Автор: Имам Абдуль-Хай аль-Лякнави
Фетва о мавлиде мауляны Абдуль-Хай аль-Лякнави приведена в его «Маджмуа аль-Фатава» (2/160-163).
Следующий текст является ясным постановлением Шариата относительно дозволенности мавлида, вынесенным ученым, пользующимся уважением как среди различных школ, преобладающих на индийском субконтиненте, так и в арабском мире.
Отвечая на детальный вопрос о мавлиде, мауляна Абдуль-Хай аль-Лякнави (1264-1304 х/1848-1888 м) после обсуждения вопроса о нововведениях сказал следующее:
После этих вводных замечаний я утверждаю, что сам по себе мавлид не является ни нововведением, ни заблуждением по двум причинам:
Первое.
Зикр-и-мавлид заключается в том, что чтец (закир) читает стихи или хадисы и при этом упоминает о чудесах Пророка и его добродетелях. Он также рассказывает о рождении Пророка , его родословной и чудесных событиях, которые происходили во время рождения Пророка ; так это (такой порядок мавлида) было описано Ибн Хаджаром Макки, да помилует его Аллах, в «Нимат аль-Кубра аля алим би маулид Сайид Валяд Адам».
Подобные собрания существовали во времена Пророка и его сподвижников, однако не были известны под таким именем (под именем мавлида). Известно ученым в науке хадиса, что сподвижники, собираясь для наставления и получения знаний, упоминали о чудесах Пророка и его добродетелях. В сборниках «Сахих» собщается, что имам в обоих мирах усадил Хасана ибн Сабита , который читал поэмы, восхваляющие Пророка , на минбар в мечети, и помолился о благе для него, сказав «О Аллах, помоги ему посредством Джибриля (Рух аль-Кудс)».
Также известно тем, кто просматривал сборник поэзии Хасана , что его поэмы содержат рассказы о чудесах, событиях рождения Пророка и его благородной родословной. Таким образом, чтение подобных стихов и является зикром-и-мавлид. Рассказ о Хасане , читающем стихи в мечети, также представлен в «Сахихе» аль-Бухари, и в действительности нет никакой разницы между зикр-и-мавлид и этим случаем. Вопрос о том, что этот зикр не назывался маджлис-и-миляд, является лишним.
Во-вторых, даже если есть какое-то несоответствие в том, что если упоминание рождения Пророка и его добродетелей установлено (из хадисов), однако приглашение людей на мавлид не установлено — на это можно возразить, что распространение знания посредством собраний и приглашения на них людей установлено из хадисов.
Факих Абу аль-Ляйс, да помилует его Аллах, в «Танбих-аль-гафилин» пишет, что Али ибн Аби Талиб рассказывал, что сура «Ан-Наср» была ниспослана во время болезни Пророка . Сразу же после этого в четверг, он вышел, поднялся на минбар и сел на него. Затем он позвал Биляля и попросил его оповестить людей Медины, чтобы они собрались и послушали слова Посланника Аллаха . Биляль закричал так, что и пожилые, и молодые пришли так быстро, что оставили двери своих домов открытыми. Даже женщины, которые покрывали себя, оставили свои дома, так что в мечети стало тесно из-за множества людей. Тогда Пророк сказал им: «Оставляйте место для тех, кто позади вас, оставляйте место тем, кто за вами». Затем он встал, вознес хвалу Аллаху и прославил Его и послал приветствие пророкам. Потом он сказал: «Я Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдуль-Муталиб ибн Хашим, араб из Харама, из Мекки, не будет пророка после меня…»
Кроме того, есть вопрос об упоминании рождения. Если даже в ходе ведения спора мы допустим, что из этого собрания не установлен обычный порядок (тахсисат урфийя), то все равно это не свидетельствует о недопустимости мавлида.
Второе.
Если мы даже должны признать, что рождение не упоминалось во время первых трех поколений мусульман, все же мы утверждаем, что в Шариате установлен принцип — «каждый способ, посредством которого распространяются знания, желателен». Ибн Маджа, да будет доволен им Аллах, передает от Абу Хурайры , что Посланник Аллаха сказал: «К тем делам, награда за которые достается верующему и после его смерти, [относятся] знания, которые он распространял».
Подобно этому аль-Бухари передает в своей «Книге Знания» от Умара ибн Абдуль-Азиза, да будет Аллах доволен ими обоими: «Знание должно распространяться, и вы должны устраивать так, чтобы тот, кто не имеет знаний, учился. Ведь знание не потеряно, пока оно не скрывается».
Алляма Суюты, да помилует его Аллах, в одной из частей своего трактата пишет в комментарии к хадису «Когда сын Адама умирает…»: «Ученые объясняют, что непрерывные блага (о которых говорится в хадисе, которые остаются после смерти человека и приносят ему пользу) — это благотворительные вклады (вакф) и знания, которые приносят пользу, такие, как написанные книги и обучение».
Ясно, что настоящий зикр-и-мавлид, который упомянут выше, — это один из путей распространения знания. Таким образом, здесь сочетаются два принципа, первое — это то, что зикр-и-мавлид является одним из средств распространения знания. И второе — то, что каждое средство распространения знания желательно. Таким образом, можно сделать вывод, что проведение мавлида желательно.
Аль-Бухари передает от Вайля , что он говорил, что Абдуллах ибн Масуд наставлял людей по четвергам. Один человек сказал ему: «О Абу Абдуррахман, если бы ты напоминал нам это каждый день». Он ответил: «Я отказываю вам в этом потому, что боюсь, что вы устанете. Я наставляю вас так же, как Пророк наставлял вас, из-за беспокойства, что вы устанете».
Не заблуждайтесь, думая: «Мавлид не был известен ни во времена первых трех поколений, ни во времена имамов-муджтахидов, как же возможно дать фетву, что это разрешено?»
Если даже мы принимаем, что мавлид не был известен во времена первых трех поколений, и что положение о мавлиде не пришло от имамов-муджтахидов, тем не менее, поскольку в Шариате установлен принцип, что каждый способ, посредством которого распространяются знания, желателен (а мавлид можно отнести к этим способам), вынесено постановление о его желательности. Вот почему знающие законоведы и ученые, которые имели право выносить фетвы, такие, как Абу Шама, Хафиз ибн Хаджар, Суюты, Шами (Ибн Абидин) и другие, да помилует их всех Аллах, дали фетву о желательности этого действия.
Да, если незаконные особенности и порядки будут добавлены к мавлиду, тогда его желательность прекратится (это действие не будет больше желательным), однако это уже не будет иметь отношения к дозволенности мавлида как такового.
Аллах лучше знает истину. Написано тем, кто надеется на прощение своего Могущественного Господа, Абуль-Хасанатом Мухаммадом Абдуль-Хай, пусть Аллах покроет его явные и тайные грехи.
Приложение: У мавляны аль-Лякнави есть несколько мнений относительно отдельного вопроса о вставании (кыйям) в определенной части мавлида, которые должны быть внимательно рассмотрены для понимания его позиции. В одной фетве он утверждает, что те, кто упрекает тех, кто не встает во время мавлида, не правы, обосновывая это тем, что вставание в определенной части мавлида не имеет надежного основания. Однако в другой фетве он утверждает, что люди Хиджаза встают в определенной части мавлида, и это упоминается в «Мавлиде аль-Барзанджи». В-третьих, он хвалит работу «Анвар-и-Сатия» мауляны Рампури, который защищает практику вставания в определенной части мавлида. Таким образом, нам кажется, что мауляна аль-Лякнави считал допустимой практику вставать в определенной части мавлида, в то же время порицая людей, которые осуждали тех, кто не встает во время мавлида. И Всевышний Аллах знает лучше.
Многие молодые люди в нашей стране основываясь на мнении некоторых ученых смело утверждают о том, что маулид является харамом, мы решили привести мнения авторитетнейших алимов на этот счет, что бы показать что все не так однозначно.
Хафиз (831-902 х/1427-1497м) сказал о мавлиде:
«В первые три века Ислама никто из саляфов не совершал этого, однако он появился позже. Затем мусульмане во всех концах мусульманского мира не переставали отмечать день его рождения, давать милостыню в его ночи различными видами пожертвований, и уделяли внимание чтению благородного мавлида, и именно поэтому на них простирается его благодать»
[Бурхануддин аль-Халяби, , том 1, стр. 83-84]
Ибну Таймия сказал: «Некоторые люди празднуют мавлид и объявляют этот день знаменательной датой. Они должны за этот поступок получить большое вознаграждение от Аллаха, так как их намерения прекрасны, они возвеличивают Пророка صلي الله عليه وآله وسلم.
« Иктизау ас сират аль мустаким».
Вопрос: Уважаемый шейх, есть ли ширк ли в поэме имама Бусайри «аль-Бурда» в которой восхваляется пророк, да благословит его Аллах и приветствует?
Ответ: В ней нет ширка. Совсем наоборот, в ней есть восхваление пророка, да благословит его Аллах и приветствует, теми совершенными и похвальными качествами, которыми его одарил Аллах. Тот, кто назвал эту поэму поэмой ширка, или сказал, что она содержит ширк, — ошибся в этом из-за незнания языка. Ученые уделяли особое внимание этой поэме, снабжая её комментариями и восхваляя её.
Разве можно представить, что ученые Ислама восхваляли бы её и писали к ней комментарии, если бы она содержала элементы ширка?
В добавок к этому, те места, о которых суровые такфиристы утверждали, что в них содержится ширк и преувеличение, ученые объяснили их, прокомментировали и растолковали в соответствии с правилами языка и правилами шариата.
К ученым, написавшим комментарии к этой поэме относились:
1- Имам, мухаддис, Шихабуддин Ахмад бин Мухаммад аль-Касталани, который умер в 923 году по хиджре. Он составил толкование на «Сахих Бухари», назвав его «аль-Анвар аль-Музиа фи шарх аль-Кавакиби ад-Дурия»
2- Имам, специалист в разных науках шариата, таких как: фикх, усуль, тафсир, Джалалуддин аль-Махали, который умер в 864 году по хиджре.
3- Превосходный имам, Бадруддин аз-Заркаши, который умер 794 году по хиджре
4- Шейхуль Ислам, кади, Закария бин Мухаммад аль-Ансари, который умер в 926 году по хиджре. Он составил комментарий под названием «аз-Зубдату Раик`а фи шарх аль-Бурдату Фаик`а»
5- Имам, факих Ахмад бин Хаджар аль-Хайтами, написавший комментарий «аль-Умад фи шарх аль-Бурдат»
6- Превосходный ученый, Ибн Аллян ас-Сиддики аш-Шафии аль-Макки, который умер в 1057 году по хиджре, написал комментарий под названием «аз-Зухару валь `Удда фи шархи Бурда»
7- Комментарий превосходного ученого, факиха, специалиста в разных науках, имама Байджури аш-Шафии
8- Комментарий превосходного ученого Тахир бин Ашур аль-Малики
И еще множество ученых кроме них. А Аллах знает лучше.
П.С. Прошу братьев, которые спешат вынести такфир, ознакомиться с комментарем ученых к строкам [этой поэмы], чтоб понять их суть, дабы не приписывать ученым ислама неверие. Братья мои, в ваших словах есть не только обвинение в неверии автора «аль-Бурда», более того — это обвинение имамов, ученых, написавших комментарий к данной поэме и бывших довольными её содержанием.
Взято с официальной страницы уважаемого доктора шейха
Сайфа аль-Асри, да хранит его Аллах.
Источник:
Даруль-Фикр.Ру
Касыда Бурда1 написана великим суфием, имамом Салихом Шарафуддином Мухаммадом аль-Бусайри рахматуллахи ‘алейхи, который родился в Мисре2 в 608-м году по хиджре (1212) и умер в 695-м (1296). Он был мюридом Абуль-Аббаса аль-Мурси, халифа имама Абуль-Хасана аш-Шазили.
Салих Шарафуддин стал известен как Бусайри, так как был рожден в местечке Абусайр. По словам же имама Суюти, Салих Шарафуддин был рожден в местечке Деллес, таким образом он известен также и как Делейси. А другая версия говорит от том, что один из его родителей был из Абусайри, а другой из Деллес, так что он известен и как Абусайри, и как Делейси.
Имам Салих Шарафуддин провел 10 лет своей жизни в Иерусалиме, а затем обосновался в Священной Мекке. Он был преподавателем Священного Корана.
Имам Салих Шарафуддин был известным каллиграфом и занимал высокое положение. В Египте были напечатаны коллекции его Касыд, из которых наиболее известны Касыда Хамзия, Касыда Мухаммадийя, Касыда Мударийя.
Большое значение имеют те обстоятельства, при которых Касыда Бурда была написана. Имам Салих Шарафуддин стал учеником суфийского наставника Абуль-Аббаса Ахмада аль-Мурси, куддиса сирруху, и регулярно посещал его лекции. Он имел глубокие познания в области хадисов и почти достиг вершин в этой науке. Но так случилось, что имама разбил паралич и половина его тела стала неподвижной. Лечащие доктора уже оставили всякую надежду на выздоровление имама. Тогда он стал просить Аллаха помочь написать касыду, выражающую величие и превосходство Пророка Мухаммада, чтобы через эту поэму просить Аллаха об исцелении. Написав заключительную часть поэмы, имам уединился в ночь с четверга на пятницу, совершая зикр, и с сосредоточенностью и отрешением от мирского читал эту касыду, во время чего он уснул.
Во сне он увидел Посланника Аллаха , который провел своей благословенной рукой по телу имама. И через Посланника Аллаха Аллах благословил имама полнейшим исцелением паралича. По пробуждению имам Бусайри увидел, что держит в своей руке ту самую накидку, которую Посланник Аллаха положил на его тело.
Когда утром после этого имам пошел на базар, то встретил там очень набожного мусульманина, который поприветствовал его и попросил прочесть касыду, сочиненную имамом в честь Посланника Аллаха.
Имам Бусайри ответил этому благочестивому человеку, что сочинил много касыд в честь Посланника Аллаха , желая уточнить, какую именно тот хотел бы услышать, на что человек ответил: «Ту самую, которая начинается с «А-мин тазак-куриин» (т. е. Касыду Бурду).
Услышав это, имам удивленно воскликнул: «Клянусь Аллахом, что еще ни один человек не знает об этой поэме. Скажи мне правду, от кого ты услышал о ней?»
Набожный человек ответил: «Клянусь Аллахом, что я слышал эту касыду от тебя прошлой ночью, когда во сне ты читал ее Посланнику Аллаха , из-за чего Посланник Аллаха проявил к тебе особое внимание, и благодаря этому Аллах наградил тебя полным выздоровлением».
И после того, как имам передал Касыду Бурду этому благочестивому человеку, его секрет стал известен всем людям, и баракат и благословение через Касыду стали общедоступными.
Когда известие о Касыде Бурде дошло до министра ас-Сахиб Багауддина, то тот настолько высоко оценил Касыду, что слушал ее стоя, причем с покрытой головой и даже предварительно снимал обувь. Он также сделал копии Касыды Бурдыдля себя. И в результате этого, по Воле Аллаха он и его семья были успешными в течении очень долгого срока.
Также передано, что когда Са’адуддин Фарукы, наместник Багауддина ослеп, то во сне увидел благочестивого человека, посоветовавшего ему взять Касыду Бурду у Багауддина и положить ее на глаза. Утром он рассказал Багауддину о своем сне. Ему принесли Касыду Бурду, и Са’ауддин с безграничной искренностью и верой в это положил ее себе на глаза, и через баракат, которым Аллах благословил Касыду Бурду, зрение Са’ауддина было восстановлено.
С тех пор и до наших дней строки Касыды заучиваются наизусть, ими украшают стены мечетей и медресе — ее читают джамаатом на маджлисах чтецы зикров по всему миру. Она излечивает болезни и очищает сердца, если читать ее с любовью и преданностью. На нее написано более 90 шархов, и она переведена на множество языков.
Касыда Бурда состоит из 10 частей, каждая строчка заканчивается на харф мим:
Любовь к Посланнику Аллаха Вохваление Пророка Исра и Мирадж благородного Пророка
1.2.
http://maliki-ru.livejournal.com/50788.html
Учебная программа в мавританской махдаре
В плане исламского образования нашим безусловным маяком является Мавритания. Здесь до сих пор сохранились традиционные методы обучения, не сохранившиеся во многих других местах. О методах обучения в Мавритании мы писали уже здесь. Пожалуй крупнейшей постоянной махдарой в Мавритании является махдара в деревне Наббагия Мухаммадом Фалем (Шейх Бах). Здесь обучается постоянно несколько сотен человек, в том числе из Европы и Америки. Ниже приведен базовый curriculum (учебная программа) этой махдары, демонстрирующий какие науки и по каким книгам проходят в традиционном мавританском курсе обучения.
Некототорые книги, которые проходят в махдаре Наббагия:
Фикх:
1/ Мухтасар аль-Ахдари
— Шарх Аби Азхари
2/ Аль-Ашмавийя
3/ Муршид аль-Му’ин, Ибн Ашир
— Шарх Аби Азхари
— Шарх ‘арф аль Наашир Мухтар ибн Араби Му’мин аль-Джазаа’ири
— Шарх альж-Дуру аль-Самим валь Мавруд аль-Ма’ин.
4/ аль-Рисаля, Ибн Аби Зайд аль-Кайравани
— Хашият аль-Адавийя
— Шарх Шейха Ахмада Заррука
— Самру Дани Аби Азхари
5/ Асхаль аль-Масалик, Ибрагим Сухай(поэма)
— Шарх Сирадж ус-Салик
6/ Аль-Кафаф (поэма) Мухаммада Мавлюда (Мавритания) с комментариями автора.
7/ Мухтасар Халил
— Шарх Хатаб ‘аля Халил
— Хашият Дасуки’аля Халил
Нахв, Сарф, Мантык и Баляга (Грамматика, морфология, логика и риторика):
1/ Матн аль-Аджуррумия (Нахв)
— Тухфату уль-Сания
— Далиль аль-Тулаб (стихотворная Аджуррумия) с шархом Мурабита аль-Хаджа
2/Катр ан-Нада (Нахв)
— Шарх ибн Хишам
3/Аль-Альфия Ибн Малик (Грамматика)
— Шарх Ибн Акиль
— Хашият аль-Худари Ибн Акиль
4/Лямият (Морфология)
— Шарх Бахрак
— Шарх Ибн Назим
5/ Суллам аль-Ахдари (Логика)
— Муфхим ‘аля Ма’ани Суллам
— Шарх Баннани’аля Суллам
6/ Тасрих ‘аля Тавдих (Логика)
7/ Хашият аль-Манийяви ‘аля Джавхар (Грамматика)
8/ Шарх Суйюты ‘аля Акуд Джуман (Грамматика)
9/ Хашият аль-Суббан ‘аля-Ашмуни (Грамматика)
Сира:
1/ Шарх Альфия аль-Ираки фи Сира- Аль-Манави (Поэма)
2/ Куррат аль-Абсар (поэма), Абдуль-Азиз аль-Лямты аль-Фаси
— Багият уль-Абрар, Мухаммада Хасан ибн Ахмадду аль-Хадим (внук Мухаммада Мавлюда)
3/ Шама’иль Шейх Мухаммад Фаль, он же Шейх Бах (Мавритания)
4/ Аль-Газават.
Хадис:
1/ Арба’ин Ахадис ан-Нававийя
— Шарх Имам Навави
2/ Муватта имам Малик.
— Шарх Абдур-Рахман аль-Ахдари
3/ Байкуния (Мусталах)
— Шарх Такрират Синийя Машаат
— Заркани аль-Байкуния
4/ Фатхи аль-Мугыс (Мусталах)
— Шарх Альфия хадис ли Сагави
5/ Мукаддимат ибн Салах.
Усуль:
1/ Аль-Варакат, Абдуль-Малик аль-Джувейни
— Шарх Махалли
— Шарх Ибн Камаллийя
2/ Мараки ас-Сауд, Сайид аль-Хадж Ибрагим
— Наср аль-Вуруд
3/ Танких фи усуль
Шарх назм аль-амрити ли усаймин
Акыда:
1/Джаухар ат-Таухид
— Шарх Байджури
2/Идаа’а
— Шарх Алиш аля Идаа’а
Поэзия:
1/Бурда имама Бусыри
— Шарх аль-Байджури
2/Ш’ар Джаахили
— Шарх Дававин ситтах ли вазир аль-Батлийюси
3/Шарх Му’алякаат аль-Амбари
Тасаввуф:
1/Матхаратуль аль-Кулюб, шейх Мухаммада Мавлюд
2/Аль-Хикам, Ибн Атаиллаха аль-Искандари
— Шарх Шарнуби
— Шарх Ибн Аджиба
— Шарх Заррук
— Шарх Бути
Кира’ат:
1/ Матн аль-Шатыбия ва шарх
источник:
Абу Саид аль-Худри передает , что Муавия сказал «Посланник Аллаха (алейхи соляту вассалям) вышел в сподвижникам, сидящим в кругу и спросил: «Что заставило вас собраться здесь?» Они ответили: «Мы собрались поминать Аллаха, воздавать Ему хвалу за то, что наставил нас на Ислам и даровал нам тебя». Он сказал: «Клянетесь Аллахом, что вас не заставило сесть ничего кроме этого?» Они сказали: «Клянемся Аллахом, нас заставило сесть только это». Он сказал: «Я не спрашиваю это из-за того, что подозреваю вас, однако ко мне пришел ангел Джибриль и сказал, что Всевышний Аллах гордится вами перед ангелами». Хадис достоверный. Сунан Насаи 5428, Ахмад 4/92.
Сподвижники собрались, чтобы благодарить Аллаха за то, что Он даровал Своего Посланника миру, это и есть суть Мавлида.