Имам Навави является имамом ученых по хадисоведению и фикху своего времени. Он был одним из крупных хафизов хадиса.
Он стал уделять внимание хадису о достоинстве тех, кто выучит сорок хадисов и донесет их до его уммы, то есть у него появилась мысль составить сборник сорока хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он начал читать хадисы и наткнулся на хадис Пророка, мир ему и благословение, где он говорит: «Того, кто ради Аллаха выучит 40 хадисов, чтоб обучить им мою умму о дозволенном и запретном, в Судный День Аллах напишет среди алимов».
И когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал о достоинстве того, кто донесет до его уммы 40 хадисов, то имам Навави обратил внимание на восхваление пророком, мир ему и благословение, того, кто выучит сорок хадисов, не обращая внимание на то, что этот хадис является слабым.
Хадис «того, кто выучит сорок хадисов..» является слабым со всех сторон. Но вы только посмотрите, как имам Навави возвеличивает речь господина творений, даже в том, что не достоверно. Посмотрите, как он возвеличивает слабый хадис, не говоря уже о достоверных хадисах.
Хадис «того, кто выучит сорок хадисов» рассказали одиннадцать сподвижников.
Давайте перечислим их: Этот хадис пришел от Али ибн Талиба, Ибн Аббаса, Анас ибн Малик, Джабир ибн Самура, Абдулла ибн Умар, Абу Умама, Абу Дарда, Абу Саид, Абу Хурайра, Ибн Масъуд и Муаз ибн Джабаль, то есть этот хадис пришел через множество путей, и в каждом пути есть достоинство того, кто выучит сорок хадисов:
«Того, кто ради Аллаха выучит 40 хадисов, чтоб обучить ему мою умму о дозволенном и запретном, в Судный День Аллах напишет среди алимов»
«Того, кто выучит 40 хадисов, в Судный День Аллах напишет среди алимов»и т.д..
Хадис от Али ибн Талиба рассказал Абу Нуайм в книге «Хилятуль авлияъ».
Хадис от Ибн Аббаса рассказал Ибн Абдуль Барр в книге «Джамиуль Баяниль ильми ва фадзли».
Хадис от Анаса ибн Малика рассказал Мухаммад Аслям ат-Туси в книге «Арбаин».
Хадис от Джабира ибн Самура рассказал Ибн Наджар в книге: «Зайлю Тарихи Багдад».
Хадис от Ибн Умара рассказал Ибн Абдуль Барр в книге«Джамиуль Баяниль ильми ва фадзли».
Хадис от Абу Умама рассказал Ибн Джавзи в книге «Илялю Мутанахия».
Хадис от Абу Дарда находится в книге Ибн Асакира «Арбаину Бульдания».
Хадис от Абу Саида рассказал Ибн Наджар в книге: «Зайлю Тарихи Багдад».
Хадис от Абу Хурайры рассказал Абу Яъля в «Муснаде».
Хадис от Ибн Масъуд рассказал Абу Нуайм в книге «Хилятуль авлияъ».
Хадис от Муаза ибн Джабаля рассказал Ибн Абдуль Барр в книге «Джамиуль Баяниль ильми ва фадзли».
У этого хадиса есть и другие передачи не только от этих сподвижников. Несмотря на то, что этот хадис пришел множеством путей, они все равно являются слабыми и сам хадис тоже слабый. В своей книге «Макасидуль Хасана» имам Сахави разбирает его, а ибн Хаджар уделил этому хадису целую главу, в которой он собрал все передачи и его пути и пишет, что этот хадис со всех передач является слабым. Также имам Навави говорит, что этот хадис является слабым со всех передач. Из ранних ученых, учитель наших учителей Хафиз Саййид Ахмад Сиддык аль-Гумари составил книгу, которую назвал «Иршадуль Мурбиин иля туруки хадисиль арбаин». Эта книга также издана в наше время.
Имам Сахави, Навави, ибн Хаджар и другие хафизы, ибн Асакир и другие шейхи указали на слабость этого хадиса. Хоть и цепочка этого хадиса является слабой, вы посмотрите какое внимание уделяли ученые нашей уммы этому хадису. Хафизы и другие ученые, каждый из них составил сборник сорока хадисов в каждой сфере науки.
Первым человеком, который составил сборник сорока хадисов, собрав их в книгу, является большой имам, шейхуль ислам Абдуллах ибн Мубарак, он является известным имамом, набожным аскетом, мухаддисом и факихом, который умер 181 году после хиджры.
То есть уже после второго века хиджры люди приступили к составлению сборника сорока хадисов в каждом из сфер. Абдуллах ибн Мубарак составил книгу, которую назвал «аль-Арбаин».
После этого большой имам Мухаммад ибн Аслям ат-Туси, этот набожный хафиз составил толстую книгу о сорока хадисах. Эта книга также издана.
После него сорок хадисов составили Имам Хасан Суфьян ан-Насии, Абу Бакр Аджурни, Абуль Хасан Даракутни, Абу Абдуллах Хаким, Абу Нуайм автор книги «Хилья» составил книгу об этике, которую назвал «сорок хадисов суфиев» и т.д..,
Также: Абу Саид Малини, Абу Абду Рахман Сулями, Хафиз Абуль Касим Асакир — ему принадлежат несколько сборников сорока хадисов, он составил разные книги по сорок хадисов в каждой сфере, также Хафиз Суюти составил книгу под названием «Сорок хадисов которые переданы от Малика, Нафиа, Умара».
Из современников сорок хадисов собрал известный шейх Абуллах Сиддык Гумари, назвав этот труд «Сорок хадисов Гумари о восхвалении благ», также шейх Абдул Азиз Сиддык составил сборник «Арбауна сиддыкия фи ма ахбара биhи набию мин х1али аhли hаза заман».
Вы посмотрите, как мысль о составлении сорока хадисов распространилось среди ученых. Ученые даже говорят, что с сорока хадисами составлено неисчисляемое количество книг. Каждый, кто слышал хадис о достоинстве выучивания и передачи сорока хадисов, несмотря на то, что он является слабым, говорил: «клянусь Аллахом, я последую этому хадису». А каково же ваше мнение относительно их уважения к достоверным хадисам? И это все из-за их сильного возвеличивания и почитания всего того, что относится к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Источник: taalib.ru
Вот машаАллагъ это отношение настоящих алимов к хадисам пророка саллаллагъу алейхи ва саллам! таким оно и должно быть, а не как некоторые которые думают что даиф хадис это ложь. действительно нужно смотреть у кого мы берем свои знания и какое у них понимание.
Ма шаа Аллах Аллах Акбар!
Альхамдулиллях пусть Аллах наделит нас баракатом ученых подобных имаму ан-Навави! Аминь