Ислам уделяет чистоте большое внимание, она играет большую роль в его религиозных и мирских делах.
Чистота служит ключом к молитве. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток, а если вы осквернены, то очищайтесь (полностью)» (Коран, 5:6). Пророк, мир ему, сказал: «Чистота является ключом к молитве, началом ее служит такбир, а завершением — таслим» (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи). Поскольку состояние осквернения препятствует совершению молитвы, для человека такое состояние подобно замку; если же он удалит осквернение с помощью очищения, замок откроется и препятствие исчезнет.
Чистота является атрибутом веры, поскольку Пророк, мир ему, сказал: «Чистота — половина веры (молитвы), (слова) “Аль-хамду ли-Ллях” (Хвала Аллаху) заполнят собой Весы…» (Муслим). Здесь под чистотой подразумевается отсутствие на теле чего бы то ни было грязного и оскверняющего, а также внутренняя чистота и очищение человека. В этом смысле чистота представляет собой значительную часть совершенной веры. Один из факихов сказал: «В этом хадисе подразумевается, что омовение является половиной молитвы, поскольку верой именуют молитву». Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Не пристало Аллаху губить вашу веру…» (Коран, 2:143). Здесь под «вашей верой» подразумевается молитва.
Внешняя чистота является признаком чистоты человеческой натуры и указывает на цивилизованность человека. Пророк, мир ему, сказал: «Десять (вещей) являются естественными: подстригание ногтей, отращивание бороды, (использование) зубочистки, промывание носа водой, подстригание усов, промывание суставов пальцев, выщипывание волос под мышками, сбривание волос с лобка и (использование) воды для подмывания». Мусаб б. Шайба, один из передатчиков этого хадиса, сказал: «И я забыл о десятой (вещи), но возможно, что речь шла о полоскании рта» (Муслим).
Чистота является причиной любви и благоволения Аллаха, ибо Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (Коран, 2:222). Аллах Всевышний также сказал: «Есть в (этой мечети) люди, которые стремятся к очищению, а Аллах любит стремящихся к очищению» (Коран, 9:108).
Несоблюдение чистоты относится к числу таких дел, за которые человек подвергается мучениям в своей могиле после того, как ему задают вопросы о его вере. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) Пророк, мир ему, проходивший мимо кладбища в Медине (или Мекке), услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах. Пророк, мир ему, cказал: “Их подвергают мучениям, но не за большой грех”, (помолчал некоторое время), а потом воскликнул: “Да, (конечно, мучают их за тяжкие грехи)! Один из них не очищался от собственной мочи, а другой распространял сплетни”» (аль-Бухари).
Чистота послужит причиной того, что в День воскресения лица людей озарятся и побелеют, на что указывают слова Пророка: «Поистине, в День воскресения к членам моей общины будут обращаться, называя их “гурран мухаджжалина” из-за следов омовения, так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это» (аль-Бухари; Муслим).
Нет сомнений в том, что чистота является одним из основных средств предупреждения болезней и их распространения в обществе. Вот почему Ислам уделяет много внимания чистоте тела и одежды и побуждает людей поддерживать чистоту окружающей среды. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха, мир ему, сказал: “Бойтесь двух проклинающих!” (Люди) спросили: “А что такое два проклинающих?” — (и Пророк, мир ему) сказал: “(Это проклинающие) того, кто испражняется на дороге, (по которой ходят) люди, и в тени, (где они останавливаются)” (Муслим).
Сообщается, что Пророк, мир ему, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний является Благим и любит благое, Он Чист, и Он любит чистоту, Он Щедр, и Он любит щедрость, Он Великодушен, и Он любит великодушие, так держите же в чистоте ваши дворы и не уподобляйтесь иудеям» (атТирмизи).
Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1; Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. — Н. Новгород: ИД «Медина», 2007