Введение. Часть вторая (окончание)
Предвзятость затмевает взор ученого при рассмотрении доказательств и слабый довод ему представляется сильным, если этот довод говорит в пользу его мазхаба, а сильный слабым, если это довод оппонента.
И это не путь тех, кто имеет страх в вопросах религии Аллаха, и боится того дня, когда каждый будет отвечать за свои деяния.
И если желающий стать факихом нашел из знатоков хадиса обладателя глубоких знаний, не подверженного страстям, то пусть он вцепится в него зубами, ибо такие ученые на вес золота.
Все эти качества были у хафиза аз-Зайла`и, и поэтому все, кто делал тахридж хадисов после него, не могут обо йтись без его знаний. И если ты посмотришь на книги аль-Бадра аз-Заркаши, ибн аль-Мулаккина, ибн Хаджара и других ученых, окруженных восхищением и вознесенных до небес, и сравнишь эти книги с книгами аз-Зейла`и, то ты поймешь, о чем мы говорим. А если ты изучишь эти книги подробно, то даже, наверное, скажешь: все эти книги и их содержание — все это из книг аз-Зайла`и, кроме предвзятости.
И в этой книге аз-Зайла`и ханафит найдет хадисы, на которые опираются ученые-ханафиты, а маликит найдет избранные цитаты из тех, что приводит ибн Абдульбарр в своих книгах «Ат-Тамхид» и «Аль-Истизкар» а также суть того, что излагает Абдульхакк [1] в своих книгах по ахкамам. Шафиит в свою очередь найдет в этой книге тщательно проверенные доводы из книг аль-Байхаки, таких как «Ас-Сунан» и «Аль-Ма`рифа» и других, а также выводы ан-Навави из его «Аль-Хуласа», «Аль-Маджму» и «Шарх Муслим» и возражения ибн Дакика аль-Ида из книг «аль-Ильмам», «аль-Имам» и «Шарх аль-Умда». Ханбалит же встретит доводы, приводимые ибн аль-Джавзи в книге «ат-Тахкик» и ибн Абдульхади в «Танких ат-Тахкик», и других книгах, написанных в области хадисов ахкамов.
Более того, читатель сможет ознакомиться с хадисами и из других книг, таких как сборники сахихов[2], «Сунан», «Масанид», «Асар» и «Ма`джим», также сможет ознакомиться с хадисами ахкамов из «Мусаннафа» ибн Аби Шейба, одной из важнейших книг для факиха, также «Мусаннафа» Абдураззака и других, не распространенных в наши дни книг, с полным анализом каждого хадиса и словами имамов науки джарх ва тадиль из известных книг, касающихся изъянов в хадисах. И это причина, которая так выделяет эту книгу среди других книг по тахриджу.
И своей похвалой этой книги я не хотел подавить стремление других к труду в этой области и не хотел ограничить безграничные блага, которые Аллах дает из тайников науки обладателям возвышенной устремленности. И под этой похвалой я не подразумеваю отсутствие пользы в книгах последующих ученых, и необходимо проявлять благодарность за них и увеличивать усердие в желании выпить из этого чистого источника. Но я сказал то, что сказал, отдавая каждому по его праву, возвеличивая знание и призывая к усердию в желании дополнить этого великого алима.
И автор книги, будучи одним из ученых хафизов-ханафитов, выполнил невероятную работу, восхитив факихов всех мазхабов, как современников, так и ученых следующих поколений. И кто полистает эту книгу и изучит хадисы в различных главах, поймет, что ханафиты строго следуют хадисам во всех главах фикха без исключений.
Но не перевелись на земле упрямцы, наговаривающие на ханафитов, либо из-за невежества, либо из-за невежества и фанатизма. Они заявляют, что ханафиты следуют за мнением при отсутствии текстов, хотя не может быть фикха без суждения, или же говорят, что у ханафитов нет хадисов, хотя земля заполнена их хадисами. Другие говорят, что ханафиты используют в качестве шариатского довода истихсан, а кто так делает, то устанавливает шариат от себя.
Но как же далеки эти слова от истины! Как может человек, принимающий законность кыяса, изучив доводы ханафитов в истихсане, отвергнуть истихсан?!
Шариат может быть только от Аллаха, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, доводит до людей установления Аллаха. И предел возможностей факиха — это лишь понимание текстов, но тот, кто считает, что факих имеет право устанавливать что-то в шариате, не понимает ни фикха, ни шариата. И он заблудший, так как представил шариат Аллаха как установление людей, но Аллах чист от того, чтобы человек вмешивался в Его шариат и откровение.
И я решил опровергнуть эти наговоры на ханафитов в предисловии о суждении и иджтихаде, а также в главе об истихсане в понимании ханафитов, главе об условиях принятия хадисов, главе о положении Куфы в науках, связанных с Кораном, Сунной, арабским языком, фикхе и усуле. А также рассказав об отличии мазхаба Ирака от других мазхабов и обширности знаний в области хадиса у его ученых, многие из которых были хафизами, с самого начала Ислама и до нашего времени, прибавляя к этому их глубокое понимание религии. И это засвидетельствовали все их оппоненты, что видно из быстрого взгляда ни книги в области науки джарх ва тадиль. И лишь Аллаха мне достаточно, и Он лучший из покровителей.
[1] Абдульхакк аль-Ишбили автор книг «аль-Ахкам».
[2] Книги, в которых авторы поставили условием приводить только достоверные хадисы, таких авторов как «Сахих» Бухари, «Сахих» Муслима, «Сахих» ибн Хузейма, «Сахих» ибн Хиббан, аль-Мухтара аль-Макдиси и другие книги.