Что касается второго разговора, то он произошел у меня около двадцати лет назад, в 1390-м году, с одним из студентов, которым я преподавал «Тарих ат-ташрии аль-ислями».
Этот студент спросил меня: «Что вы скажете о движении к объединению мазхабов и о стремлении привести людей, в итоге, к одному мазхабу?»
И я ему ответил кратко следующим образом:
«Это стремление противоречит Воле Всевышнего Аллаха в Его установлении Шариата, это идет против Его Посланника, солляллаху алейхи ва саллям, его сподвижников, наших праведных предков и тех, кто был после них. А еще это противоречит разуму».
Затем я разъяснил ему это более подробно:
«Разве Всевышний Аллах в предвечности не знал, что арабы используют слово «куръ» в двух значениях: чистота и менструация?»
И он сказал: «Да, знал».
Затем я его спросил: «Разве Всевышний Аллах не знал в предвечности, что сподвижник по имени Зейд ибн Сабит, скажет, что «куръ» означает период чистоты, а другой сподвижник по имени Абдуллах ибн Масуд не согласится с ним и скажет, что «куръ» означает менструация?»
И он ответил: «Да, знал».
Затем я спросил его:
«Разве Всевышний Аллах не мог ниспослать аят:
َلَاثَةَ قُرُوءٍ
– так, чтобы не было никаких расхождений в его понимании, как случилось с Ибн Масудом и Зейдом, сказав, что идда – это три периода чистоты или три менструальных цикла, устранив любое разногласие и не оставив возможности для другого мнения?

Посмотри и на другие аяты Корана, которые люди толкуют по-разному.

И то же самое мы говорим о хадисах, и мы верим, что это Откровение от Аллаха. Почему Всевышний Аллах не внушил Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, такие слова, чтобы не было никакой возможности расхождений и разногласий?
И почему Всевышний Аллах не внушил Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, чтобы он сказал своим сподвижникам, когда велел им спешить к бану Курейза: «Не совершайте аср по дороге к ним»? Однако он сказал: «Пусть никто из вас не совершит аср, кроме бану Курейза», – и затем кто-то из них понял это буквально, а кто-то – переносно[1]?»
И затем я спросил его: «Разве сподвижники не разошлись друг с другом в некоторых вопросах?»
И он ответил: «Разошлись».
Затем я его спросил: «Разве ум не различается от человека к человеку?»
Он ответил: «Различается».
И я спросил: «Разве разногласия между людьми в ходе мыслей не связаны с их обществом и его жизненным опытом?»
Он сказал: «Это так».

И затем я сказал ему: «Следовательно, призыв к объединению мазхабов и стремление привести людей к этому – сумасшествие и заблуждение»[2].

[1] Имам Абу аль-Касим ас-Сухайли сказал в книге «Ар-Равд аль-Унф» (3\282), толкуя эту историю: «Каждый муджтахид, чей иджтихад совпал с одним из возможных вариантов толкования текстов и кто при этом соответствовал всем необходимым условиям для иджтихада, на основе которого он поднялся от таклида к праву толкования текстов, – тот прав в своем иджтихаде и прав в том хукме, к которому он пришел, даже если кто-то другой в этом же вопросе пришел к другому мнению, отличному от его мнения. И в этом нет ничего сложного [для людей], кроме тех, кто не понимает сути вещей и кого страсти сбили истинного пути».

[2] «Следование Корану и Сунне для устранения разногласий» – это лозунг, за которым ничего не стоит, потому что вместо мазхабов эти люди предлагают лишь следование сами себе. И свое понимание Корана и Сунны они хотят выставить абсолютно верным, а понимание имамов выставляют их иджтихадом, который может быть верным, а может быть ошибочным, и зачем, мол, тогда за ними следовать? Но кто сказал, что толкование и понимание этих невежд не может быть ошибочным? Прим. Абу Али.

 

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________

Azan.kz