Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!!!

Является ли Сунной ношение женщинами:

1) никаба;

2) чадры;

3) паранджи. (Россия, Башкортостан)

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Перед тем, как приступить к разъяснению норм, касающихся перечисленных Вами видов одежды, целесообразно будет разъяснить исламские требования хиджаба (сокрытия женщиной своего тела).

Все ученые Ахлюс-Сунна уаль-Джамаат единогласны в том, что женщине обязательно укрывать все свое тело перед мужчинами, не приходящимися ей махрам, за исключением кистей ее рук (от пальцев до запястий), ее ступней (т.е. ниже лодыжек) и лица. Другие части ее тела, включая волосы, руки, ноги, шею и грудь должны быть покрыты и скрыты в присутствии мужчин, не приходящихся ей махрам.

В Коране говорится об одежде под названием «джильбаб»:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُلْ لِأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَنْ يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَحِيمًا

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои джильбабы. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный.» (Коран, 33:59)

В Коране также говорится об одежде «химар»:

وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими химарами вырез на груди…» (Коран, 24:31)

Джильбаб — цельная одежда, укрывающая все тело с головы до ступней, в том числе лицо, за исключением глаз, остающихся непокрытыми. Паранджа очень похожа на джильбаб, и поэтому ее носить рекомендуется (сунна).

Химар — одеяние, укрывающее тело с головы до груди и не закрывающее лицо. Оно похоже на бурку, которую обычно носят мусульманки. Надевать химар также рекомендуется (сунна).

Рассматривая аяты Корана и хадисы, видно, что главным условием в отношении женской одежды является то, что она должна покрывать все тело женщины (не считая кистей рук, лица и ступней), должна быть свободной и необлегающей, чтобы форма частей тела не была различима.

Поэтому независимо от той одежды, которую женщина решит одеть (будь это верхняя накидка со штанами, платье, юбка и т.д.), ей следует убедиться в том, что ее одежда соответствует следующим условиям:

а) все ее тело (не считая ее лица, кистей рук и ступней) покрыто,

б) одежда не облегает тело, тем самым форма частей ее тела неразличима, и границы тела не обозначены.

Что касается вопроса о сокрытии женского лица, ученые здесь разошлись во мнениях. Саидуна Ибн Аббас (радиаллаху анху) считал, что женщине необязательно покрывать свое лицо, если нет опасения фитны, в то время как саидуна Ибн Мас’уд (радиаллаху анху) считал, что женщине обязательно следует покрывать свое лицо, выходя из дома.

В идеале женщине нужно надевать джильбаб, тем самым скрывая все свое тело. Однако она может покрыть себя и иными способами. Один из них — одеться в ту одежду, которую она пожелает, чтобы при этом данная одежда соответствовала исламскому женскому дресс-коду, и далее она может надеть никаб для сокрытия ее лица, или же она может скрыть лицо, надвинув на него свободный конец ее головного платка в присутствии мужчин, не приходящихся ей махрам.

Что касается распространенного ныне никаба, т.е. куска материи с прорезью для глаз, повязанного вокруг головы для скрытия лица, его разрешается одевать в качестве альтернативы джильбабу. Цель джильбаба — покрыть цельной одеждой все тело женщины, включая ее лицо. Никаб в определенной степени удовлетворяет данному условию, если он покрывает лицо, а остальное тело скрыто другими предметами одежды.

Подводя итог, можно сказать:

1) Современный никаб не упоминается в хадисах и Коране. Однако он используется для достижения той же цели, что и джильбаб, и соответственно его надевать рекомендуется.

2) Одевать паранджу — сунна, поскольку она похожа на джильбаб, о котором говорится в Коране.

3) Что касается чадры, то, как мы понимаем, это и есть паранджа, или же она очень похожа на нее. Поэтому здесь применимо то же самое правило. Если же под чадрой понимается описанный выше химар, то это одеяние тоже рекомендуется (сунна), поскольку так одевались сахабии (радиаллаху анхун).

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед

Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль
Улама, Дар уль-Ифта
Источник: http://askimam.ru/fatwa/vneshniy-vid/kak-odevatsya-zhenshchine/