[Имам Абу Исхак аш-Шатыби пишет]:
«После того как мы доказали эту основу[1], необходимо получать знания у того, кто достиг
высот (тахаккак) в науке,[2] что очевидно само по себе. И все разумные люди согласны насчет
этого, потому что они единодушно считают, что к ученому предъявляются следующие условия:
1. Знать основы этой науки и понимать, на чем она зиждется.
2. Уметь должным образом излагать эти основы.
3. Знать что вытекает из этих основ.
4. Уметь устранять сомнения, которые могут возникать насчет положений этой науки.
И если мы посмотрим на эти условия и применим их к имамам-из числа саляфов, то увидим, что
они полностью соответствовали этим условиям.
Но нет такого условия, чтобы ученый никогда не ошибался, и сам факт ошибки никак не
отменяет тот факт, что перед нами ученый и даже имам, за которым можно следовать.
Если же он не соответствует этим условиям, то на размер этого несоответствия он будет ниже
уровня совершенства, и никто не может претендовать на совершенство, пока не будет
отвечать всем этим условиям.
У ученого, который достиг вершин знаний, есть особые показатели этого, и они соответствуют
всему тому, что мы уже описали, хотя иногда может казаться, что внешне это не так.
И этих признаков три:
Первый признак – следование своим знаниям так, чтобы слова соответствовали действиям. А
если они не соответствуют, то он не заслуживает того, чтобы у него учились и следовали за
ним в знании.
Второй признак – чтобы шейхи, у которых он получал знания и с которыми постоянно
находился рядом, воспитали его в этой науке, чтобы он мог заслуживать того, чтобы его
описывали теми же качествами, которыми описаны эти шейхи. И таким были саляфы.
Начало этому положило пребывание сподвижников рядом с Посланником Аллаха (да
благословит его Аллах и да приветствует) и то, как они впитывали его слова и действия,
опираясь на все, что исходило от него, чем бы это ни было».
[Затем аш-Шатыби передал слова Умара во время Худайбия, обращенные к Посланнику Аллаха
(да благословит его Аллах и да приветствует):
«Разве они не заблудились, а мы не следуем истине?»]
И после этого он говорит:
«Это польза постоянного пребывания рядом с учеными, следования за ними и
проявлении терпения в сложных ситуациях, пока истина не станет ясной».
И об этом сказал Сахль ибн Хунейф в день Сиффина:
«О люди, сомневайтесь в своих суждениях! И у меня было суждение в день Абу
Джандаля, что я готов был отвергнуть решение Посланника Аллаха (да благословит
его Аллах и да приветствует)». Иными словами, он сказал так из-за неясности, с
которой они столкнулись, но они проявили терпение и отказались от своих суждений,
а затем был ниспослан Коран об этом, и их сомнения были устранены».
[1] Что получить знания можно лишь у учителя. Прим. Абу Али.
[2] Студенты плохо продвигаются в учебе в наше время, потому что учатся у тех, кто
фактически является сам студентом в научном плане. И поэтому студент, проходя книги с
таким человеком, не достигает должного понимания науки и даже этой конкретной книги.
И впоследствии он вынужден эту книгу еще раз проходить с кем-то еще, что отнимает
очень много времени и приводит к тому что студент не развивается должным образом.
Когда наш учитель – муфтий Мухаммад Исхак Бана – давал советы студентам в учебе, то
сказал следующее: «В каждой науке, которую вы изучаете, постарайтесь найти лучшего
ученого и приложить максимум усилий, чтобы стать его учеником». Прим. Абу Али.