Что касается примера из аятов, связанных с шариатскими решениями, то это следующий, очень известный, пример:
وَالْمُطَلَّقَاتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ ثَلَاثَةَ قُرُوءٍ ۚ وَلَا يَحِلُّ لَهُنَّ أَن يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللَّـهُ فِي أَرْحَامِهِنَّ إِن كُنَّ يُؤْمِنَّ بِاللَّـهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ۚ وَبُعُولَتُهُنَّ أَحَقُّ بِرَدِّهِنَّ فِي ذَٰلِكَ إِنْ أَرَادُوا إِصْلَاحًا ۚ وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ ۚ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ ۗ وَاللَّـهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
«Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций/периодов чистоты. Не позволительно им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день. Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения. Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению. Аллах – Могущественный, Мудрый»[1].
Так три периода чистоты или три менструальных цикла?[2] И это слово – «цикл» («кур») – в арабском языке имеет оба значения и обозначает как период чистоты, так и менструальный цикл[3].
И шейх Мустафа аль-Ханн привел также множество других примеров в своей прекрасной книге «Роль различий в правилах усуля в разногласиях между факихами»[4]. И нет сомнений, что в этой своей работе он не охватил все примеры, но он и не ставил такой задачи перед собой.
И к этой причине разногласий мы можем добавить другую причину, которую мы рассмотрели в книге «Роль хадиса», а также другие причины, которые связаны с усуль аль-фикх.
И с этими причинами связаны правила и принципы, которые [в свою очередь] служат причинами разногласий в десятках, а иногда и в сотнях вопросов.
И, прежде чем перейти к вопросу о шариатском положении такого разногласия, я хочу привести читателю два диалога. Один диалог – древний, разговор с аль-Маъмуном, аббасидским халифом, который раскрывает, как глубоко он понимал природу шариатских наук. А второй разговор случился у автора с одним из студентов. И финал истории аль-Маъмуна связан с тем вопросом, который мы разбираем, а начало его связано со следующей темой[5].
Эту историю привел Ибн Кутейба[6], рахимахуллах: «Аль-Маъмун сказал муртадду, который перешел в христианство: «Расскажи нам, почему ты оставил нашу религию. И если у нас будет лекарство для устранения причины, то мы сделаем это, а если наше лекарство окажется бесполезным для тебя, тебе не в чем будет себя упрекнуть. И если мы казним тебя, то казним на основе Шариата, но сам ты будешь верить в свою правоту и будешь знать, что не проявил небрежности в стремлении понять истину».
И этот муртадд сказал: «Меня оттолкнуло от вашей религии множество разногласий, которые я увидел».
И аль-Маъмун сказал ему: «У нас существует два вида разногласий. Первый вид – разногласия в азане, количестве такбиров в погребальном намазе, в форме чтения ташаххуда, в праздничном намазе, в такбирах ташрика, в видах чтения Корана, в выносимых фетвах. Но это, на самом деле, не разногласия, а широта выбора и избавление от трудностей. И тот, кто читает азан и икамат в по два раза, не считает, будто ошиблись те, кто читает икамат один раз, а азан – два раза[7], и они из-за этого не спорят и не критикуют друг друга.
А что касается другого вида разногласий, то это подобно разногласию в толковании аята или хадиса, хотя мы все единогласны, что оно ниспослано именно в таком виде, и мы согласны, что это и есть то, что было нам сообщено.
И если тебя это смутило и заставило отвергнуть Коран, то, значит, все должны быть единогласны в толковании каждого слова Таурата и Инджиля, и должны быть согласны в отношении ниспосланных слов. И тогда не должно быть никаких разногласий между иудеями и христианами в толкованиях. И ты должен тогда обратиться к такому языку, который вообще не предполагает различий в толкованиях и смыслах.
И если бы Всевышний Аллах захотел ниспослать Коран таким образом и сделать слова Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, такими, чтобы не было никаких разногласий в их понимании, то Всевышний бы так сделал. Но мы видим, что Всевышний Аллах отдал часть вопросов этого мира и часть вопросов религии нам для общего размышления. Но если бы это было не так, то не было бы различий в понимании и различий между самими людьми, но Аллах не так устроил этот мир».
И этот муртадд затем сказал: «Я свидетельствую, что нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха, и что Иса – это раб Аллаха, и что Мухаммад правдив, а ты истинный повелитель правоверных».
И как же прекрасно он изложил причину разногласий, и какой дал ему ответ! Пусть Аллах помилует аль-Маъмуна и простит ему то, что он совершил[8].
[2] В зависимости от ответа на этот вопрос период идды разведенной женщины будет различаться по фактическому сроку. Прим. Абу Али.
[3] Тафсир Куртуби (3:113): от имама Абу Амра ибн аль-Аля, рахимахуллах, о том, что в арабском языке это слово обозначает как период чистоты, так и менструальный цикл. Также это подробно разбирает шейх Абдуль-Ваххаб Тавиля, хафизахуллах, в книге «Роль арабского языка в разногласиях между факихами».
[4] С. 82-94. И имам Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики также сказал в книге «Аридауль-ахвази» (1:125): «Одни из самых трудных вопросов в понимании Корана и Сунны – это те, в толковании которых разошлись сподвижники, хотя они были одними из самых красноречивых арабов».
[5] То есть шариатское решение о законном разногласии в фикхе.
[6] «Уюн аль-Ахбар» (2:154).
[7] Речь идет о разногласиях между шафиитами и ханафитами в количестве повторений некоторых фраз в икамате. Прим. Абу Али
[8] Речь идет о насаждении убеждений мутализитов.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________
Просмотров: 1 053