Вопрос:
У меня умер дедушка. Можно ли ему помочь после смерти, подарить вознаграждение от садака, чтения Корана, совершения намаза или поста?
Ответ:
Ханафитские учёные ясно высказались, что дано такое право – дарить вознаграждение от совершённого поступка другому человеку. Не имеет значения, какое это действие, намаз, или пост, или садака и им подобные, как салават, тасбих и хадж. Как говорится в книге «Раддуль-Мухтар» т.1, стр.666:
صَرَّحَ عُلَمَاؤُنَا فِي بَابِ الْحَجِّ عَنِ الْغَيْرِ بِأنَّ لِلْإِنْسَانِ أَنْ يَجْعَلَ ثَوَابَ عَمَلِهِ لِغَيْرِهِ صَلَوةً أَوْ صَوْمًا أَوْ صَدَقَةً أَوْ غَيْرَهاَ، كَذَا فِي «الْهِدَايَةِ». بَلْ فِي زَكَوةِ «التَّتَارْخَانِيَّةِ» عَنِ «الْمُحِيطِ»: الْأَفْضَلُ لِمَنْ يَتَصَدَقُ نَفْلًا أَنْ يَنْوِيَ لِجَمِيعِ الْمُؤْمِنِينَ وَ الْمُؤْمِنَاتِ لِأَنَّهَا تَصِلُ إِلَيْهِمْ وَ لَا يَنْقُصُ مِنْ أَجْرِهِ شَيْءٌ اه. هُوَ مَذْهَبُ أَهْلِ السُّنَّةِ وَ الْجَمَاعَةِ، لَكِنْ اسْتَثْنَي مَالِكٌ وَ الشَّافِعِيُّ الْعِبَادَاتِ الْبَدَنِيَّةَ الْمَحْضَةَ كَالصَّلَوةِ وَالتِّلَاوَةِ فَلَا يَصِلُ ثَوَابُهَا إِلَي الْمَيِّتِ عِنْدَهُمَا، بِخِلَافِ غَيْرِهَا كَالصَّدَقَةِ وَالْحَجِّ . وَخَالَفَ الْمُعْتَزِلَةُ فِي الْكُلِّ، وَتَمَامُهُ فِي فَتْحِ الْقَدِيرِ الخ… » (رد المحتار: 1\666)
«Ясно сказали учёные нашего ханафитского мазхаба о вопросах совершения хаджа за другого, что дано человеку такое право – дарить вознаграждение от совершённого поступка другому. Пусть это намаз, или пост, или садака и другое, также сказано в книге «Аль-Хидая». Но в книге «Ат-Татархания» от «Аль-Мухит» в разделе «Закят» передаётся: «Будет лучше, если передающий нафль-садака сделает намерение передачи вознаграждения для всех мусульман и мусульманок, поскольку саваб от садака доходит до них и не уменьшается из его вознаграждения ничего… Это мнение Ахлю-Сунна валь-Джамаа, но имам Малик и имам Шафии исключили из этого ибадат бадания, как намаз и чтение Куръана, т.е. они сказали, что до мёртвого не дойдёт саваб от ибадат бадания, в отличие от других, как садака и хадж. Мутазилиты же сказали, что саваб не дойдёт вообще от любого передаваемого ибадата».
Также в книге «Раддуль-Мухтар» т.2, стр.27 говорится:
وَرَوَي الدَّارَ قُطْنِيُّ: » أَنَّ رَجُلًا سَأَلَهُ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ فَقَالَ: كَانَ لِي أَبَوَانِ أَبَرُّهُمَا حَالَ حَيَاتِهِمَا، فَكَيْفَ لِي بِبِرِّهِمَا بَعْدَ مَوْتِهِمَا؟ فَقَالَ: إِنَّ مِنَ الْبِرِّ بَعْدَ الْمَوْتِ أَنْ تُصَلِّيَ لَهُمَا مَعَ صَلَاتِكَ وَأَنْ تَصُومَ لَهُمَا مَعَ صَوْمِكَ «. وَرُوِيَ أَيْضًا عَنْ عَلِيٍّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: مَنْ مَرَّ عَلَي الْمَقَابِرِ وَقَرَأَ » قُلْ هُوَ اللهُ أَحَدٌ » اِحْدَي عَشَرَةَ مَرَّةً ثُمَّ وَهَبَ أَجْرَهَا لِلْأَمْوَاتِ أُعْطِيَ مِنَ الْأَجْرِ بِعَدَدِ الْأَمْوَاتِ. وَعَنْ أَنَسٍ قَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ، إِنَّا نَتَصَدَّقُ عَنْ مَوْتَانَا وَنَحُجُّ عَنْهُمْ وَنَدْعُو لَهُمْ فَهَلْ يَصِلُ ذَلِكَ لَهُمْ؟ قَالَ: نَعَمْ، إِنَّهُ لَيَصِلُ إِلَيْهِمْ، وَإِنَّهُمْ لَيَفْرَحُونَ بِهِ كَمَا يَفْرَحُ أَحَدُكُمْ بِالطَّبَقِ إِذَا أُهْدِيَ لَهُ». (رواه أبو حفص العبكري). (رد المحتار: باب الحج عن الغير: 2/27) .
«Ад-Дара Кутни передаёт хадис, что мужчина спросил пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «У меня были родители, и я по-доброму относился к ним, пока они были живы, как я могу помочь им после их смерти?» На что пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Читай намаз для них вместе со своим намазом и держи пост для них вместе со своим постом, поистине, это является благом после их смерти»».
Передаётся от Али (радыаллаху анху), что он сказал: «Кто проходит возле мусульманского кладбища и читает Суру «аль-Ихляс» десять раз и дарит вознаграждение от этого умершим, он получает саваб по количеству мертвых».
От Анаса (радыаллаху анху) передаётся, что он спросил: «О, Посланник Аллаха, мы даём садака от имени наших умерших и от их имени совершаем Хадж, делаем для них дуа. Дойдёт ли это до них?»
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям ) сказал: «Да, это дойдёт до них. И они радуются этому, как радуется один из вас тарелке подаренного вам угощения». (Передал хадис Абу Хафс Аль-Акбари).
А Аллах знает лучше.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
История: islam-today.ru
Ля иляха илляЛлах джазакумуЛлаху хайран за информацию братья, читаю ваш сайт и радуюсь, хоть я и не ханафит, а придерживаюсь мазхаба имама Шафии, но очень уважаю имама Агзама Абу Ханифу.
Доходит ли награда за чтение Корана до умерших?
Когда у Ибн Хаджара аль-Аскаляни спросили: «Доходит ли награда за чтение Корана до умерших?», он ответил: «Это очень распространенный вопрос. БОЛЬШИНСТВО РАННИХ УЧЕНЫХ ВЫСКАЗАЛИСЬ ЗА ТО, ЧТО НАГРАДА ДОХОДИТ ДО УМЕРШИХ, поэтому необходимо в это верить и совершать это чаще, так как это относится к числу мустахаб».
В книге «Расаиль аль-Мунирия» том 4 страница 41. И не нужно слушать умников которые не имея знаний отрицают то на что есть достоверные доказательства в религии. И всегда надо помнить что такие ученые как ибн Хаджар безосновательно не говорят. И если этот поступок утвержден имамами ханафитами и шафиитами и другими мазхабами то не нужно обращать внимание на слова кого либо кем бы они не были.
Совет всем мусульманам изучать и следовать своему мазхабу в наших странах это ханафитский мазхаб Альхамду лилляhи!!! Все остальное будет не правильным и нужно помнить что следование мазхабу это и есть следование Сунне пророка салляллаху алейхи ва саллям которую имамы мазхвбов взяли от ученмков сахабов а не из книг и поэтому это самый достоверный путь. Пусть Аллах повелет всех мусульман прямым путем! Амин
РАССКАЖИТЕ О ЧТЕНИИ КУР’АНА УМЕРШИМ?
ОТВЕТ: Чтение Кур’ана умершим мусульманам разрешено.
Аллаh Всевышний сказал (Сура 22 «Аль-Хадж», Аят 77):
وَافْعَلُوا الْخَيْرَ
Это означает: «И совершайте добро».
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
اقْرَءُوا عَلَى مَوْتَاكُمْ يَسۤ رَوَاهُ ابْنُ حِبَّان وَصَحَّحَهُ
Это означает: «Читайте Суру «Ясин» вашим умершим».
Передал изречение имам Ибн Хиббан и дал ему степень достоверного Хадиса. А также Исламские ученые единогласно подтвердили, что это разрешено и полезно.
Имам Аш-Шафи’ий сказал:
» لَوْ قَرَءُوا عِنْدَ قَبْرِهِ شَيْئًا مِنَ القُرْءَانِ كَانَ حَسَنًا
وَلَوْ قَرَءُوا الْقُرْءَانَ كُلَّهُ كَانَ أَحْسَنَ » نَقَلَهُ النَّوَوِيّ في رِيَاضِ الصَّالِحِين
Это означает: «Если бы читали у могилы что-либо из Кур’ана, было бы хорошо, а если бы читали весь Кур’ан, было бы ещё лучше».
Передал это имам Ан-Науауий в книге «Риядус-Солихин».