
поклона, словах тахмида, то есть произнесения в намазе «Раббана лякаль-хамд» с
добавлением «уа» или произнесением без него».
«Некоторые эти действия могут быть желательными, если есть довод. указывающий на их
превосходство над другими версиями, но в другой версии нежелательности не будет».
«И не обращай внимания на тех, кто говорит что желательно объединять некоторые
перечисленные вещи, как я видел у некоторых: они объединяли слова салавата, которые
передавались от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), и говорили, что
желательно читать такое объдиненное дуа.
И в хадисе от Абу Бакра передается, что он сказал Пророку (да благословит его Аллах и да
приветствует): «Обучи меня дуа, которое бы я читал в намазе», – и тогда он сказал:
«Скажи: о Аллах, поистине, я осквернил свою душу большой несправедливостью (а в другом
риваяте – обильной), и никто не прощает грехов, кроме Тебя. И прости мне Своим прощением и
помилуй меня! Поистине, Ты Милующий и Прощающий».
И они сказали: «Желательно употреблять в дуа оба слова: большой и обильный – и так же
говорить в подобных случаях».
«И это мнение – слабое, потому что, во-первых, это не Сунна и, более того, противоречит
Сунне, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) не произносил эти
слова вместе. Он иногда говорил так, а иногда – по-другому, если оба варианта достоверно
передаются от него[3]. И поэтому их объединение является не Сунной, но новшеством, хотя и
допустимым».
«Что касается объединения в намазе страха, разных видов ташаххуда, икамата и тому
подобного, то это единогласно порицается мусульманами. И эти виды поклонений (будь то
действия или слова) должны быть выполнены в каком-то одном варианте, подобно тому как
нужно читать Коран каким-то одним чтением. Необязательно, чтобы тот, кто это делает,
исполнял их в самой совершенной форме, и может быть так, что среди них нет наилучшего».
«И это подобно разным дорогам к Мекке: люди каждой местности идут в хадж по своей
дороге, и их выбор дороги не связан с тем, что она лучше других таким образом, что их хадж
из-за этого будет лучше, чем у других. Они так поступают, потому что нужно выбрать какую-то
дорогу, и они выбрали эту либо из-за того, что это им легко, либо по какой-то другой причине,
хотя все дороги одинаковы [в плане награды]».
«И следует различать выбор некоторых узаконенных видов из-за того, что они обладают
особым достоинством сами по себе для того, кто их выбрал, и выбор одного из них по
необходимости, когда причина выбора лежит в легкости или в чем-то еще».
[1] 24:242.
[2] Тарджи’ – это когда муаззин произносит слова шахады сначала тихо, а потом громко.
Согласно мазхабу имама аш-Шафии, это желательно, а согласно мазхабу имама Абу
Ханифы, желательности в этом нет. Прим. Абу Али.
[3] Хафиз сказал в «Аль-Фатх» (13:375):
«Известный вариант во всех версиях риваята – это «обильной
несправедливостью» (зульман касира), и лишь аль-Кабиси передает «большой»»