Некоторые имамы жалели, что знание оказалось записано в книгах, потому что это ведет к
тому, что от шейхов берут меньше знаний.

Ад-Дарими в предисловии к «Аль-Сунан» (и аль-Байхакы в «Аль-Мадхаль»[1]) передает от аль-
Авзаи, что тот сказал:

«Это знание было величественно, и его получали лишь истинные мужи, пока его не
записали в книгах, и его стали получать те, кто не заслуживает этого».

Получение знания у шейхов сопряжено с упорством, усердием и ранним подъемом для учебы.
Это имеется в виду под постоянным нахождением рядом с учителем.

Ибн Абдуль-Барр[2] передает от трех великих людей: имама Малика, Сулеймана ат-Тайми и
Сулеймана ибн Хабиба аль-Мухараби, что они передают наставление Лукмана своему сыну:

«Сынок, будь рядом с учеными и постоянно пребывай с ними. Поистине, Всевышний
Аллах оживляет сердца мудростью, как оживляет землю дождем».

Одна из удивительных историй о постоянном пребывании с учителями при получении знаний –
история имама Абу Али аль-Кали, как передает его ученик Абу Наср Харун ибн Муса Джандаль
ан-Нахви:

«Мы постоянно посещали уроки Абу Али аль-Багдади, то есть аль-Кали, который диктовал свою
книгу «Ан-Навадир» в мечети аз-Захра в Куртубе. И это было весной, и по дороге меня настиг
ливень, и, когда я пришел на урок, вся моя одежда была мокрой, а вокруг Абу Али были
великие ученые Куртубы. И он велел подойти ближе к нему и сказал: «О Абу Наср, не
переживай из-за этого, ведь это быстро кончится, потому что один предмет одежды ты
сможешь заменить на другой, но с моим телом случилось то, что останется с ним вплоть до
могилы». И он рассказал следующее: «Мы постоянно посещали уроки Ибн аль-Муджахида. И
однажды я вышел ночью, чтобы быть ближе к нему на собрании (маджлис). И когда я подошел
к двери, через которую заходил на урок, то понял, что она закрыта. И я захотел открыть ее,
сказав себе: «СубханАллах, если я приду так рано, то точно буду рядом с ним!» А внизу этого
строения было отверстие, которое я начал раскапывать так усердно, как только мог, и в итоге
я разрыл себе ход и протиснулся. Но я порвал себе одежду и поранил ногу так, что показалась
кость. И Аллах дал мне тауфик выйти оттуда, и я посетил маджлис шейха в таком состоянии.
Разве сравнится то, что случилось с тобой, с этим?!»

А потом он прочитал следующие строки:

Ты ползешь к величию, но его уже достигли
Те, кто на вершине усердия и сбросили с себя все ради этого.
Большинство устало в стремлении к величию,
И приблизились лишь те, кто был верен делу и терпел.
Не считай величие фиником, который ты ешь.
Не достичь величия, не научившись терпению.

И Абу Наср сказал:

«Мы записали эти его строки, до того как он дошел до них в «Ан-Навадир». Затем он
расспросил о том, что произошло, и из-за этого его рассказа мой случай с одеждой показался
мне нестрашным. И после этого я постоянно находился рядом с ним, не покидая вплоть до его
смерти»[3].

[1] «Сунан» ад-Дарими (1:132, №467) и «Аль-Мадхаль» (с. 410).

[2] Джами баян аль-ильм, 1:106.

[3] «Ас-Силят» Ибн Башкуваля (с. 656, №1441).