Суждение и Иджтихад. Часть четвертая
А что касается асхабу ар-рай как имени нарицательного, то вошло в обычай саляфов из числа передатчиков хадиса после смуты о сотворенности Корана называть так людей Ирака, то есть куфийцев, как Абу Ханифа и его последователи.
И некоторые из них усердно старались опорочить его, но я, клянусь Аллахом, нашел лишь то, что он чист от их обвинений и от того, что они возводили на него.
О нем можно сказать лишь то, что он не никогда намеренно не противоречил Сунне, а если и были противоречия, то это было результатом иджтихада на основе ясных и понятных доводов.
Его доводы сегодня у людей как на ладони, но мало кто смотрит на них объективно.
За ошибку в своем суждении он получит награду, и двойную награду — если он был прав. И те, кто критикует его, либо завистники, либо невежды, которые не понимают сути иджтихада.
И последнее, что передается от имама Ахмада в отношении него, это хорошее мнение о нем и похвала в его адрес, о чем упомянул Абу аль-Вард из числа наших ученых в книге «Усуль ад-Дин»».
Также сказал аш-Шихаб ибн Хаджар аль-Макки аш-Шафии в «аль-Хайрат аль-Хисан» [стр. 29]: «Необходимо понимать, что описание Абу Ханифы и его последователей понятием «ахлю ра’й» нашими учеными – имеются в виду поздние шафииты –связано не с порицанием, или тем, что они предпочитали личное суждение Сунне пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, или мнению сподвижников, ибо они чисты от этого». И затем автор подробно описал то, как Абу Ханифа следовал Сунне и мнению сподвижников, опровергая таким образом мифы в этом вопросе.
Но я не отрицаю того, что некоторые праведные передатчики хадисов выделяли Абу Ханифу, потому что они не обращали внимание на скрытые изъяны в хадисах, из-за которых Абу Ханифа и его ученики оставляли практику некоторых хадисов. И эти передатчики полагали, что они оставили хадис в пользу своего мнения. И причина этого была в том, что такой способ вынесения хукмов из шариатских источников был за гранью их понимания, и в виду твердости ума они не допускали отклонений от своего видения. И поэтому они критиковали факихов, говоря, что те, якобы, оставили хадис в пользу своего мнения. Но эта критика возвращается только к ним самим.
А что касается ибн Хазма, который отрицал кыяс в общем и частном виде, то доля его критики и оскорблений в адрес других имамов, говорящих о кыясе, была ничуть ни меньше чем в адрес Абу Ханифы.
И аль-Кади Абу Бакр ибн Араби выполнил обязательность его опровержения в «аль-Авасим ва аль-Кавасим», и у ибн Хазма нет даже подобия на довод в отрицании кыяса, кроме отчаянной попытки отрицания того, что достоверно передается от сподвижников в отношении кыяса, и кроме попытки установить достоверность некоторых ложных риваятов об его отрицании.
Для понимания истины и сути этой смуты см. мои примечания к книге «Каваид фи Улюм аль-Хадис».
Конец цитаты из «Шарх Мухтасар ар-Равда». Автор этой книги является ханбалитом, и, как мы видим, приводит похвалу Имама Ахмада в адрес имама Абу Ханифы, да будет доволен Аллах ими всеми. Абу Али.
На ибн Хазма было написано множество опровержений ранними и поздними учеными. И одна из лучших книг, опровергающих его заявления о ложности кыяса в пречистом шариате — это книга «Акьясату ар-Расул, соляллаху алейхи ва» Имама Насихуддина ибн Наджмуддина аль-Ханбали, и также краткое изложение этой книги имама Салахуддина аль-Кайкалди. И в этих двух книгах приводится около 150 хадисов, которые устанавливают законность кыяса. И мы надеемся на помощь Аллаха в окончании работы над этими книгами и издании их для людей знания.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________