Имам аш-Шатыби[1] написал целую главу о том, почему ошибаются ученые. Он привел хадис
Умара, слова Муаза и Сулеймана ат-Тайми, а потом сказал[2]:

«На ошибку ученого нельзя опираться, и она не подходит для того, что ее
практиковать и ей следовать (таклид), ведь она считается противоречащей Шариату
и поэтому называется ошибкой. Иначе бы она считалась законным мнением и не
относилась бы к этой категории, и к тому, кто высказал это мнение, ошибка бы не
относилась. Но нельзя и принижать или ругать того, кто допустил эту ошибку. И
нельзя считать, что он допустил эту ошибку осознанно, поскольку все это
противоречит его положению в религии».

«Нельзя опираться на эту ошибку в отличие от фикховых мнений, когда есть
разногласия, потому что в реальности эта ошибка не результат иджтихада и не
относится к той категории, где допустим иджтихад, хотя муджтахид и пришел
ненамеренно к этому заключению. Поэтому такое мнение относится к Шариату так
же, как и мнения не-муджтахидов[3].

Но частью Шариата считаются лишь те мнения, которые основаны на признанных шариатских
доказательствах, хотя какое-то мнение может быть более сильным, чем другое.

Если спросить: «Есть ли правило, по которому человек из числа изучающих фикх, но не
достигших степени иджтихада сможет различить приемлемое и неприемлемое разногласие?»
– ответ будет следующим:

«Правило крайне приблизительное. И суть его в том, что мнений, которые считаются в
фикхе ошибкой и отклонением, крайне мало, чаще всего такое мнение исходит лишь
от одного человека и оно крайне редко поддержано другим муджтахидом».

И если кто-то выскажет мнение, с которым он идет против всей уммы, то знай, что истина – с
большинством муджтахидов, а не с мукаллидами»[4][5].

[1] Аль-Мувафакат, 4:168.

[2] 4:170-173.

[3] То есть мнения того человека, который не достиг степени иджтихада в фикхе, в
Шариате не имеют ценности, и им нельзя следовать, и они не считаются частью Шариата в
отличие от мнений муджтахидов, таких как Абу Ханифа или имам аш-Шафии. Прим. Абу
Али.

[4] Там же.

[5] Это не означает, что если в рамках четырех мазхабов в одном из них существует некое
мнение (например, мнение ханафитов, что наличие опекуна не является условием
действительности брака, или мнение шафиитов, что любое прикосновение к
противоположному полу нарушает омовение, даже если оно было совершено без страсти),
то это мнение ошибочно или ему нельзя следовать.

Во-первых, были муджтахиды, помимо четырех имамов, и поэтому кто-то из них, или из
сподвижников, или из табиинов мог высказать это мнение.

Во-вторых, в рамках каждого из мазхабов были свои имамы-муджтахиды, которые могли
определять силу или слабость мнения на основе доводов из Корана и Сунны. И если бы
такое мнение существовало в рамках мазхаба, то оно было бы описано как слабое и не
дозволенное для практики.

Четыре мазхаба, как они дошли до нас, – это многовековой опыт перепроверки решений
мазхаба великими имамами и праведниками. И поэтому, если мнение сильное в рамках
мазхаба, оно единогласно считается дозволенным для следования. И в рамках четырех
мазхабов нет такого, чтобы мнение, которое в фикхе считается ошибкой или крайне
слабым и не подходящим для практики, стало бы сильным в мазхабе. В этом плане все
четыре мазхаба совершенны, и их сильные мнения все можно практиковать от начала и до
конца. Аллах знает лучше. Прим. Абу Али.