В «Ад-дурр аль-мухтар» сказано: «Посетить могилу Пророка (алейхи ссоляту вассалям) рекомендуется» (мандуб), а по мнению некоторых улемов, даже является обязательным для тех, у кого появится такая возможность. Если человек совершает предписанный хаджж, ему следует начать с выполнения обрядов хаджжа. В том случае, когда хаджж является добровольным, паломнику предоставляется право выбора, если только он не будет проезжать поблизости от нее, ибо тогда он обязательно должен посетить могилу Пророка (алейхи ссоляту вассалям). Наряду с этим следует вознамериться посетить и мечеть Пророка (алейхи ссоляту вассалям), поскольку сообщается, что молитва в этой мечети лучше, чем в любой иной, за исключением Запретной Мечети, что касается и любого другого вида поклонения.

В своем комментарии к «Ад-дурр аль-мухтар» под названием «Радд аль-мухтар ‘аля-д-дурр аль-мухтар» шейх Ибн ‘Абидин, да помилует его Аллах, пишет: «Его слова посещение могилы Пророка (алейхи ссоляту вассалям) рекомендуется означают, что рекомендуемым его считают все члены мусульманской общины, на что указывается в «Любаб аль-манасик». Что же касается приписываемого ханбалиту Ибн Таймийе, да помилует его Аллах, утверждения о запретности посещения, то об этом один из улемов сказал так: «Это не имеет под собой никаких оснований. Он всего лишь указывал, что запретно специально ездить для совершения молитв, куда бы то ни было, за исключением трех мечетей, а его мнение о посещении могилы Пророка (алейхи ссоляту вассалям) как и мнение о посещении прочих могил, ничем не отличалось от мнений других улемов»».

Его слова «а, по мнению некоторых улемов, даже является обязательным (ваджибом)» приводятся в комментарии к «Любаб аль-манасик», где сказано: «Я разъяснял это в книге «Ад-дуррат аль-мудыйа фи-з-зийарат аль-мустафа-вийа»». На это указывают также аль-Хайр ар-Рамли и авторы других трудов, отмечающих, что посещение могилы Пророка (алейхи ссоляту вассалям) почти обязательно для тех, у кого появится такая возможность. В «Аль-Фатх», «Шарх аль-мухтар» и «Любаб аль-манасик» упоминается о достоинстве такого посещения. В этих трудах подробно перечисляются этические нормы, которых следует придерживаться во время посещения, и каждый желающий может ознакомиться с ними.

Относительно слов «ему следует начать с выполнения обрядов хаджжа» в «Шарх аль-любаб» сказано следующее: «Аль-Хасан передал, что Абу Ханифа сказал: «Если хаджж является предписанным, то для паломника лучше начать с обрядов хаджжа, а потом посетить могилу Пророка (алейхи ссоляту вассалям) но можно начать и с посещения»». Это очевидно, поскольку, по единодушному мнению улемов, добровольные действия разрешается совершать раньше предписанных, если нет оснований опасаться, что из-за этого время совершения предписанного будет упущено. В его словах «если только он не будет проезжать поблизости от нее» подразумевается могила Пророка (алейхи ссоляту вассалям), точнее говоря, его город. Так, если паломники проезжают через Медину, как это бывает, когда хаджж совершают жители Шама, посетить ее нужно обязательно, поскольку отказ от посещения того, кто находится поблизости, свидетельствует о бессердечии и злосчастье. В подобном случае посещение могилы Пророка (алейхи ссоляту вассалям) становится как бы средством, способствующим совершению хаджжа, и соответствует добровольной молитве, которая согласно сунне совершается перед предписанной молитвой.

Относительно его слов «наряду с этим следует вознамериться посетить и мечеть Пророка (алейхи ссоляту вассалям)» Ибн аль-Хумам пишет следующее: «Когда дело касается слабого раба, лучше принять отдельное решение относительно посещения могилы Пророка, благословение и мир ему. Если он сначала посетит мечеть Пророка (алейхи ссоляту вассалям), то в следующий раз, когда он вознамерится сделать только это, у него будут основания надеяться на милость Аллаха Всевышнего, поскольку подобные действия свидетельствуют о выражении особого почтения по отношению к Пророку», все, о чем мы упоминали, соответствует прямому смыслу слов Пророка (алейхи ссоляту вассалям), который сказал: «Тот, кто придет ко мне только для того, чтобы навестить меня, получит право на мое заступничество в День воскресения». Ар-Рахмати передал, что один из познавших отделял посещение могилы Пророка (алейхи ссоляту вассалям) от хаджжа, чтобы никакой иной цели это посещение не преследовало».

Слова «сообщается, что молитва в этой мечети лучше, чем в любой иной» являются указанием на тот хадис, в котором сообщается, что Пророк (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «Молитва в моей мечети лучше тысячи молитв в любой другой мечети, за исключением Запретной Мечети, а молитва в Запретной Мечети лучше ста молитв в этой моей мечети» (Ахмад; Ибн Хиббан). Ибн ‘Абд аль-Барр, который считал этот хадис достоверным, сказал: «Такого мнения придерживается большинство мухаддисов». В другом хадисе сообщается, что Пророк (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «…и не следует (специально) отправляться (для молитв никуда), за исключением трех мечетей: аль-Масджид аль-Харам (в Мекке), моей мечети (в Медине) и аль-Мас-джид аль-Акса (в Иерусалиме)» (Аль-Бухари; Муслим).

Как указывает Абу Хамид аль-Газали в своей книге «Ихйа ‘улюм ад-дин», это значит, что делать этого не следует, так как награда за совершаемые в этих трех мечетях молитвы будет больше, чем за молитвы в прочих мечетях, которые в этом отношении ничем не отличаются друг от друга. Если же люди отправляются в путь не только для молитв, совершать такие поездки не возбраняется. Имеются в виду такие случаи, когда они преследуют и другие цели, например, желают укрепить связи с родственниками, приобрести знание или посетить могилы почитаемых людей наподобие могилы Пророка (алейхи ссоляту вассалям), могилы Ибрахима, мир ему, или могил других имамов.

В книге «Ауджаз аль-масалик иля Муватта Малик» приводится следующий хадис: «Малик передал слова Зайда б. Аслама, который передал со слов ‘Ата б. Йасара, что (однажды) Посланник Аллаха (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «О Аллах, не делай мою могилу идолом, которому станут поклоняться, (ибо) силен гнев Аллаха на людей, которые избрали могилы своих Пророков местами для совершения молитв»».

Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Нет сомнений в том, что этот хадис, приводимый Маликом, сам он относил к категории «мурсаль»». Вместе с тем все мухаддисы считают Малика авторитетным мухаддисом. Иснад этого хадиса приводит ‘Умар б. Мухаммад б. ‘Абдуллах 6. ‘Умар б. аль-Хаттаб, который являлся достойным доверия знатоком хадисов из числа жителей Медины, а уле-мы, использующие в качестве доводов хадисы категории «мурсаль», считают этот хадис достоверным. Свидетельством (шахид) его достоверности служит другой хадис, который приводит аль-‘Укайли. В этом хадисе сообщается, что Суфйан передал, что Хамза б. аль-Мугира передал, что Сухайль б. Абу Салих передал, что его отец передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «О Аллах, не делай мою могилу идолом, (ибо) Аллах проклял тех людей, которые избрали могилы своих Пророков местами для совершения молитв». Аль-Баджи сказал: «Мольба Пророка (алейхи ссоляту вассалям) о том, чтобы Аллах не превращал его могилу в идола для поклонения, свидетельствует о смирении, неуклонном соблюдении всего приличествующего положению раба Аллаха Всевышнего, признании того, что он является Его рабом, и нежелании того, чтобы кто-либо поклонялся наряду с Аллахом и ему». Муслим приводит хадис, в котором сообщается, что Джундаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Пророк (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «Поистине, те, кто жил до вас, избирали могилы своих Пророков и праведников местами для совершения молитв, вы же не поступайте так, ибо, поистине, я запрещаю вам это!»».

Имам ан-Навави сказал: «Улемы указывали, что Пророк (алейхи ссоляту вассалям) запретил молиться у его могилы, равно как и у всех прочих могил, опасаясь, что это станет причиной чрезмерного возвеличивания и соблазна и может привести к неверию, как это случилось со многими членами прежних религиозных общин. Вот почему, когда сподвижникам понадобилось расширить пределы мечети Пророка (алейхи ссоляту вассалям), они возвели вокруг его могилы высокие стены, чтобы ее не было видно из мечети и простые люди не обращались к ней во время молитв».

В «Аль-Муватта» имама Малика (глава «О том, как желательно вести себя при посещении могилы Пророка (алейхи ссоляту вассалям)») приводится нижеследующее сообщение имама Мухаммада б. Хасана аш-Шайбани: «Малик передал мне со слов ‘Абдуллаха б. Динара, что, когда Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, хотел отправиться в путь или возвращался откуда-либо, он всегда приходил к могиле Пророка (алейхи ссоляту вассалям), призывал на него благословения, обращался с мольбами к Аллаху, а потом удалялся». Мухаммад сказал: «Так и следует поступать каждому, кто приезжает в Медину и является к могиле Пророка (алейхи ссоляту вассалям)».

В «Аль-Муватта» (глава «О том, что сообщалось относительно призывания благословения на Пророка (алейхи ссоляту вассалям) ») приводится сообщение Йахйи б. Йахйи, который сказал, что Малик передал ему, что ‘Абдуллах б. Динар сказал: «Я видел, как ‘Абдуллах б. ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, стоял у могилы Пророка (С. А. С.), призывая благословения на него, Абу Бакра и ‘Умара».

В «Муснаде» имама Ахмада приводится хадис, в котором сообщается, что Му’аз б. Джабаль, да будет доволен им Аллах, передал, что, когда Посланник Аллаха (алейхи ссоляту вассалям) послал его в Йемен, он вышел вместе с ним, чтобы дать ему свои наставления, и при этом Му’аз сидел верхом, а Посланник Аллаха (алейхи ссоляту вассалям) шел рядом с его верблюдицей. Закончив наставлять Му’аза, (Пророк (алейхи ссоляту вассалям)) сказал: «О Му’аз, возможно, в следующем году ты уже не встретишь меня (или: быть может, ты придешь в мою мечеть; или: на мою могилу)». (Услышав это,) Му’аз заплакал из-за (необходимости) расставания с Посланником Аллаха (алейхи ссоляту вассалям), а потом повернулся (и стал смотреть) на Медину, Пророк же (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «Поистине, наиболее близкими ко мне людьми являются богобоязненные, кем бы они ни были и где бы ни находились».

В «Сунан» Ибн Маджи приводится хадис, передаваемый со слов ‘Умара б. аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. В этом хадисе сообщается, что однажды (‘Умар) пришел в мечеть Посланника Аллаха (алейхи ссоляту вассалям), и увидел Му’аза б. Джабаля, который сидел у могилы Пророка (алейхи ссоляту вассалям) и плакал. (‘Умар) спросил: «Что заставляет тебя плакать?». (В ответ Му’аз) сказал: «Я плачу из-за того, что слышал от Посланника Аллаха (алейхи ссоляту вассалям). Я слышал, как он сказал: «Поистине, (проявлением) многобожия является (даже) незначительное (дело, если оно совершается) напоказ; поистине, тот, кто станет враждовать с человеком, который близок к Аллаху, вступит в войну с Аллахом Всевышним; поистине, Аллах Всевышний любит благочестивых, богобоязненных и незаметных, которых не ищут, когда они отсутствуют, и которых не приглашают и не знают, когда они присутствуют, (однако) сердца (таких людей) являются светильниками правильного пути, и они найдут выход из мрака». Последние слова означают, что они уберегутся от больших искушений.

Кроме того, к посещению могилы Пророка (алейхи ссоляту вассалям) побуждает людей содержание целого ряда хадисов. Так, например, передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «Тот, кто посетит мою могилу, получит право на мое заступничество (в День воскресения)» (ад-Даракутни; аль-Баззар; Ибн ас-Сакан).

Сообщается также, что Пророк (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «(Любой человек,) который совершит хаджж и посетит меня после моей смерти, будет подобен тому, кто посетил меня при моей жизни» (Абу Йа’ля; ад-Даракутни; ат-Табарани; Ибн ‘Асакир). Сообщается также, что Пророк (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «Я стану заступником того, кто посетит меня, и буду свидетельствовать в его пользу, если же кто-нибудь умрет на территории харама (Мекки или Медины), в День воскресения Аллах Всевышний воскресит его в числе тех, кто будет находиться в безопасности» (Абу Дауд ат-Тайалиси, в «Табакат ат-таби’ин» ас-Субки).

В «Сахих»ах аль-Бухари и Муслима приводятся достоверные хадисы. в которых сообщается, что Пророк (алейхи ссоляту вассалям) повелевал мусульманам посещать могилы, однако его могила достойна посещения больше, чем любая иная. Известно, что сам Пророк (алейхи ссоляту вассалям) посещал могилы мусульман, похороненных на мединском кладбище аль-Бакы’, но его могила заслуживает почитания в наибольшей мере, ведь Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Мы послали тебя как свидетеля, вестника блага и увещевателя, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника, и помогали ему, и почитали его, и прославляли (Аллаха) утром и вечером » (Коран, 48:8-9).

Все вышеупомянутое указывает на то, что желательно совершить отдельную поездку с целью посещения могилы Пророка (алейхи ссоляту вассалям), поскольку это будет способствовать приближению к Аллаху, и да сопутствует успех тому, кто отправится в путь только для этого! Все это не противоречит словам Пророка (алейхи ссоляту вассалям), который сказал: «…и не следует (специально) отправляться (для молитв никуда), за исключением трех мечетей: аль-Масджид аль-Харам (в Мекке), моей мечети (в Медине) и аль-Масджид аль-Акса (в Иерусалиме)» (Аль-Бухари, Муслим). Смысл этих слов состоит в том, что ни одну мечеть, за исключением этих трех, не следует стараться посетить для того, чтобы выразить ей особое почтение и приблизиться к Аллаху с помощью совершения в ней молитвы.

Лучше всего вознамериться посетить не только могилу Пророка (алейхи ссоляту вассалям), но и его мечеть, чтобы получить благословение благодаря совершению там молитвы. Указанием на желательность этого служит хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «Молитва в этой моей мечети лучше, чем тысяча молитв в любой иной (мечети), за исключением Священной».

 

Правила посещения

 

Тому, кто намеревается посетить могилу Пророка (алейхи ссоляту вассалям), следует придерживаться определенных этических норм, которые перечислены ниже.

1. На пути в Медину необходимо часто призывать благословения на Пророка (алейхи ссоляту вассалям).

2. При виде Медины это необходимо делать еще чаще. Кроме того, следует просить Всемогущего и Великого Аллаха сделать так, чтобы это посещение принесло пользу и было принято. Увидев Медину, человек должен постараться двигаться быстрее, если это никому не причинит вреда. Передают со слов Анаса б. Малика, да будет доволен им Аллах, что при виде стен Медины Пророк (алейхи ссоляту вассалям), который возвращался откуда-либо, всегда подгонял свою верблюдицу или другое верховое животное, так как он любил (этот город) (Аль-Бухари).

3. Вступив в Медину, человек должен постараться осознать, сколь велико достоинство этого города, который Аллах почтил тем, что в нем жил Пророк (алейхи ссоляту вассалям) — лучшее из создании Аллаха. Этот город является священной территорией (харам). Сообщается, что, указывая на преступность посягательств на неприкосновенность Медины, Посланник Аллаха (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «Медина является священной территорией от такого-то (места) до такого-то, (где) нельзя вырубать деревья и совершать грехи, а тот, кто совершит в ней какой-нибудь грех, будет проклят и Аллахом, и ангелами, и всеми людьми» (Аль-Бухари).

Аллах благословил Медину, вняв благословенной мольбе Пророка (алейхи ссоляту вассалям). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «После приезда Посланника Аллаха (алейхи ссоляту вассалям) в Медину Абу Бакр и Билял стали болеть лихорадкой. Когда приступ лихорадки начинался у Абу Бакра, он говорил:

«Каждому человеку в семье его желают доброго утра,

а смерть ближе к нему, чем ремни его сандалий!».

Что касается Биляла, то, когда лихорадка отпускала его, он произносил (такие стихи):

«Знать бы мне, смогу ли провести ночь

в долине среди душистого тростника и джалиля?

И смогу ли когда-нибудь зачерпнуть воды Маджанны

и покажутся ли предо мной Шама и Тафиль?».

(Пророк (алейхи ссоляту вассалям)) сказал: «О Аллах, прокляни Шайбу б. Раби’у, и ‘Утбу б. Раби’у и Умаййу б. Халафа, вынудивших нас покинуть нашу землю (и уехать туда) где свирепствуют болезни!».

А потом Посланник Аллаха (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «О Аллах сделай так, чтобы мы полюбили Медину так же, как любим Мекку, или даже больше! О Аллах, благослови наши са’ и наши мудды, и оздорови для нас (климат) ее, и перенеси ее лихорадку в аль-Джухфу!»» (Аль-Бухари).

Каждому приезжающему в Медину следует помнить, что он находится в городе, к которому стремятся сердца верующих всего мира, ведь Медина является источником Ислама и тем местом, куда вернется вера. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «Поистине, вера вернется в Медину8 подобно тому, как змея возвращается в свою нору (в случае опасности)» (Аль-Бухари).

Здесь вера сравнивается со змеей, которая выползает из своей норы на поиски пропитания и возвращается обратно, если пугается чего-либо. Вера начала распространяться из Медины, и каждый верующий всегда стремился попасть туда из-за любви к Пророку (алейхи ссоляту вассалям). При жизни Пророка (алейхи ссоляту вассалям) верующие стремились в Медину для того, чтобы учиться у него; при жизни сподвижников, последователей (таби’уна) и последователей последователей — для того, чтобы следовать их примеру, а потом — для того, чтобы посетить могилу Пророка (алейхи ссоляту вассалям) и получить благословение благодаря совершению молитв в его мечети.

Аллах Всевышний почтил жителей Медины, ибо их соседство с Пророком (алейхи ссоляту вассалям) является благословенным, о чем в Коране сказано так: «Поистине, если не прекратят лицемеры, и те, сердца которых (поражены) болезнью, и (люди,) распространяющие в Медине ложные слухи, (делать это), Мы непременно предоставим тебе власть над ними, после чего останутся они твоими соседями в (этом городе) лишь ненадолго…» (Коран, 33:60).

Пророк же (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «Кто бы ни совершил дурное против жителей Медины, он обязательно расплавится подобно тому, как соль растворяется в воде» (Аль-Бухари).

4. Перед тем как отправиться в мечеть Пророка (алейхи ссоляту вассалям), желательно совершить полное омовение и надеть лучшую и чистую одежду, как поступил в свое время аль-Мунзир б. ‘Аиз, да будет доволен им Аллах, за что Посланник Аллаха (алейхи ссоляту вассалям) похвалил его. Сообщается, что, когда аль-Мунзир вместе с делегацией своего племени прибыл в Медину, он в отличие от своих товарищей пошел к Пророку (алейхи ссоляту вассалям) не сразу. Сначала он надел свою лучшую одежду и только потом явился к нему, Пророк же (С. А. С.) подозвал его к себе и похвалил, сказав: «Поистине, присущи тебе два качества, которые любит Аллах: кротость и осмотрительность» (Муслим).

5. Согласно сунне тому, кто подойдет к дверям мечети Пророка (алейхи ссоляту вассалям), как и к дверям любой другой мечети, следует сказать: «Прибегаю к защите Аллаха Великого, Его благородного лика и Его предвечной власти от проклятого шайтана! С именем Аллаха и хвала Аллаху! О Аллах, благослови и приветствуй Мухаммеда и семейство Мухаммада, о Аллах, прости мне мои грехи и открой для меня врата Твоего милосердия! /А’узу би-Лляhи-ль-‘Азыми, ва би-вад-жhи-hи-ль-кярими, ва султани-hи-ль-кадими мин-аш-шайтани-р-раджим! Би-сми-Лляhи ва-ль-хамду ли-Ллях! Аллаhумма, салли ва салим ‘аля Му-хаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, Аллаhумма-гфир ли зунуби ва-фтах ли абваба рахмати-кя!». Выходя из мечети, желательно произнести все вышеупомянутые слова, однако вместо слов «и открой для меня врата Твоего милосердия /ва- фтах ли абваба рахмати-кя/» следует произнести слова «и открой для меня врата Твоей милости /ва-фтах ли абваба фадли-кя/».

Входя в мечеть, порог следует сначала переступить правой ногой, а выходя из нее — левой.

6. Войдя в мечеть, желательно, по возможности, войти в благородный сад (рауда) — так называется место, расположенное между могилой Пророка (алейхи ссоляту вассалям) и его минбаром. Сообщается, что Пророк (алейхи ссоляту вассалям) сказал: «Между моим домом и моим минбаром находится один из райских садов, а мой минбар стоит на (берегу) моего водоема» (Аль-Бухари).

Слова «один из райских садов» означают, что в этом месте милость Аллаха ниспосылается так же, как в одном из райских садов, или что это место будет перенесено в рай, или что поклонение Аллаху в этом месте приведет человека к раю. В этом саду следует совершить молитву в знак приветствия мечети, поблагодарить Аллаха Всевышнего за оказанную милость и попросить Его принять это посещение.

7. После этого следует подойти к комнате ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, где был похоронен Пророк (алейхи ссоляту вассалям) остановиться на расстоянии примерно четырех локтей от стены, повернуться лицом к стене, а спиной — к кибле, опустить глаза, отрешиться от всего мирского и постараться ощутить важность этого момента, а потом обратиться к Пророку (алейхи ссоляту вассалям) с приветствием, сказав: «Мир тебе, о Посланник Аллаха, мир тебе, о Пророк Аллаха, мир тебе, о лучшее создание Аллаха, мир тебе, о возлюбленный Аллаха, мир тебе, о Пророк милости, мир тебе, о заступник (мусульманской) общины, мир тебе, о господин Посланников, мир тебе, о последний из Пророков, мир тебе, о предводитель «аль-гурр аль-мухаджжалина», мир тебе, о Мухаммад, мир тебе, о Ахмад, мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир тебе и чистым членам твоей семьи, которых Аллах очистил, удалив их скверну! Да вознаградит тебя Аллах за нас наилучшей наградой, которую может получить Пророк за свой народ, и Посланник — за свою общину! Свидетельствую, что ты довел (до сведения людей) послание Аллаха, выполнил возложенную на тебя миссию, дал членам своей общины добрые наставления и до самой смерти отдавал все силы на пути Аллаха. Да благословляет Аллах наилучшими благословениями до самого Дня воскресения тебя, членов твоей семьи, твоих жен и твоих сподвижников каждый раз, когда поминающие станут поминать тебя, а беспечные — проявлять беспечность. О Посланник Аллаха, мы пришли к тебе, чтобы посетить твою могилу, из далеких стран, желая отдать тебе должное».

После этого человеку следует передать Пророку (алейхи ссоляту вассалям) приветствия тех, кто просил его об этом, сказав: «О Посланник Аллаха, мир тебе от такого-то».

Затем следует сместиться на локоть вправо, чтобы оказаться напротив могилы Абу Бакр ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, и приветствовать его так: «Мир тебе, о сподвижник Посланника Аллаха, мир тебе, о преемник Посланника Аллаха, да воздаст тебе Аллах благом за нас и за Ислам! Ты стал наилучшим преемником Пророка (алейхи ссоляту вассалям) и следовал его путем наилучшим образом; мир тебе, милость Аллаха и Его благословения! О Аллах, сделай так, чтобы мы любили его до самой смерти, и сделай так, чтобы оправдались наши надежды, связанные с этим посещением».

Затем следует сместиться еще на один локоть, чтобы оказаться напротив могилы ‘Умара б. аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, и сказать: «Мир тебе, о повелитель правоверных, да воздаст тебе Аллах за нас и за Ислам наилучшим воздаянием, ибо Аллах укрепил тобой Ислам, и ты был для мусульман хорошим имамом, указывал правильный путь и был ведом этим путем, и да будет доволен Аллах тобой и тем, кто оставил тебя преемником после себя».

Затем человеку следует снова встать напротив могилы Пророка (алейхи ссоляту вассалям) и обратиться к Аллаху за себя, своих шейхов и родителей, за всех тех, кому человек чем-нибудь обязан, за тех, кто просил его об этом, а также за всех мусульман.

После завершения этого посещения следует вернуться к минбару и как можно чаще призывать благословения на Пророка (алейхи ссоляту вассалям) и обращаться к Аллаху с мольбами.

Посетитель должен избегать всевозможных нововведений (бид’ат) и не поступать так, как поступают невежественные люди. Так, например, во время посещения не следует касаться ни стены комнаты, ни целовать ее, поскольку это необходимо делать только при приближении к йеменскому углу Каабы и Черному камню. Не следует также совершать обход вокруг этой комнаты, так как обход совершается только вокруг Каабы. Не следует также ни склоняться и целовать землю, что относится к числу нововведений, ни поворачиваться к комнате спиной, что является нарушением правил приличия, ни совершать молитвы, повернувшись лицом к могиле Пророка (алейхи ссоляту вассалям).

8. Желательно также посетить в четверг могилы павших в битве при Ухуде, особенно могилу господина шахидов Хамзы, да будет доволен им Аллах, и могилы сподвижников, похороненных на кладбище аль-Бакы’.

9. В субботу желательно посетить мечеть Кубы и обратиться там с мольбами к Аллаху. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, который приезжал в Кубу каждую субботу, говорил: «Я видел, как каждую субботу приезжал туда Пророк (алейхи ссоляту вассалям)» (Муслим).

10. Следует стараться не пропускать ни одной общей молитвы в мечети Пророка (алейхи ссоляту вассалям), который сказал: «Тому, кто совершит в моей мечти сорок молитв подряд, не пропустив ни одной, запишется, что он освобожден от огня, избавлен от мучений и непричастен к лицемерию».

 

Из книги «Ханафитский фикх» Абдальхамид Махмуд Тахмаз