«Каково постановление шариата о четках?»
Ответ:
Поминание Аллаха с использованием четок или любого другого средства для счета является дозволенным. Поминание Аллаха при помощи четок было разрешено Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и наши праведные предшественники использовали их беспрепятственно:
1. Мать правоверных Сафийя (да будет доволен ею Аллах) сказала:
“
«Однажды, ко мне зашел посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Передо мной лежало четыре тысячи финиковых косточек, которыми я поминала Аллаха. Увидев это, он сказал: «Научить тебя, как еще больше поминать Аллаха?». Я сказала: «Да, научи меня». Он сказал: «Скажи: «Свят и пречист Аллах столько, сколько существует Его творений». Хадис рассказал Тирмизи, а Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился Захаби.
2. Са’д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) рассказал, что однажды он зашел с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) к одной женщине, перед которой лежали косточки или камешки, которыми она поминала Аллаха, и, увидев ее, он сказал:
“
«Рассказать ли тебе о том, что будет для тебя более легким или лучшим, чем это? Скажи: «Свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений в небесах, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений на земле, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворил творений между ними, свят и пречист Аллах столько, сколько Он сотворит еще творений». То же самое повтори с фразой «велик Аллах», и с фразой «хвала Аллаху», и с фразой «нет бога кроме Аллаха», и с фразой « нет силы и мощи, кроме как у Аллаха».
Хадис рассказали Абу Давуд, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджах.
Тирмизи отметил, что он с хорошим иснадом,
а Ибн Хиббан и Хаким назвали его достоверным.
3. Аль-Касим ибн ‘Абдуррахман сказал:
“
«У Абу ад-Дарда были косточки фиников, которые он носил в сумочке. Когда он совершал утреннюю молитву, он начинал поминать Аллаха, вытаскивая из сумки по одной косточке до тех пор, пока они не заканчивались».
Хадис передал Ахмад в книге «Аз-зухд»
с достоверным иснадом.
4. Абу Надра аль-Гифари сказал:
“
«Один шейх из племени Туфава сказал мне: «Однажды я гостил у Абу Хурайры в Медине. Я не видел среди сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) человека, более усердного в поклонении Аллаху, и более гостеприимного, чем Абу Хурайра. Однажды, когда я был у него, я увидел его сидящим на кровати. У него была сумочка, в которой находились камешки или косточки, которыми он поминал Аллаха. Возле кровати сидела его чернокожая прислужница, и когда камешки в сумочке закончились, он отдал ее прислужнице и она, собрав их, положила обратно в сумочку и вернула Абу Хурайре».
Хадис рассказали Абу Давуд,
Насаи и Тирмизи. Последний назвал его хорошим.
5. Ну’айм ибн аль-Мухаррар ибн Аби Хурайра передал, что у его деда Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) была нитка, на которой было две тысячи узелков, и что он не ложился спать, пока не совершит ею поминание. Это рассказал ‘Абдулла сын имама Ахмада в «Заваид аз-зухд», а также и Абу Ну’айм в «Аль-хилья».
Предания с таким же смыслом передаются от Са’да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах), Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), Абу Суфайи, которого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) освободил от рабства.
Также и от Фатимы, дочери аль-Хусейна ибн ‘Али ибн Аби Талиба (да пребудет над ними мир), и других сподвижников и их последователей — табиинов.
О дозволенности использования четок в поминании Аллаха написаны книги известными мусульманскими учеными. Среди них имам Джалялуддин ас-Суюти, который написал книгу под именем «Аль-минха фис-субха»; шейх Мухаммад ибн ‘Иллян ас-Сиддики, который написал книгу под названием «Икад аль-масабих ли машру’ийяти иттихаз аль-масабих»; и имам Абу аль-Хасанат аль-Лакнави, написавший книгу по этому вопросу под названием «Нузхат аль-фикр фи субхат аз-зикр».
Имам Суюти (да смилуется над ним Всевышний), после того как рассказал эти хадисы и остальные предания, сказал:
“
«Даже если бы в использовании четок не было бы другого достоинства, кроме проявления согласия с этими великими людьми, следования их пути и снискания их блага (бараки) — этого было бы достаточно, чтобы использование четок считалось важнейшим и достойнейшим из дел».
Из данного богословского заключения ясно видно, что использование четок не запрещалось при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
А как иначе, если четки напоминают о Всевышнем Аллахе – каждый, кто видит их, обязательно вспоминает о Нем, и в этом их величайшая ценность. Некоторые праведные предшественники (да смилуется над ними Всевышний Аллах) так и называли их – напоминание. И нет ни одного предания, ни от ранних предшественников, ни от поздних, что они запрещали вести счет поминанию Аллаха посредством четок. Наоборот, многие из них использовали их для этой цели, и не видели в этом ничего плохого.
Досточтимый муфтий доктор
Али Джумаа Мухаммад
professor dr. AliGomaa
А некоторые говорят что от христиан это пришло и это бидга.
Имам ан-Навави в книге «Та’лим асмаъ ва ал-лугат» даёт такое определение чёткам: «Это нечто, специально нанизанное на веревочку, человек пользуется этим для ведения счета славословию (тасбих), и оно известно среди праведных, достойных людей», — то есть это четки, которыми пользуются люди, поминающие Всевышнего Аллаха.
В хадисе, переданном от ’Абдуллаха ибн ’Амра, говорится:
«Я видел, как Пророк совершал славословие (тасбих) на пальцах своих рук», — то есть, читал «Субханаллах», «Альхамдулиллях», «Аллаху акбар» и т. д.
Мы должны знать, что если Посланник Аллаха вел счет поминанию Всевышнего на своих пальцах, то дозволено также совершать это на четках. Раньше бухгалтеры пользовались перекидными счетами. Почему же сегодня нельзя пользоваться калькуляторами, если это удобно и легко? Раньше время намазов узнавали, установив на земле палку. Почему же сейчас нельзя узнавать это посредством часов? Находясь в хадже, мы видим, как мусульмане всего мира приобретают четки. Помимо этого, нам известен и хадис Посланника Аллаха , в котором говорится, что его мусульманская община никогда не объединится вокруг заблуждения.
Мы должны знать, что если Посланник Аллаха вел счет поминанию Всевышнего на своих пальцах, то дозволено также совершать это на четках. Раньше бухгалтеры пользовались перекидными счетами. Почему же сегодня нельзя пользоваться калькуляторами, если это удобно и легко? Раньше время намазов узнавали, установив на земле палку. Почему же сейчас нельзя узнавать это посредством часов? Находясь в хадже, мы видим, как мусульмане всего мира приобретают четки. Помимо этого, нам известен и хадис Посланника Аллаха , в котором говорится, что его мусульманская община никогда не объединится вокруг заблуждения.
Поэтому разве можно прислушиваться к словам некоторых глупцов, утверждающих, что вся община Пророка находится в заблуждении?!
Со слов супруги Пророка Сафии, разы Аллаху анха, передают:
«Однажды ко мне зашел Посланник Аллаха , передо мной находилось четыре тысячи финиковых косточек, которыми я пользовалась для ведения счета при поминании Аллаха. Пророк обращаясь ко мне, спросил: «Что это перед тобой?» Я ответила: «Это косточки, которыми я веду счет поминанию Аллаха». Затем Пророк сказал: «За тот миг, что я стоял перед тобой, я восславил Всевышнего Аллаха больше, чем ты». Пророк не сказал ей, что это запретное новшество, что это является недозволенным.
Далее Сафия, разыАллаху анха, говорит: «Я сказала Пророку : «О Посланник Аллаха, научи и меня этому способу многократного прославления Всевышнего!» И Пророк продолжил: «Скажи: «Субханаллахи ‘адада халькихи» («Восславляю Всевышнего столько раз, каково количество Его творений»)» (Ат-Тирмизи).
Позднее появились некоторые люди, которые, немного изучив арабский язык, стали отрицать четки, будто в это время перед Концом Света нет больше ничего, к чему можно было бы придраться.
Этот всё равно, что бросить те четыре тысячи финиковых косточек в лицо супруге Пророка Сафие, разы Аллаху анха. Понятно, что подобным людям Всевышний Аллах никогда не даст счастья.
Имам Ахмад в книге «Аз-Зухд» пишет:
«У Абу Дарда в маленьком мешочке были финиковые косточки. После совершения предвечернего намаза он вынимал их по одной и, ведя ими счет, поминал Всевышнего Аллаха, пока они не закончатся».
Известный ученый-богослов Ибн Абу Шайба пишет, что сподвижник Абу Саид аль-Худри прославлял Всевышнего Аллаха, пользуясь для этого камушками.
Также у сподвижника Пророка Абу Хурайры , передавшего множество хадисов, была веревка с двумя тысячами узелков — он использовал её в качестве четок. Он не ложился спать, пока не прославит Всевышнего столько раз, сколько узелков на этой веревке.
Хасан аль-Басри также пользовался четками. Однажды ученик Хасана аль-Басри увидел своего наставника с четками в руках и спросил его: «О мой устаз, несмотря на то, что ты обладаешь высокой степенью, у тебя в руках четки?» Хасан аль-Басри ответил ему: «Мы в начале пользовались этим инструментом для поминания Всевышнего Аллаха и в конце тоже не откажемся от него. Я хочу поминать Всевышнего сердцем, языком и руками – одновременно используя эти три части тела».
Абу аль-Аббас ар-Равда отмечал: «Из слов Хасана аль-Басри мы поняли, что четки использовались еще во времена сподвижников Пророка , потому что его слова: «Мы в начале пользовались этим инструментом для поминания Всевышнего Аллаха», — говорят именно о том, что четки существовали и в эпоху сподвижников, поскольку сам Хасан аль-Басри жил во времена сподвижников. Желающий может обратиться к книге «Нузхат аль-фикр фи субхат аз-зикр» (стр. 16-17), принадлежащей перу выдающегося ученого-богослова ханафитского мазхаба имама Лакнави.
Другой крупнейший ученый-богослов шафиитского мазхаба Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Заваджир», в главе, повествующей о шелке, пишет: «Шелковую нить также можно использовать и в качестве нити для нанизывания бусинок». Из этого становится ясно, что использование четок дозволено, даже если бусинки надеты на шелковую нить.
Известный ученый Ибн ‘Алан в «И’кад аль-масабих фи иттихаз аль-масабих» (комментарий к книге «Аль-Азкар» имама ан-Навави) утверждает, что четками пользовались с первых веков Ислама.
Выдающийся ученый ханафитской богословской школы Мулла Али аль-Кари в книге «Микат», в главе, где повествуется об Ибн Аби Ваккасе, рассказывает, что нет разницы, какие четки: нанизанные на нить или же это мешочек с бусинками (камушками, косточками и т. п.) – и что не стоит обращать внимание на слова тех, кто утверждает, что четки являются запретным новшеством.