Дозволено ли чтение Корана у могил?
Вопрос: В последнее время усилиями безмазхабных алимов и их последователей распространяется мнение о том, что читать Коран у могил запрещено. Что это бид’а (недозволенное новшество). Разве чтение Корана у могил не является сунной?
Ответ: Да, чтение Корана у могил, несомненно, является сунной![1]
Ниже приводятся хадисы, взятые из книг ученых ахли сунна валь-джамаа, считающие эти хадисы действительными, а значит, дозволяющие чтение Корана у могил.[2]
В переводе смыслов некоторых хадисов говорится:
«Читайте своим умершим (суру) Йасин». [Имам Ахмад].
«Читайте Йасин-и Шариф. В этом есть десять благостей: Если читает: 1. Голодный, – насытится. 2. Голый, – оденется. 3. Холостой, – женится. 4. Испуганный, – избавится от испуга. 5. Грустный печальный, — обретет спокойствие. 6. Путешественник, – получит помощь в пути. 7. Потерявший, – найдет потерю. 8. Больной, – получит лечение. 9. Если читать умершему, — тот получит облегчение от могильных мучений. 10. Испытывающий жажду, — обретет воду». [Дейлеми].[3]
Еще хадис:
«Если кто-либо, посещая каждую пятницу могилы матери своей и отца, будет читать суру «Йасин», то за каждую букву этой суры Аллах даст прощение». [И. Рафии].
В книге «Атфаль-уль-муслимин»,[4] говорится: «Говорил Ахмад б. Ханбал: «Когда войдете на территорию кладбища, прочитайте суры «Фатиха», «Ихляс», «Фалякъ» и «Нас»! Благости пошлите умершим. Эти благости получат все они». Далее он продолжил: «И в хадисе говорится: «Если кто-либо, проходя через кладбище, 11 раз прочитает суру «Ихляс», а благости подарит умершим, то ему воздастся наградой в количестве покойников этого кладбища». [Имам Биргиви].
Имам Сайид Ахмад ат-Тахтави так же говорил, что чтение Корана у могил является сунной.[5] И в книге «Халеби-уль-Кабир»[6] говорится, что у могил разрешено сидя читать Священный Коран.
Так же о дозволенности чтения Корана у могил сказано в таком известном многотомном произведении, как «Фатава-уль-Хиндиййа»,[i] а так же в книге фетв имама Кады Хана[7] «Фатава-уль-Ханиййа».
Хадису, в переводе смысла которого сказано: «Не превращайте мою могилу в праздник!», хафиз Абдульазым аль-Мунзири[8] дает следующее толкование: «Не превращайте мою могилу в могилу одноразового посещения по праздникам. Стремитесь посещать при первой же возможности». А хадис: «Не превращайте свои дома в могилы», хафиз разьясняет как: «Не превращайте свои дома в могилы, совершайте в них молитвы», так как молитва (намаз) на могилах не читается.
Другим пояснением хадиса: «Не превращайте мою могилу в праздник!», будет: «Для посещения моей могилы не назначайте определенный день, как в праздник! Иудеи и Христиане превращали в праздник посещение могил пророков, проводя различные мероприятия в сопровождении музыкальных инструментов. Не уподобляйтесь им! Посещая могилу, не занимайтесь недозволенными делами, как это бывает в праздники».
(Из сборника по фикху мазхаба Ханафи «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада аль-Коккози. Книга первая)
[1] Если отрицающие это, приводят в доказательство высказывания шейхов, не следующих ни одному из 4-х религиозно-правовых школ (мазхабов), то их мнение просто не принимается! Их знания получены не по цепи передатчиков от первых трех поколений Ислама! Несмотря на то, что в подтверждение своих мнений они активно цитируют айаты Корана и хадисы, их выводы не берутся во внимание, так как знания, полученные на основе собственного толкования первоисточников, являются не наукой, а нововведением. Подобный способ вынесения хукмов запрещен и Кораном, и Сунной, а значит, именно этот факт в их словах и является недозволенным новшеством (бид’ат), а не чтение Корана у могил. Сказано было Посланником (салляЛлаху алейхи ве селлем): «Ближе к концу света уменьшатся знания, увеличится невежество. Уменьшение знаний произойдет из-за уменьшения алимов. Религиозные невежды будут давать фетвы, полагаясь на собственные взгляды, и будут сбивать мусульман с истинного пути» [Бухари].
Если же те, кто отрицает дозволенность чтения Корана у могил, приводят в доказательство своему мнению высказывания ученых, действительно являющихся мухаддисами-муджтахидами ахли сунна валь-джамаа, да будет милостив к ним Аллах, то и тут нет никаких противоречий. Все муджтахиды выносили какой-либо хукм в соответствии со своим мнением, так как имели на это полное право. Мнение ученого означало то, что, по установленным им условиям действительности или не действительности того или иного хадиса, данный хадис является слабым, или не действительным. По мнению других мухаддисов ахли сунна валь-джамаа, эти же самые хадисы могли быть действительными (сахих). И это положение являлось нормой, так как соответствовало условию шариата, предписывающему каждому муджтахиду иметь свое собственное мнение! К тому же, все ученые — муджтахиды в своих трудах, после вынесения какого-либо решения (хукма), уточняли, что это – их личное мнение.
Никогда ни один алим ахлю-с-сунна валь-джамаа, получивший знания по цепи передатчиков от ученых первых трех поколений, не говорил про другого такого же ученого, что тот включил в свой сборник выдуманный хадис. А если и говорил, то про того, кто еще не являлся муджтахидом, или же про того, кто отклонился от ахлю-с-сунна валь-джамаа. Им и в голову такое не приходило, так как каждый из них знал, что ни один алим не позволит себе такое. Кто же больше всех боялся Аллаха в нашей умме, если не эти ученые, про которых в хадисе было сказано, что они наследники пророков Аллаха? Сказано о них в Коране:
«… Beдь бoятcя Aллaxa из Eгo paбoв знaющиe; пoиcтиe, Aллax вeлик, пpoщaющ!» (35: 28).
[2] Внимание! В сносках приводятся краткие сведения об ученых – действительных алимах, следовавших по пути Праведных Предков (ас-Саляфу-с-Салихин) в русле 4-х мазхабов, чтобы читатель мог сравнить, на каком уровне находятся настоящие ученые Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа, и на каком уровне их критики. Разве могут им что-либо противопоставлять современные «мухаддисы», не получившие знания от истинных ученых, не знающие напамять и 100 хадисов с иснадом, в то время как настоящие мухаддисы знали их больше 100 000. Судите сами – где настоящие ученые (да будет милостив к ним Аллах), и где эти псевдомуджтахиды.
[3] Имам Дейлеми (Абу Суча; Ширавейх б. Шахридар б. Ширавейх ад-Дэйлеми аль-Хамадани. 445-509/1053-1115). Мухаддис и ученый по истории Ислама. Наиболее известные произведения:
1) «Фирдавс-уль-ахйар» – Сборник, в котором собраны 10 тысяч хадисов. Сын имама — имам Шахридар б. Ширавейх (тоже мухаддис) переработал этот сборник, подведя доказательную базу и упорядочив тематику. Эту свою работу имам Шахридар назвал «аль-Фирдавс-уль-кабир». 2) «Тариху-ль-Хамадан», 3) «Рийаду-ль-Унс ли укала-иль-унс фи ма’рифати ахвал-ин-Наби», 4) «Тарих-уль-Хуляфа», 5) «Китаб-ы Хиляйат-иль-манамат». (IAA, VI: 156-161; «Люди Сунны и Согласия – Кто Они». Книга – 2. Абу Асад аль-Ханафи).
[4] «Атфаль-уль-муслимин» — произведение Имама Биргиви (Такуйиддин Мухаммад б. Пир Али Биргиви (Биргили), 929-981/1521-1573). Широко известно среди Приверженцев Сунны его книга «ат-Тарикату-ль-Мухаммадиййа фи Байану-с-Сирату-н-Набавиййа», написанная на арабском языке. Среди других трудов: «Хашийату Шархи-ль-Викайа», «Атфаль-уль-муслимин»,»ас-Сайфу-с-Сарим фи Адеми Джевази Вакфи-ль-Менкульве-д-Дерахим», «Фераиз», «Авамиль», «Изхар»…
(IAk-252; IAA, XIII: 321-343; «Люди Сунны и Согласия – Кто Они». Кн. – 2. Абу Асад аль-Ханафи).
[5] Ат-Тахтави (Саййид Ахмад б. Мухаммад б. Исмаил аль-Ханафи аль-Мисри) Умер в 1231/1816 г.
Родился в Египте, в городе Тахта. Точная дата рождения неизвестна. В 1181/1767-ом году приехал в Каир на учебу в «Джами-уль-Азхар». Его учителями были: Ахмад аль-Хамати, аль-Макдиси, аль-Харири, Мустафа ат-Таи, Абдуррахман аль-Ариши. Затем перешел в медресе «аль-Айниййа». После смерти Шейха Ибрахима аль-Харири, стал Шейхом по мазхабу Ханафи. Среди его наиболее известных произведений: «Хашийату аля-д-Дурр-иль-Мухтар шарху Танвир-уль-Эбсар» является комментариями на книгу «Дурр-уль-Мухтар» имама аль-Хаскафи (ум. в 1088/1677). Ему так же принадлежат многократно изданные комментарии к книге «Мараки-ль-Фалях шарху Нур-уль-Изах» имама Шернблали (ум. в 1069/1658). (IAk-326; IAA, XVIII: 257-260; «Люди Сунны и Согласия – Кто Они». Книга – 2. Абу Асад аль-Ханафи)
[6] «Халеби-уль-Кабир» — Известная книга по фикху мазхаба Ханафи имама Ибрахима б. Мухаммада аль-Халеби (956/1549). Другая известная книга имама — «Мультека», была переведена на французский яз.
[7] Кады Хан (Хасан б. Мансур аль-Фергани, ум. в 592/1196). В цепи передатчиков от Мухаммада аш-Шейбани.
[8] Абдульазым аль-Мунзири (б. Абдулькъави б. Абдуллах… Зекиййуддин. 581-656/1185-1258), да будет милостив к нему Аллах, ученый по хадисам (хафиз — более 100 тысяч хадисов на память с иснадом), а также историк, литератор, факих мазхаба Шафии. Получил знания от ученых Каира, Фустата, Александрии, Харрана, Ирбиля, Мосула, Мекки, Исфахана, Хорасана, Хамадана… . В одном только Багдаде и городах Шама (тер. нынешней Сирии, Ливана, Палестины и Иордании) число его учителей, давших ему иджазу – разрешение на передачу знаний – превышало 460 алимов! Последние 23 года своей жизни имам Абдульазым аль-Мунзири провел при медресе «Камилиййа», обучая хадисоведению, занимаясь научными изысканиями и написанием книг. Наиболее известным произведением имама по хадисам является книга «Ат-Таргиб ва-т-Тархиб», которую ученые оценили очень высоко, и впоследствии часто к ней обращались. Его комментарии (шарх) в 11-ти томах к книге Абу Исхака аш-Ширази: «Ат-Танбих» показывают его большие познания в фикхе. Он был одним из лучших мухаддисов и факихов своего времени. (IAA, VIII: 24-50; «Люди Сунны и Согласия – Кто Они». Книга-2. Абу Асад аль-Ханафи).
[i] «Фатава-уль-Хиндиййа»– Сборник статей по фикху мазхаба Ханафи, составленный по указу Шаха Алемгира (Мухаммад Эвренкзиб, ум. в 1028/1619) группой ученых Индии под руководством Шейха Низама.
Да будет милостив Аллах субханаху ва тааля ко всем имамам, донесших до нас эти знания
Сказал Имам Ибн Куддама аль-Макдиси аль-Ханбали (541-620 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Аль-Мугъни»:
ص: 225 فصل : وأي قربة فعلها ، وجعل ثوابها للميت المسلم ، نفعه ذلك ، إن شاء الله «.. إلى أن قال: وقال بعضهم : إذا قرئ القرآن عند الميت ، أو أهدي إليه ثوابه ، كان الثواب لقارئه ، ويكون الميت كأنه حاضرها ، فترجى له الرحمة . ولنا ، ما ذكرناه ، وأنه إجماع المسلمين ; فإنهم في كل عصر ومصر يجتمعون ويقرءون القرآن ، ويهدون ثوابه إلى موتاهم من غير نكير .
«Любой акт поклонения, вознаграждение за который было посвящено усопшему мусульманину, принесет тому пользу, по воле Всевышнего.… Некоторые ученые указывают, что если рядом с умершим прочитали Коран и посвятили ему вознаграждение за это, то читавший Коран получает вознаграждение за чтение, а покойный подобен слушающему, и милость Всевышнего нисходит на него. Нашим же доказательством является то, что мы упоминали ранее, а также и то, что это является единогласным мнением всех мусульман, ибо это практикуется повсеместно — везде и всегда мусульмане собираются, читают Коран, и посвящают вознаграждение усопшим, что не вызывает возражений».
[Ибн Куддама, «Аль-Мугни», 2/225]
О чтении Курана за покойного Ибн Таймийя (661-728 х/1263-1328 м) сказал:
فقال ابن تيمية في الفتاوى (24/315): وأما الصيام عنه، وصلاة التطوع عنه، وقراءة القرآن عنه، فهذا فيه قولان للعلماء: أحدهما: أنه ينتفع به، وهو مذهب أحمد وأبي حنيفة وغيرهما، وبعض أصحاب الشافعي وغيرهم
«Что касается поста, добровольного намаза, чтения Корана за него (покойного), то по этому поводу есть два мнения ученых: первое заключается в том, что покойный от этого получает пользу. Это мазхаб имама Ахмада, Абу Ханифы, а также некоторых сподвижников имама аш-Шафии и других» (24\315).
Также он сказал:
وقال في (24/366): تنازعوا في وصول الأعمال البدنية كالصوم والصلاة والقراءة، والصواب أن الجميع يصل إليه
«Они расходились в вопросе о том, доходят ли телесные деяния, такие как пост, намаз или чтение Корана, и правильное мнение заключается в том, что все это доходит до них» (24\366).
Источник: Ахмад Ибн Таймия: Маджмуъ Фатава: 25/315-366
Медина: 1425/2004
Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Причиной составления данной статьи на тему чтения Корана усопшим, является визит автора в дом, где дети, школьного возраста пытались уйти из родительского дома, в том числе и по причине того, что нерелигиозные родители призывали своих религиозных детей прочитать Коран, как это традиционно принято, в пользу родственников и предков покойников. Младшим сыном этой семьи, школьником 8-ого класса, чтение Корана мертвым воспринималось как нечто абсолютно запретное, и что по этой причине можно покинуть родительский дом. Он со слезами на глазах рассказывал, как его родители говорят ему о необходимости чтения Корана предкам, и воспринималось им это так, будто бы его принуждают убивать, или ограбить кого-то. Да, безусловно, разногласия в вопросе чтения Корана усопшим общеизвестны. Но каким образом можно одурманить школьника и представить это деяние таким ужасным и отвратительным, что подросток готов покинуть родной дом и разорвать отношения с родителями и близкими. Это не что иное как спекуляция исламскими науками и манипуляция неокрепшей психикой ребенка. Каким образом можно придерживаться откровенно однобокой фанатичной точки зрения, если нет, и не было единогласного мнения мусульманской уммы, ни о запрете (харам) чтения Корана мертвым, ни об обязательности (фард) этого деяния. Вот, что делают отсутствие беспристрастности (инсаф), узкий кругозор и примитивное понимание ислама с невеждами-дилетантами. На самом деле ученые рассматривали эту проблематику в рамках таких категорий, как желательно (мустахабб) или нежелательно (макрух).
В отличии от современных невежд, даже Шейх Ибн Таймия, на которого ссылаются эти юнцы, высказывался в зависимости от местности, времени и других влияющих обстоятельств. Да, ему принадлежат слова: «Чтение Корана над умершим — это новшество!»[1]. Но вместе с этим, он говорил: «…Что касается чтения (кираат), милостыни (садака) и других благих дел, то нет разногласий среди ученых ахль ас-сунна валь-джамаа в том, что до покойника доходят награды (сауаб) за поклонения, совершаемые имуществом, как например садака и освобождение раба. Таким же образом покойнику помогают мольбы (дуа) и просьбы о прощении (истигфар) за него. Но в среде ученых есть разногласия относительно телесных поклонений, таких как пост, молитва (намаз) и чтение Корана. И правильным мнением является то, что все это постигает покойника, то есть доходит до покойника награда (сауаб) за них[2]»[3]. Да и новшество, как об этом автор подробно разъяснил в своей брошюре о маулиде, не всегда синоним плохого и запретного. Также Ибн Таймия говорил: «Подобно тому, как милостыня (садака) и мольба (дуа) достигают умерших, так же и вознаграждение (саваб) за любое поклонение достигает умершего, без различия — является ли он родственником или нет, того, кто посвятил ему вознаграждение. Покойник, может воспользоваться этим вознаграждением»[4]. Также известна его фетва, когда его спросили о чтении со стороны семьи покойного, достигает ли награда за тасбих, тахмид, тахлиль и такбир? На что Ибн Таймия ответил: «Достигнет покойника чтение (кираат) его близких, и их тасбихи, и их такбиры, и другие поминания Всевышнего Аллаха, если они посветят награду покойнику. А Аллах знает лучше!»[5].
Более того, если бы, Ибн Таймия занимал жесткую и непримиримую позицию в вопросе чтения Корана мертвым, то люди после его смерти не читали бы над ним самим, множество хатмов Корана. Ученик Ибн Таймии — Ибн Касир пишет в аль-Бадая ван-Нихая: «..и сказал аль-Барзали: «в двадцать вторую ночь месяца Зуль-Када скончался Имам, улем, Абу аль-Аббас Ахмад – наш шейх, выдающийся ученый…. в дамасской башне, в комнате, где он был заключен. После чего собралось много людей у башни, и им было позволено войти к нему. Рядом с ним сидело много людей, они читали Коран… На его погребальной молитве собралось множество людей, они много плакали, обращались к Аллаху с мольбами, для него прочитались множество хатмов Корана в ас-Салихийе и других поселениях…»[6]. Также, о чтении хатмов Корана после смерти Ибн Таймии, возле его могилы и в домах людей, передает Ибн Абд аль-Хади в его биографии.
Подобное можно сказать и об имаме аш-Шафии. Как известно, аш-Шафии издавал несколько отличающиеся друг от друга фетвы в зависимости от того, где он находился, в Ираке или Египте. Это вовсе не лицемерие, это плюрализм мнений и свобода выражения мнения в исламском шариате. Так вот, с одной стороны имам аш-Шафии говорил: «Мертвые не получают награду за чтение Корана над их душами»[7]. А с другой, от него передают следующие слова: «Одобряется чтение чего-либо из Корана на могилах, а еще лучше, если прочтут весь Коран»[8]. Конечно, кто-то может сказать, что аш-Шафии говорил о дозволенности чтения Корана над могилами, а это и посвящение награды за чтение Корана покойнику разные вещи. Но как говорят поздние ученые последователи аш-Шафии, говоря о том, что награда не достигает, он подразумевал тот случай чтения, когда после чтения не адресовали награду мертвецу. Более детально рассмотрим это в следующих главах. А сейчас давайте разберем, то в чем нет разногласий и спора. Что из поклонений и благих дел, совершенных живыми людьми помогает или наоборот усугубляет состояние покойников. Ведь нельзя забывать и том, что некоторые деяния, такие как громкий плач и рыдания за покойником умножают его мучения[9]. Кроме этого, введение нечто нового в ислам, также положительно или отрицательно сказывается на умерших. Как сказано в хадисе, переданном имамом Муслимом со слов Джарира ибн Абдуллаха: «Тому, кто вводит в Ислам благую традицию, воздается вознаграждение за это, и он удостаивается также вознаграждения тех, кто последовал ему в этом, и вознаграждение их не уменьшается. Тому же, кто вводит в Ислам плохую традицию, записывается грех этой (традиции), а также грех тех, кто последовал этому, и при этом не убавляются их грехи»[10].
[1] См. Ибн Таймия, аль-Ихтиярат, стр. 53
[2] См. Ибн Таймия, Маджмуа аль-Фатава- 24/315 и 366
[3] قال ابن تيمية- أما القراءة ، و الصدقة و غيرهما من أعمال البر ؛ فلا نزاع بين علماء السُنَّة و الجماعة في وصول ثواب العبادات المالية ؛ كالصدقة و العتق ، كما يصل إليه أيضاً الدعاء و الاستغفار ، و الصلاة عليه صلاة الجنازة ، و الدعاء عند قبره: وتنازعوا في وصول الأعمال البدنية: كالصوم والصلاة وقراءة القرآن، والصواب أن الجميع يصل إليه، أي يصل ثوابها إلى الميت» مجموع فتاوى شيخ الإسلام ابن تيمية ج24 ص315، ص366
[4]См.Ибн Таймиййа, Маджмуа аль-Фатава-24/367
[5] وسُئل ابن تيمية “عن قِراءةِ أهْلِ الميِّتِ تَصِلُ إلَيْهِ، وَالتَّسْبِيحُ وَالتَّحْمِيدُ وَالتَّهْلِيلُ وَالتَّكْبِيرُ إذا أهْدَاهُ إلى المَيِّتِ يَصِلُ إلَيْهِ ثَوَابُها أَمْ لا؟ الجَواب: يَصِلُ إلَى المَيِّتِ قِراءةُ أهْلِهِ وَتَسْبِيحُهُمْ وَتَكْبِيرُهُمْ وَسائِرُ ذِكْرِهِم لله تَعالى إذَا أهْدَوْهُ إلى المَيِّتِ وَصَلَ إلَيْهِ، والله أعْلَم الفتاوى الكبرى 3/377
[6] ذلك بما ذكره الحافظ ابن كثير في كتابه البداية والنهاية في وفاة الشيخ ابن تيمية الحراني الحنبلي رحمه الله 135-140 الجزء الرابع عشر ، قال ما نصه: قال البرزالي : وفي ليلة الإثنين العشرين من ذي القعدة توفي الإمام العالم أبو العباس أحمد شيخنا العلامة -إلى أن قال- بقلعة دمشق بالقاعة التي كان محبوسا بها وحضر جمع كثير إلى القلعة وأذن لهم في الدخول عليه وجلس جماعة عنده وقرؤوا القرآن وتبركوا برؤيته وتقبيله –إلى أن قال- وحصل في الجنازة ضجيج وبكاء كثير وتضرع وختمت له ختمات كثيرة بالصالحية وبالبلد ، وتردد الناس إلى قبره أياما كثيرة ليلا ونهارا ويبيتون عنده ويصبحون ورؤيت له منامات صالحة كثيرة ورثاه جماعة بقصائد جمة ) انتهى إيراد المقصود من البداية والنهاية
[7] См. Тафсир Ибн Касир- 4/258
[8]См. ан-Навави, аль-Маджму`-5/294 и Рийад ас-Салихин-х.953
[9] قد ثبت في الحديث الصحيح أن الميت يعذب ببكاء أهله عليه رواه البخاري في كتاب الجنائز باب البكاء عند المريض،و كتاب الجنائز باب الميت يعذب ببكاء أهله عليه ( 6 / 228 )
[10] Муслим, Сахих, книга знаний
Автор – теолог Сабдин Аскар
Источник: sunna.kz
Ибн Ал-Кайим в книге «ар-Рух» пишет: «Передается от многих саляфов, что они завещали читать Коран во время погребения. Абдулхак передает, что Абдулла ибн Гумар завещал читать суру Бакара у его могилы. Известно, что вначале имам Ахмад отрицал это, но когда до него дошел этот риваят, то он также стал высказываться в пользу этого мнения. Ал- Халлял в книге «ал-Джамиг» пишет: “Передается от Абдурахмана ибн Галя ибн ал-Люджаджа, от его отца, что тот, описав порядок похорон, повелел сыну читать суру Бакара на его могиле и сослался в этом на Ибн Габбаса”. Габбас ад-Дури сказал: “Я спросил у Ахмада ибн Ханбала, знает ли он что-либо о чтении Корана на могилах, и он сказал, что не знает. Тогда я спросил у Яхъя ибн Мугина и он привел мне этот хадис”. Ал-Халлял передает, что Ал-Хасан ибн Ахмад ал-Варик передал от Али ибн Мусы ал-Хаддада: “Я присутствовал на похоронах вместе с Ахмадом ибн Ханбалом и Мухаммадом ибн Кудамой ал-Джавхари, после того как покойный был похоронен, один из присутствовавших сел и начал читать Коран. Ахмад, увидев это, сказал ему, что это бидга. Когда процессия покинула кладбище Мухаммад ибн Кудама сказал имаму Амаду: “Что ты скажешь о Мубашшире ал-Халаби?”, имам Ахмад сказал: “Он надежный человек”, и тогда Ибн Кудама привел ему риваят от Ибн ал-Люджаджа, от его отца. Услышав этот хадис имам Ахмад изменил свое мнение, а также повелел передать его тому, кто читал Коран”».
Ученик Ибн Таймии — Ибн Касир пишет в аль-Бадая ван-Нихая: «..и сказал аль-Барзали: «в двадцать вторую ночь месяца Зуль-Када скончался Имам, улем, Абу аль-Аббас Ахмад – наш шейх, выдающийся ученый…. в дамасской башне, в комнате, где он был заключен. После чего собралось много людей у башни, и им было позволено войти к нему. Рядом с ним сидело много людей, они читали Коран… На его погребальной молитве собралось множество людей, они много плакали, обращались к Аллаху с мольбами, для него прочитались множество хатмов Корана в ас-Салихийе и других поселениях…»[6]. Также, о чтении хатмов Корана после смерти Ибн Таймии, возле его могилы и в домах людей, передает Ибн Абд аль-Хади в его биографии.
Имам Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Китаб аль-Асар» сказал: «И мы не видели никого кто бы добавлял (песка на могилу) больше чем то что, вышло из него, и мы считаем порицаемым делать “Таджсис” (гипсовать, штукатурить могилы), или покрывать ее глиной, или строить мечеть над ней, или писать на ней что-либо, и использованиt кирпичей для строительства на ней и помещать могилу внутри [чего-либо] – порицаемо, и мы не видим ничего ошибочного в брызгании на нее воды, и это слова Абу Ханифы». (См. «Китаб аль-Асар», глава «Таснимуль-Кубур уа Таджсисуха»)
Аль-Маргъинани, да помилует его Аллах сказал: «И является порицаемым использовать кирпичи или дерево, так как это входит в правило строительства (на могилах)». (См. «аль-Хидая», 2/100)
Имам Ибн аль-Хумам, да смилуется над ним Аллах, книге «Фатх аль-Кадир» сказал: «Абу Ханифа считал порицаемым строительство на могилах… и Абу Юсуф считал “Макрухом” делать записи на них, из-за того, что Джабир, да будет доволен им Аллах, передал от Пророка (саля-Ллаху ‘алейхи уа салям): “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил белить могилы гипсом, садиться на них…”». (См. «Фатх аль-Кадир»)
Ибн Ну’айм сказал: «…Посланник Аллаха запретил гипсовать могилы, садиться на них, строить над ними и писать на них». (См. «Бахр ар-Раик»)
Къади Хан сказал в своем «аль-Фатауа»: «И могилы не должны быть загипсованы, согласно хадису от Пророка, что он запретил “Таджсис”, “Тафдид” (наносить серебро), строительство над могилой, из-за того что передано от Абу Ханифы, о том что могилы не следует покрывать гипсом или покрывать гипсом…». (См. «аль-Фатауа», 1/93)
Сказал аль-Хасакафи, да смилуется над ним Аллах: «И не следует могилы штукатурить из-за запрета этого [действия]». (См. «Дуруль-Мухтар», 1125)
Сказал Имам Ибн ‘Абидин, да помилует его Аллах, в своей книге «Рудуль-Мухтар»: «Что касается строительства над ними (могилами), я не видел никого кто бы разрешал это». (См. «Рудуль-Мухтар», 1/601)
Сказал аль-‘Айни: «И они не должны быть покрыты гипсом, и не должно быть строений над ними». (См. «Биная Шарх Хидая»)
Также запрещает подобное аль-Касани, см. «аль-Бада’и», 1/372.
Къади Ибрахим аль-Халяби, да помилует его Аллах, сказал: «Является “Макрухом” покрывать могилы гипсом, покрывать их глиной, и это то, что сказали три имама (Абу Ханифа и его два ученика – Мухаммад аш-Шайбани и Абу Юсуф), из-за того, что передал Джабир… и является “Макрухом” строить над ними строения подобные домам, куполам или тому подобное…». (См. «Халяби аль-Кабир», стр. 599)
Сказал Сираджу-дин в своей книге «Фатауа Сираджия»: «Является порицаемым строить что либо на могилах». (См. «Фатауа Сираджия», стр. 24)
Имам Абу Лейс ас-Самарканди сказал: «Покрывать могилы гипсом, покрывать их глиной, строить над ними, писать на них, или отмечать их нанося знаки является “Макрухом”». (См. «Фатауа ан-Науазиль», стр. 82)
Имам Ахмад ибн Мухаммад аль-Къадури, да смилуется над ним Аллах, сказал: «И использование [для могилы] испеченных кирпичей и дерева – это “Макрух”». (См. «Къудури», стр. 60)
Имам Абу Бакр ибн ‘Али аль-Хадад, в своей книге «Джауахир ан-Нейра», сказал: «Покрывать могилу глиной и делать “Таджсис” (штукатурка, гипсование) на ней, строить над ними, писать на них является “Макрухом”, из-за Его (саля-Ллаху ‘алейхи уа салям) слов…». (См. «Джауахир ан-Нейра», 1/133)
Имам ‘Убайду-Ллах ибн Мас’уд, да помилует его Аллах, сказал: «И использование испеченных кирпичей и [использвание] дерева – это “Макрух”». (См. «Шарх Уикъая», 1/240)
Сказал ат-Тахтауи: «Трое (Абу Ханифа и два ученика) сказали, что не следует их могилы штукатурить, из-за слов Джабира, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил… И запрет Пророка указывает… на “Макру Тахрими”». (См. «Мараки аль-Фалах», стр. 335)
Также о запрете гипсование могил говорил ханафитский имам Сайид Муртада аз-Зубайди, см. «’Укъуд аль-Джауахир аль-Мунифа», 1/103.
Сказал ас-Сархаси: «Он запретил покрывать могилы гипсом». (См. «Мабсут», 2/62)
Къади Ибрахим аль-Ханафи, да помилует его Алах, сказал: «И купола построенные на могилах, обязательным является разрушить их, так как они построены на неповиновении Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), и каждое строение построенное на неповиновении Посланнику, больше заслушивает разрушения, чем мечеть Зирар». (См. «Маджалис аль-Абрар», стр. 129)
Имам Хасан аш-Шурунбулали сказал: «И испеченные кирпичи и дерево – “Макрух”». (См. «Нур аль-‘Идах», стр. 153)
Также о запрете всего вышеперечисленного пишет ‘Али аль-Кари в книге «Миркат», 1/414.
Способ дафн (похорон)
Завершив джаназа-намаз,следует захоронить маййит как можно раньше. У могилы джаназа следует расположить со стороны Киблы. Голову следует положить на правую сторону от могилы, если смотреть в сторону Киблы.
Уместно, чтобы махрамы или близкие родственники женщины спустились в могилу, чтобы опустить ее тело. Тем, кто спускаются в могилу, следует смотреть в сторону Киблы.
Является мустахаб и важным держать простыню поверх могилы во время спуска и захоронения женщины. Если есть опасение, что ее кафан раскроется, это будет ваджибом.
После того, как тело уложили в углубление могилы является маснун повернуть его на правый бок, обратив его к Кибле.
Полоски ткани, привязанные к голове, груди и ногам, теперь следует развязать.
Углубление теперь следует закрыть необожженными кирпичами, досками или бамбуковыми тростями.
Предпочтительно начать закрывать углубление со стороны ног для мужчин и со стороны головы для женщин. Оставшиеся отверстия и щели следует заполнить землей или травой.
Могила
Форма кабр после заполнения землей должна быть как горб верблюда высотой примерно 25 см. Не должно быть никакого строения, стены, ограды и т.д. вокруг могилы. Это было строго запрещено в хадисе.
Предпочтительно окропить водой могилу от изголовья до низа три раза после того, как кабр будет сформирован.
Рекомендуется читать Коран и делать дуа за умершего у края могилы после того, как могила будет заполнена землей и ей будет придана форма.
После похорон следует произнести первый руку суры «Корова» у изголовья и последний руку суры «Корова» у ног.
В хадисе говорится, что нам следует молить Аллаха простить умершего и молиться за его стойкость, так как ему предстоит быть спрошенным Мункаром и Накиром.
полностью здесь http://askimam.ru/news/smert_i_pokhorony/2009-12-19-68
Передано муфтием Сухайлом Тармахомедом
Вопрос: Как понимать хадис, который передаёт Джабир, да будет доволен им Аллах Таала:
«Когда мимо нас проносили носилки с иудеем, поднялся Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и поднялись мы. Потом спросили мы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Это же похороны иудея!?». На что последовал ответ: «Когда увидите вы похоронную процессию, вставайте».
Ответ:
Вставание перед похоронной процессией зафиксировано в хадисах. Некоторые из них указывают на вставание Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, перед носилками, как об этом сказано в хадисе Джабира, да будет доволен им Аллах Таала, другие же говорят о том, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не делал этого. И мнения учёных по этому вопросу разошлись. Некоторые ученые посчитали, что вставание является требуемым действием (мустахабб). При этом нет разницы, является покойник верующим или кафиром, так как встают не ради мёртвого, а из-за трепета перед ужасом смерти или же ради сопровождающих покойника ангелов. Однако другая группа шейхов высказала мнение, что вставать перед носилками не нужно вообще, будь на них мусульманин или кафир. И эти учёные указали на то, что вставать перед носилками с мёртвым есть обычай неверных. Толкуя хадисы о вставании Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, они говорят, что это действие касается лишь него (Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует) либо по причине созерцания им ангелов, которых не видят другие люди, либо потому что похоронная процессия застала его в положении стоя, либо по какой-либо другой причине. Также некоторые из этих шейхов высказали мнение, что вставание сначала было законным, но впоследствии данное установление было отменено. Однако это заявление об отмене должно быть подтверждено доводом, а его в данном случае нет. Мнение, которое мы считаем верным, заключается в том, что вставание перед носилками с мётрвым является мустахаббом, исходя сказаного в хадисе, который был приведен в вопросе.
А Аллах Таала знает лучше.
[Шейх Абдуллах аль-Гумари, «аль-Хави филь фатава», стр. 21-22]
وأما الجلوس للتعزية فنص الشافعي والمصنف وسائر الأصحاب على كراهته، ونقله الشيخ أبو حامد في التعليق وآخرون عن نص الشافعي، قالوا: يعني بالجلوس لها: أن يجتمع أهل الميت في بيت فيقصدهم من أراد التعزية، قالوا: بل ينبغي أن ينصرفوا في حوائجهم، فمن صادفهم عزاهم، ولا فرق بين الرجال والنساء في كراهة الجلوس لها،
«Что касается сидения для соболезнования,то аш-Шафии ясно изложил[об этом] и автор(аш-Ширази) и остальные сподвижники(шафииты)- о его нежелательности. Цитировал это и Шейх Абу Хамид в «Таълик» и другие со слов аш-Шафии,они сказали: Под сидением для него [соболезнования]- имеется в виду: Собрание родственников покойного, и их цель [чтоб сидели ради тех] кто хочет сделать соболезнование, они сказали: Напротив, следует чтоб они разошлись по своим делам, и кто их[родственников покойного] встретит случайно в пути,сделают соболезнование им. И нету разницы(в хукме) между женщинами и мужчинами в нежелательности сидения для неё[соболезнования]»
См: «аль-Маджмуъ»(5/279 стр.)