И в контексте этого понимания мы объясняем слова имама Суфьяна ас-Саури, рахимахуллах,
которые уже приводились:
«Если ты видишь, что человек совершает действие, насчет которого есть разногласия,
а ты при этом следуешь другому мнению, то не запрещай ему это».
Имеется в виду приемлемое разногласие в Шариате. И известны слова ученых:
Не каждое разногласие приемлемо –
Лишь то, которое обосновано[1].
А что касается отвергнутого разногласия и такого, которое противоречит единогласному
мнению ученых (иджма), то про него нельзя молчать. И мы уже, цитируя Ибн Хазма, приводили
примеры неприемлемого разногласия, хотя он и хотел это использовать для опровержения
тех, кто говорит, что разногласия в целом – милость.
Более того, разбирать такие ошибки обязательно, и это считается наставлением ради Аллаха,
Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует) и всех мусульман.
Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет в своей полезной и благословенной книге «Джами аль-улюм
валь-хикам»[2]:
«И к видам наставлений ради Всевышнего Аллаха, Его Книги и Его Посланника (да
благословит его Аллах и да приветствует) относится наставление, которое совершают
только ученые[3], а именно опровержение заблуждений на основе Корана и Сунны и
разъяснение указаний [в шариатских текстах], которые опровергают эти
заблуждения. [Сюда относится и] разъяснение слабых мнений ученых, где они
ошиблись, с разъяснением указаний из Корана и Сунны, которые опровергают эти
слабые мнения».
А еще он сказал[4]:
«Порицаемое, которое обязательно порицать, – это то, насчет чего есть единогласное
мнение (иджма). А что касается того, где есть разногласия, то некоторые из наших
ученых сказали, что нет обязанности порицать это, если человек совершал это, делая
иджтихад или следуя за муджтахидом. Из этих тем аль-Кади[5] исключил вопросы, в
которых разногласие крайне слабое и которое может использоваться как средство
достижения единогласно запретных вещей (например, временный брак может
использоваться как средство совершения прелюбодеяния).
А что касается текстов от Ахмада, где порицаются те, кто играет в шахматы, то аль-
Кади толкует эти тексты так, что они относятся к тем, кто играет без иджтихада в
этом вопросе или без следования за тем, кто это дозволил».
А мнения, насчет которых разногласие крайне слабо из-за указаний в шариатских текстах,
тоже относятся к ошибкам ученых[6].
[1] Это слова Абу аль-Хасана ибн аль-Хассара аль-Малики (умер в 611-м г.), и это
последние строчки его касыды, состоящей из двадцати двух строк и посвященной
перечислению мекканских сур, мединских и тех, насчет которых есть разногласия. Она
полностью приводится в «Аль-Иткан» ас-Суюты (1:45).
[2] 1:223-224, толкование седьмого хадиса.
[3] Поразмысли над этим важным условием – «которое совершают только ученые»!
Разъяснять истину и повеления и предостерегать от порицаемого и заблуждений – это
задача ученых. А тем, кто к ним не относится, нельзя входить в эту область. Но как же
много стало тех, кто считает, что заведует религией Аллаха!
И к ошибкам, которые распространились среди людей, относятся слова, что в Исламе нет
«обладателей религии» или «священников», то есть что говорить об Исламе – это право
каждого мусульманина. Это правда, но само рассуждение используется в неправильном
контексте.
[4] 2:254.
[5] Аль-Кади Абу Я’ля аль-Ханбали. Прим. Абу Али.
[6] В наше время идут баталии насчет иджма о запретности музыки. Хотя мы и считаем,
что в этом вопросе есть иджма, даже если предположить, что ее нет, то разногласие
настолько слабое, что это не переходит в категорию тех мнений, которые подходят для
практики. Прим. Абу Али.