Вопрос: В России, Чечне практикуется кадирийский тарикат (он также есть в Турции и др. странах). Во время проведения их зикров люди бегают против часовой стрелки и выкрикивают шахаду, затем садятся и поют наджмы (истории про сахабов, пророков, вообще хорошие истории), например: http://www.youtube.com/watch?v=MtdfUeew4Ek&feature=related и http://www.youtube.com/watch?v=WqxgRATYLN8&feature=related
Лично я считаю это бидга-зикром, поскольку Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) так не делал и не учил этому, но данный зикр никоим образом не выводит их из Ислама, и за этот зикр они получат, иншааллах, награду. Вопрос по силсиле: откуда и от кого (сахабы или табиина, или еще кого-то) пошел кадирийский тарикат? Является ли их зикр бидга? Допустим ли такой бидга? Прав ли я в своем мнении о нем? (Россия, Москва)
————————————
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Кадирийский тарикат является достоверным тарикатом тасаввуфа. Он происходит от имени великого алима и шейха — саида Абдуль-Кадира аль-Джайлани (у. 561 г.х.) — и восходит к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) через саидуну Али бин Абу Талиба и саидуну Хасана бин Али (радиаллаху анхума). Изучение жизней Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), саидуны Али, саидуны Хасана (радиаллаху анхума) и шейха Абдуль-Кадира аль-Джайлани (рахимахуллах) показывает отсутствие какого бы то ни было упоминания о совершении ими описанного в Вашем вопросе способа зикра. К сожалению, некоторые люди ввели свои собственные способы зикра, противоречащие Сунне, и замарали кадирийский тарикат. Хотя данный вид зикра противоречит тому, как следует осуществлять зикр по Сунне, он не выводит человека из Ислама, поскольку в нем не содержится слов, действий и верований ширка. Однако нужно помнить золотой принцип, заключающийся в том, что Исламом признается и принимается только тот тасаввуф, который практикуется в соответствии с Кораном, Сунной и действиями сахабов (радиаллаху анхум).
Следует отметить, что во времена Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), сахабов и табиинов (радиаллаху анхум) данные силсилы и тарикаты не были формализованы и не носили свои нынешние названия. Силсилы получили свои названия позже вследствие известности различных шейхов. Например, шейх Абдуль-Кадир аль-Джайлани был очень известным духовным наставником своего времени, и большое количество людей получило пользу от его мудрости и знаний. Поэтому его последователей стали называть кадиритами, так как шейха звали Абдуль-Кадир. Так же и Багаутдин ан-Накшбанди был очень известным шейхом своего времени, и его последователей стали называть накшбандийцами из-за их связи с шейхом.
Это очень похоже на то, как последователей мазхаба Абу Ханифы зовут ханафитами, приверженцев мазхаба имама Малика — маликитами, следующих мазхабу имама Шафии — шафиитами, а придерживающихся мазхаба имама Ахмада бин Ханбаля (рахматуллах аляль-джами’) — ханбалитами. Каждая силсила и каждый мазхаб в конечном счете связаны с учениями сахабов и Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), даже если всех этих названий не было в его время. И благодаря тому, что они связаны с Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) и сахабами, они сохраняют свой статус правильного пути для последователей до тех пор, пока их учения и действия остаются в соответствии с Кораном и Сунной.
Конечно, были такие люди, которые пачкали чистоту этих тарикатов, но это не означает, что из-за них следует отбросить силсилу и тарикат. Напротив, нужно отбросить неправильные действия, сохранив тарикат в своей изначальной форме, соответствующей Корану и Сунне.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта.
Источник: askimam.ru
Джалалуддин ас-Суюти в своей известной книге «Та’иду аль-хакикатиаль-алийя»стр. 57 сказал: «Поистине,суфизм сам по себе — наука , достойная почитания, его стержень — следование Сунне и отказ от нововведений,отходот плоти и ее привычек,корысти,желаний и воли,подчинение Аллаху и довольство Его решениями,поиск Его Любви и унижение всего остального,я знаю,что много в нем самозванцев, выдающих себя за его приверженцев,которыми они не являются. Они привнесли в суфизм то,что кнему не относится,что привело к плохому мнению обо всех суфиях,и наши ученые приложили немало усилий, чтобы отделить эти две категории, чтобы люди Истины были известны, чтобы их можно было отличить от людей лжи. Я подумал над всеми вопросами относительно того, что имамы говорят в адрес суфиев,но я не видел истинного суфия, утверждающего что-либо из противозаконного. Это утверждают только еретики и фанатики,считающие себя суфиями,хотя они вовсе не из них».
Из данного контекста ясно , что существуют псевдосуфии и слова порицания имама Шафии были адресованы псевдосуфиям , на что указывал сам автор (аль Бейхаки) в книге «Манакиб аш Шафии»
Но зачастую людям этого не достаточно этих разъясний и считают науку суфизм чуждой для ислама , они опираются на шейх уль ислама Ахмада ибн Таймию , который опровергал суфиев , но опровергал ли он (ибн Таймия) науку суфизм ? Или он опровергал псевдосуфиев ?
На это пожалуй ответят его ученики такие как имам ибн уль Къайим Джавзия , так же приведем слова другого величайшего его ученика имама аз Захаби о суфизме…
Говорит шейх Ибн Кайим аль-Джаузия, в своей книге Мадаридж ус-Саликиин:
ومن تجريبات السالكين ، التي جربوها فألفوها صحيحة : أن من أدمن يا حي يا قيوم لا إله إلا أنت أورثه ذلك حياة القلب والعقل .
وكان شيخ الإسلام ابن تيمية – قدس الله روحه – شديد اللهج بها جدا . وقال لي يوما : لهذين الاسمين – وهما الحي القيوم – تأثير عظيم في حياة القلب . وكان يشير إلى أنهما الاسم الأعظم . وسمعته يقول : من واظب على أربعين مرة كل يوم بين سنة الفجر وصلاة الفجر يا حي يا قيوم . لا إله إلا أنت . برحمتك أستغيث حصلت له حياة القلب . ولم يمت قلبه.
И из того, что было испытано идущими по пути Тасаввуфа(саликами), что было проверено ими и было признано верным – тот, кто будет постоянствовать [в зикре] Йа Хайю Йа Кайюм ля иляха илля анта – оживут сердце и разум у этого человека. И шейх уль-Ислам Ибн Таймия, каддаса Аллаху рухаху, крайне усердствовал в этом [зикре]. И сказал он однажды: «Два Имени эти – т.е. аль-Хайю и аль-Кайюм – оказывают великое влияние на жизнь сердца.» И называл он их – Исм уль-’А’зам. И слышал я, как сказал он: «Тот, кто будет постоянен в совершении [зикра] Йа Хайю Йа Кайюм ля иляха илля анта би рахматикя астагиис, 40 раз, каждый день, между салятом фаджр-сунна и салятом фаджр-фард – сердце его будет оживлено и оно никогда не умрёт.»
Имам аз-Захаби (рахимахуЛлах) в книге «Сир а`лям ан-нубаля» 15/407-412: «…Поистине Тасоввуф (Суфизм) и что следует ему, а так же образ действия, мораль (этика) и любовь, это то, что пришло от Сахабов Пророка Мухаммада (салляЛлаху алейхи ва салам). Это довольство Аллахом, и обязательность страха перед Ним, это джихад на пути Его, и адаб в соответствии с адабами Шариата из чтения Курана с выражение (с таджвидом) и следование Курану, это ночные стояния в молитве со страхом перед Аллахом, это посты (соум) в одни дни и разговения в другие, это старания и усердия (в ибадатах) в известной мере (т.е. соответствующей Сунне), это альтруизм (предпочтение других братьев, себе), это обучение простых людей, это скромность и простота в обращении с верующими, и возвышенность в обращении с неверными, и со всем этим вместе взятым, Аллах поведёт кого пожелает по прямому пути. Учёный лишённый тасаввуфа (суфизма) и того, что к нему относится (выше перечисленное), будет пуст, а суфий если будет лишён Знания Сунны, собьётся с прямого пути.»
Так же о приверженности ибн Таймии суфизму писал хафиз Абдуль Хади о том , что он (ибн Таймия) состоял в тарикате имама Джилани , но об этом упоминает только имам Абдуль Хади , а промежуток между ними 113 лет .
Шейх Мухаммад ибн аль-Абдульваххаб ат-Тамими сказал:
«Знайте — пусть наставит Вас Аллах — что Аллах Всемогущий послал Мухаммада, благословения и мир ему от Аллаха, с правильным руководством, состоящем в лучшем знании и с истинной религией, состоящей в праведных деяниях. Последователи этой религии такие: среди них те, кто интересуется знанием и фикхом и рассуждением об этом, такие как фукаха. И среди них те, кто интересуется иманом и преследованием ахырата, такие как суфии. Аллах послал Своего Пророка с этой религией, которая включает обе эти части: фикх и тасавуф».
(Приводится по Мухаммад ибн Абдульваххаб ат-Тамими «Полное собрание работ», издание Университета Ибн Сауда, том 3, страница 31, «Фатва-уа-Рисаиль», вопрос № 5)
Абдаллах ибн Мухаммад ибн Абдульваххаб (1115-1201 г. х.) об отношении своего отца к тасаввуфу:
«Мой отец, Мухаммад ибн Абдульваххаб, и я, не отрицаем, и не критикуем науку Суфизма, а, наоборот, мы поддерживаем её, потому что она очищает внешние и скрытые внутри грехи, связанные с сердцем и с внешней формой. Несмотря на то что человек может внешне быть на правильном пути, внутри он может идти по ложному пути. Суфизм необходим, чтобы это исправить».
(Приводится по «Ад-Диа’ат Мукасаффа Дид аш-Шайх ибн Абдульваххаб», страница 85)
О том из чего состоит суфизм объясняет имам ан Навави.
В книге «Макасиду ат-тасаввуф» он (ан Навави) пишет, что основой суфизма являются следующие пять аспектов:
1. Боязнь перед Аллахом в тайном и явном.
2. Следование Сунне Пророка (мир ему и благословение) в словах и деяниях.
3. Отсутствие внимания к народу (надежда только на Аллаха).
4. Довольство Аллахом в малом и большом.
5. Обращение к Аллаху в радости и в горе.
‘Иззу ибн‘Абд ас-Салям,которого ученые мусульманской уммы прозвали Султаном алимов, сказал: «Суфии восседают на прочном фундаменте Шари‘ата, на фундаменте, который не рушится ни на этом, ни на том свете. Остальные же восседают на изображениях Шариата».(«Аль-Мавсу‘атун Юсуфият». Стр. 60).
Источник: al-fatava.com
Имам аль-Газали в книге «Мункиз мин аз-заляля» пишет: «Я узнал, что суфии — это те, кто идет по пути Аллаха, их образ жизни наилучший, их путь наивернейший, их нравы наичистейшие»
(Имам аль-Газали. Мункиз мин аз-заляля. стр. 131.)
Имам аз-Захаби (673-748 х/1274-1348 м) сказал: «Поистине тасаввуф это: мораль, этика и любовь, это то, что пришло от сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Это довольство Аллахом и обязательность страха перед Ним, это джихад на Его пути, и адаб в соответствии с адабами Шариата, это чтение Корана с выражением и следование ему, это ночные молитвы со страхом перед Аллахом, это посты в одни дни и разговения в другие, это старание и усердие, это альтруизм и обучение простых людей, это скромность и простота в обращении с верующими, это возвышенность в обращении с неверными и над всем этим, вместе взятым. Аллах ведёт по прямому пути, кого пожелает. Учёный, лишённый тасаввуфа и того, что к нему относится, пуст, а суфий, лишённый знания Сунны, собьётся с прямого пути».
(«Сияр а`лям ан–нубаля 15/407-412»).
Великий ученый своего времени, учитель таких великих ученых, как Ибну Хаджар, Рамали и другие, в свое время бывший ректором знаменитого исламского университета «Аль-Азхар», Шейхул Ислам Закария аль-Ансари говорит:
«Тасаввуф – это наука, благодаря которой человек познает способ очищения порочной души (эго), облагораживания нравов и усовершенствования явного и сокрытого для обретения вечного счастья». [«Ихкаму аль-далаил». Т. 1. С.94.]
Автор многочисленных трудов разной тематики: по тафсиру, фикхи, усулуль фикхи, грамматике, логике и т.д., среди которых есть и «Канзуль Рагибин», толкование к одной из самых известных книг по фикху «Минхаджу талибин», на которой, можно сказать, основывается весь шафиитский мазхаб, Джалал ад-Ддин аль-Махали говорит:
«Мы также убеждены в том, что путь Абуль Касима аль-Джунайда, предводителя последователей тасаввуфа и его сподвижников, истинный путь, как в знаниях, так и деяниях. Ибо он лишен всяких новшеств и основан на полном покорении Аллаху, уповании на Него и признании несостоятельности своей души. И он (Абуль Касим) говорил: “Путь к познанию Аллаха прегражден, кроме как для тех, кто неукоснительно следует сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха”». [«Хашия аль-’Атар ’ала Джам аль-джавами’». Т. 2. С. 491].
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909 -974 г.х) так объясняет, что такое Ихсан:
«Ихсан — это поклонение Аллаху в совершенном, предписанном Им виде,при соблюдение всех своих обязанностей перед Ним,чувствуя Его постоянный взор, ощущая Его величие и могущество».
Он также пишет, что «наука ихсана — это наука тасаввуфа»
(Ибн Хаджар аль-Хайтами. — Фатху-ль-мубин, Шарху-ль-арба‘ин. — С. 103. С. 3.)
Ма ша-Аллах братья! Тасаввуф по сунне это не отъемлемая часть Шариата. Некоторые считают себя видимо более знающими чем ученые, тысячи ученых отзывавшихся с похвалой об этой науке. Барака-Ллаху за цитаты по теме. Из за псевдосуфиев многие считают суфизм какой-то сектой.
МаШаАллагъ!
Так и есть ученые когда говорили о суфизме с похвалой они не имели ввиду то что мы сегодня видим у себя. Такие вакханалии устраивают что любой немусулманин даже если увидит испугается от этого. И это они примисывают суфизму. потом можно понять людей которые считают суфизм сектой после таких вещей. Но сегодня многие узнают что есть разница между суфизмом тасавуфом по Корану и сунне и есть то что ложно приписывают ему.
Ответьте пожалуйста на мой вопрос о деяниях суфийев с прикрепленным видео материалом.Является ли эти деяние ширком или чем-то другим.Прошу провести глубокий анализ и ответить полно.
Танцы и кружения при выполнении зикра.
Тот, кто возьмет в руки и прочтет книгу Шуайба-афанди «Табакат» (Уровни), узнает многое и получит благодать (барака), если на то будет воля Аллаха. Приведем несколько цитат из этой книги.
Шуайб-афанди клянется именем Аллаха, что если бы нами правил шариатский правитель, то эти люди узнали бы, на ком они сидят-на осле или на лошади; он имеет в виду, что шариатский правитель не позволил бы им совершать зикр, кружась.
Помимо этого, они утверждают, что следуют кадирийскому тарикату. Они даже не принимают во внимание, кружился ли Абдуль-Кадыр Гилани, когда исполнял зикр, или нет. Шуайб-афанди поклялся именем Аллаха, сказав, что Абдуль-Кадыр Гилани не кружился и не плясал, а Кунта-хаджи делал это лишь тогда, когда его охватывало состояние безмерной любви к Аллаху, в котором он не мог себя контролировать. А эти люди делают это по своему желанию.
Кружится и плясать во время зикра шейхами строго порицается. Слова Шуайба-афанди о том, что Абдуль-Кадыр Гилани, имам тариката никогда не плясал, подтверждают пояснения из второго тома книги «Барикат уль-Мухаммадийят». Там сказано так: «Абдуль-Кадыр Гилани вынес решение (фетву), согласно которой человек, дозволивший подобные танцы и пляски, впадает в неверие (куфр).»
Из книги Саида-афанди аль-Чиркави «Сокровищница благодатных знаний». Стр. 381, 384, 385.
Имам Малик ибн Анас рассказывал что халиф Мансур после того как совершил хадж и посетил могилу Пророка صلي الله عليه وسلم, спросил у него:
«Как мне делать дуа? Направившись в сторону Каабы или в сторону могилы Пророка صلي الله عليه وسلم ?»
Имам Малик ответил:
«Почему ты хочешь отвернуться от него, он же васила (причина), посредник для тебя и твоего отца Адама عليه السلام. Повернись к нему и проси у него шафаат, ведь Аллах даст ему заступничество за тебя, как сказано в Коране:
«О Аллах, Ты сказал и Твоё слово — истина: если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли бы к Тебе и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным» (сура «Ан-Ниса» аят 64). Приводит ибн Хаджар «Джавахиру Муназам», также Аскалани «аль-Мувахибу лядуният».
قال أبو حسن ابن أبي ذر في كتابه . منهاج الدين . علم التصوف علم لانفاد له علم سني سماوي ربوبي فيه فوائد للآرباب يعرفها أهل الجزالة والصنع الخصوصي .
التعرف المذهب التصوف ص 101 .
Абуль Хасан ибн Аби Зарр в своей книге «Минхаджу ддин», сказал: «Знание тасаввуфа — особое знание. Оно соответствует Сунне и в нем много пользы. Однако постигают ее только некоторые люди». В книге «Ат таг1арруф ли мазхаб ахли тасаввуф», страница 101.
ابن تيمية . تحدث أحمد بن تيمية . عن تمسك الصوفية بالكتاب والسنة في الجزء العاشر من مجموع فتاوية. فقال . فأما المستقيمون من السالكين كجمهور مشايخ السلف مثل الفضيل بن عياض. وإبراهيم بن أدهم . وأبي سليمان الداراني . ومعروف الكرخي . والسري السقطي . والجنيدي بن محمد . وغيرهم من المتقدمين ومثل الشيخ عبد القادر الجيلاني . والشيخ حماد . والشيخ ابي البيان . وغيرهم من المتأخرين . . فلا يسوغون للسالك ولو طار في الهواء أو مشي علي الماء أن يخرج عن الأمر والنهي الشرعيين . بل عليه أن يعمل المأمور ويدع المحظور الي ان يموت وهذا هو الحق الذي دل عليه الكتاب والسنة وإجماع السلف. وهذا كثير في كلامهم .
في كتابه مجموع فتاوي أحمد بن تيمية ج 1 ص 516-517
Перевод
Ибну Таймия сказал о следовании суфиев Корану и сунне: «Последователи тариката, идущие по истинному пути, подобны таким саляфам, как: Фудайл ибн Г1ияз, Ибрахим ибну Адхам , Абу Сулейман Дарани, Маг1руф Курхи, Сарию Сакати , Джунай ибну Мухаммад ,Абдул Кадир Джиляни , Шейх Хамад, Шейх Абу Баян и другие. Однако ни одному последователю тариката, не позволяется нарушать повеления и запреты шариата, даже если он творит чудеса. Каждый из них должен следовать Корану и Сунне до своей смерти. На это указывает Коран и Сунна а также иджма саляфов. И многие из них (из суфиев) придерживаются этого мнения».
В книге Ибну Таймии «Маджмуатуль Фатава» том 1, страница 516 -517.
قال الشيخ عبد القادر الجيلاني رحمه الله . التصوف ليس ما أخذ عن القيل والقال ولكن أخذ من الجوع وقطع المألوفات والمستحسنات . في كتاب آداب السلوك للشيخ عبد القادر الجيلاني ص 189
Абдул Къадир Джиляни сказал: «Тасаввуф это не слово. Это голод и отказ от всего, что любит душа». Абдул Къадир Джиляни «Адабу сулюк лил шейхи» страница 189.
Ибну Таймийя,в своей книге الصوفية و الفقراء (Ассуфия валь фукъараъ) на пятой странице говорит: «Первые суфии появились в Басре».
Хочу подчеркнуть, для тех кто не знает, что у Ибну Таймийя есть целая книга посвященная суфиям- الصيفية و الفقراء
ونقل العلامة محمد السفاريني الحنبلي رحمه الله . عن إبراهيم بن عبد الله العلاني رحمه الله . أن الإمام أحمد رحمه الله قال عن الصوفية . لا أعلم أقواما أفضل منهم . .
في كتاب . . غذاء الألباب شرح منظومة الآداب ج1. . . . ص120
Перевод
Передается от Сафарини и от Ибрахим бну Абдуллаh, что имам Ахмад сказал о суфиях: «Я не знаю людей лучше , чем они (чем суфии)».
В книге «Гъизау альбаб шарх1 манзума аль адаб» том 1 страница 120.
قال الإمام مالك .من تفقه ولم يتصوف فقد تفسق . ومن تصوف ولم يتفقه فقد تزندق ومن جمع بينهما فقد تحقق . .
في كتاب حاشية العلامة علي العدوي علي شرح الزرقاني في الفقه المالكي ج 3 . . ص 95. .
Перевод
Имам Малик رحمه الله сказал: «Кто изучил фикх, но не стал суфием, тот грешник. А кто стал суфием, но не изучил фикх, тот еретик. А кто изучил оба пути, тот на пути истины».
Али аль-Адави в книге «Шарх1 Алляма Али аль-Адави аля шарх1 аль имаму Заркани фи фикх Малики» том 3, страница 95.
Анас Ибн Малик رضي الله عليه передал:
«Не наступит Судный День, пока на земле будут говорить «Аллаh» , «Аллаh»».
[Муслим/374]
Комментируя этот хадис , Али аль Кари رحمه الله сказал : «то есть до тех пор , пока на земле упоминают Аллаха , в существовании людей есть смысл. Из этого ясно , что сохранение мира вплотную связано с существованием ученых , которые живут согласно своему знанию , праведников и мусульман в целом» В своей книге «Мараккат аль мафатих шарх мишкат аль масабих» 5/226
Имам Касталяни رحمه الله в книге «Мувахибу Ладуният» сказал:
«Их (ученых) иджма (единогласное мнение) довод. Их разногласие является милостью».
Также ибну Таймия رحمه الله сказал своей книге «Фатава»:
«Их единогласие – категоричный довод, расхождение – милость и облегчение».
[Адаб аль-ихтиляф, стр. 32]
Абу Бакр аль-Марвази сказал: «Я был с имамом Ахмадом около четырех месяцев в армии, и он не прекращал молиться ночью и читать Коран днем, но я не знал, когда он читал Коран до конца, поскольку он держал это в секрете».
Ибн Джаузи «Сыфуат ас-Сафуа» (1/480)
К чему призывали истинные наставники Тасаввуфа (суфизма),несколько примеров:
Шейх Баhаутддин Накшбанд (куддиса сирруhу). Сказал: Наш путь-это путь спасения,указанный нам Всевышним Аллаhом,ибо наш путь состоит в следовании Сунне и асхабы-кирам. И потому на нашем пути за короткое время достигается многое. Наш путь — это путь сохбетов и любви.Как это было у асхабы-кирам.Добро и баракат в единстве,которое достигается сохбетами. В обособленности есть опасность тщеславия ,а тщеславие — верная гибель. Тот кто идет по нашему пути должен обратить внимание на три его принципа:
Соблюдать адаб (почтение) перед Аллаhом. И явно,и внутренне всегда находиться в состоянии поклонения Аллаhу. Беспрекословно выполнять все божественные повеления. Избегать всего запретного. Удалить из сердца все, кроме мыслей об Аллахе. Всегда быть в состоянии готовности на пути служении Аллаhа
Соблюдать адаб(почтение) перед Пророком (صلى الله عليه وسلم ).Это означает: с любовью следовать ему в поклонениях,деяниях и всех поступках.
Соблюдать адаб(почтение) перед духовным наставником (вали),который наставляет тебя на путь истины.
Шейх Джалалуддин Руми (куддиса.сируhу.) Сказал: «Всевышний Аллаh послал пророков и праведников как милость мирам,поэтому они неустанно занимаются наставлением людей на путь истины. Даже за тех ,кто отворачивается от призыва,они поднимают руки в дуа и просят Аллаhа: «О Аллаh! Пожалей их,не закрывай им врата милости!».