Абу-ш-Шейх пишет перед этим: «Сообщил нам Ахмад ибн аль-Хасан: «Я слышал от моего двоюродного брата Убейдуллаха ибн Мусы, как тот передавал от своей бабушки, как она передавала от своей бабушки Атики, сестры Хаммада ибн Аби Сулеймана:

«Ан-Нуман сидел возле дверей нашего дома, прочесывал хлопок, а также продавал молоко и наши овощи.

И когда приходил кто-то, чтобы задавать вопрос [Хаммаду], то он спрашивал: «Какой у тебя вопрос?»

И когда человек говорил «такой-то и такой-то», он говорил: «Ответ на твой вопрос такой». А затем говорил: «Подожди».

Затем шел к Хаммаду и говорил: «Пришел человек и задал такой-то вопрос. Я на него ответил так-то, а что ты скажешь?»

И он говорил: «Это же мне сообщили наши ученые, это же сказал Ибрахим».

И он говорил: «Я передам этот ответ от твоего имени?»

И он говорил: «Да».

Затем [Абу Ханифа] выходил и говорил: «Хаммад дал такой-то ответ»»».

Вот такой была близость между учеными и таким было их служение друг другу и через это они достигли благодати знаний.

Ибн Ади передает в «Аль-Камиль» через Яхью ибн Маина от Джарира от Мугиры: «Сказал Хаммад ибн Аби Сулейман: «Я встречался с Ата, Тавусом, Муджахидом и ваши дети более знающие, чем они. Даже дети ваших детей более знающие, чем они»».

И он сказал это в виде указания на благо Всевышнего, а также опровергая некоторых шейхов-передатчиков хадисов, не разбирающихся в фикхе и дающих при этом ошибочные фетвы в мечети Куфы, говоря: «Хотя может быть есть дети, которые не согласятся с нами в этом».

И как поможет преимущество в возрасте передатчику, у которого нет понимания(фикха)? И под детьми они имели в виду тех, кто не сравнялся с ними возрастом, таких как Хаммад и его ученики в Куфе. Но Хаммад превзошел этих людей в фикхе, как превзошли их и выдающиеся его ученики. Если ты сомневаешься в этом, то сравни между тем, что передается из фикха от тех и этих людей, а затем вынеси решение. И мы говорим не только о голой передаче хадисов.

Также передает ибн Ади в «Аль-Камиль» через Яхью ибн Маина от ибн Идриса от аш-Шайбани от Абдульмалика ибн Ияса аш-Шайбани: «Я сказал Ибрахиму: «Кого нам спрашивать после тебя?».

И он сказал: «Хаммада». И Это Хаммад ибн Аби Сулейман, умерший в 120».

Сказал аль-Укейли: «Сообщил нам Ахмад ибн Махмуд аль-Харави от Мухаммада ибн аль-Мугиры аль-Бальхи от Исмаила ибн Ибрахима от Мухаммада ибн Сулеймана аль-Асбахани:

«Когда умер Ибрахим, собралось пятеро куфийцев, среди них были Умар ибн Кейс аль-Масыр и Абу Ханифа. Они собрали сорок тысяч дирхамов, пришли к аль-Хакаму ибн Утейбе и сказали:

«Мы собрали сорок тысяч дирхамов и пришли к тебе, чтобы ты стал нашим главой». И аль-Хакам отказался. Затем они пришли к Хаммаду ибн Аби Сулейману, и он согласился»».

И сказанного об ученых этого поколения будет достаточно, ибо их крайне много, и мы ограничимся двумя сообщениями, указывающими на широту познаний людей Куфы этого поколения в области передачи хадисов и их понимания.

Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует ин ша Аллах..

_______________________________

Azan.kz