КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ НАРУШАЮТ ПОСТ, А КАКИЕ НЕТ?

1. Если постящийся по забывчивости съест, выпьет что-нибудь или совершит половой акт, его пост не нарушится. Даже если он поест или попьет досыта, то и в этом случае пост нарушен не будет. Если он по забывчивости поест или попьет несколько раз за день, его пост все равно не нарушится.

2. Если человек видит, что постящийся ест или пьет, то:
— если этот постящийся достаточно силен, и пост не оказывает на него сильного влияния, будет ваджиб напомнить ему, что он постится,
— если же это слабый человек, на которого пост повлиял значительно, то не следует ему напоминать, что тот постится. Вместо этого, ему следует позволить продолжить есть.

3. Во время дневного сна у человека произошло семяизвержение (т.е. гусль стал обязательным для него). В этом случае пост не нарушается.

4. В течение дня разрешается наносить сурьму, масло или вдыхать ароматы. Этими действиями пост не нарушается, независимо от того, когда они были совершены. На самом деле, после наложения сурьмы, даже если цвет сурьмы стал проявляться в слюне или слизи из носа, пост все равно не будет нарушен и не будет считаться макрух.

5. Разрешается спать рядом с женой, целовать и дотрагиваться до нее. Однако, если из-за страстных влечений молодости, есть опасение, что эти действия приведут к половому акту, то от них следует воздержаться. В этом случае такие действия станут макрух.

6. Если насекомое проникло вглубь горла, или же дым или пыль непроизвольно проникли туда, пост не будет нарушен. Однако, если это сделано умышленно, пост нарушится.

7. Если были зажжены ароматические палочки или свечки, и человек сел рядом и вдохнул дым от них, его пост нарушится. Аналогично, пост нарушается от курения сигарет, сигар и т.д. Однако разрешается вдыхать ароматы духов, душистых веществ, которые не имеют никакого дыма.

8. Мясная прожилка или части листа арековой пальмы и т.д. застряли в зубах. Из-за чистки зубов эта прожилка освободилась, и человек съел ее. Однако он не вынимал ее изо рта. Она прошла вглубь горла сама по себе. В этом случае, если эта прожилка меньше мелкого турецкого горошка, пост не прервется. Если же прожилка больше него, то пост нарушится. Однако если человек вынул эту прожилку изо рта и затем проглотил ее, пост нарушится независимо от ее размера.

9. Проглатывание слюны не нарушает пост независимо от ее количества.

10. После того, как человек съел листья арековой пальмы, он тщательно вымыл и прополоскал рот. Несмотря на это, краснота из слюны не исчезла. От этого не будет вреда: пост будет действителен.

11. Если ночью гусль стал обязательным для человека, но он искупался только днем, его пост будет действителен. На самом деле, даже если он не будет купаться целый день, его пост не нарушится. Однако это будет являться грехом.

12. Человек так вдохнул носом, что носовая слизь проникла вглубь горла. Пост не нарушится. Аналогично, пост не нарушится от проглатывания слюны во рту.

13. Человек взял в рот листья арековой пальмы и заснул, проснувшись только следующим утром. Его пост будет недействителен. Если следует совершить каза за этот пост, однако каффара не будет возложен на него.

14. Если при полоскании рта вода попала вглубь горла и человек помнил, что постится, его пост нарушается, каза становится ваджиб, однако каффара не будет возложен на него.

15. Человека непреднамеренно вырвало. Пост не нарушится независимо от количества рвотных масс. Однако если человек сделал это умышленно, пост нарушится при рвоте полным ртом. Если рвотные массы меньше этого количества, то пост нарушен не будет.

16. Маленькое количество рвотных масс вышло, но само по себе вернулось вглубь горла. Пост не нарушится. Однако, если человек проглотил их умышленно, его пост будет нарушен.

17. Человек съел гальку, стальной или другой предмет, который обычно не едят и не потребляют даже в медицинских целях. Его пост нарушится, но каффара на него возложен не будет. А если он съест или выпьет что-нибудь, что обычно едят или что обычно не едят, но используют в медицинских целях, то его пост нарушится, и каза и каффара станут ваджиб для него.

18. Совершение полового акта нарушает пост, каза и каффара становятся ваджиб. Как только головка полового члена входит во влагалище, пост нарушается, и каза и каффара становятся ваджиб. Это не зависит от того, произошла ли эякуляция или нет.

19. Если мужчина введет головку полового члена в анус женщины, даже тогда пост и мужчины, и женщины нарушится. Каза и каффара станут ваджиб для них.

20. Если пост нарушен, то каффара становится ваджиб только в том случае, если это был пост Рамадана. Каффара не становится ваджиб, если нарушен любой другой пост независимо от того, каким образом он был прерван. Это относится даже к каза поста Рамадана. Однако, если намерение не было сделано ночью (т.е. до рассвета) для такого поста, или же у женщины наступил период хайд в тот же день после нарушения ее поста, тогда нарушение поста не сделает каффара ваджиб.

21. Во время поста человек понюхал табаку, закапал масло в уши или же принял клизму, не принимая лекарство через рот. Пост нарушится. Однако только каза станет ваджиб, но не каффара. Если человек закапает воду в уши, пост не будет нарушен.

22. Во время поста женщине не разрешается закапывать лекарства, масло и т.д. во влагалище. Если лекарство будет туда закапано, ее пост нарушится, каза станет ваджиб (но не каффара).

23. Если по какой-то причине женщина или ее доктор вставит палец во влагалище, затем вынет часть пальца или весь палец, а затем снова засунет, то пост будет нарушен, однако каффара не станет ваджиб. Если палец не был повторно засунут, пост не нарушится. Однако если перед тем, как палец вошел во влагалище, он был влажным или мокрым, пост нарушится и при первом вложении.

24. Если во рту кровотечение, и кровь затем проглатывается вместе со слюной, пост нарушается. Однако если количество крови меньше, чем количество слюны, и ее вкус не ощущается, когда она заглатывается, пост не нарушается.

25. Если человек пробует что-то своим ртом, а затем это выплевывает, пост не нарушается. Однако без необходимости делать это макрух. Но если муж очень вспыльчив и есть опасение, что неправильное содержание соли или воды в подливке чрезвычайно разозлит его, пробовать на вкус будет разрешено и не будет макрух.

26. Является макрух разжевывать пищу в своем рту для последующего кормления ею ребенка. Однако если это станет необходимым и иной альтернативы этому не будет, это не будет являться макрух.

27. Является макрух чистить зубы углем или зубным порошком. Если что-нибудь из этого пройдет вглубь горла, пост нарушится. Разрешается чистить зубы мисваком независимо от того, сухой ли это мисвак или свежий. Если мисвак сделан из дерева мелия, и человек чувствует его горечь во рту, то даже тогда использование мисвака не будет являться макрух.

28. Если во время сна или обморока женщины, мужчина вступит с ней в интимную близость, ее пост нарушится, каза станет ваджиб, но каффара не будет возложен на нее. Для мужчины же станет ваджиб и каза, и каффара.

29. Человек по забывчивости съел что-то и подумал, что так как он поел, то его пост нарушен. После этого он съел что-то умышленно. Его пост нарушится, каза станет ваджиб для него, а каффара — нет.

30. Человека непроизвольно вырвало, и он подумал, что его пост нарушен. Поэтому он съел что-либо. Его пост нарушится, каза станет ваджиб, а каффара — нет.

31. Человек нанес сурьму, сделал кровопускание или нанес масло, после чего подумал, что пост его нарушен из-за этого. Поэтому он намеренно поел. В этом случае и каза, и каффара станут ваджиб для него.

32. Если пост человека случайно нарушился в один из дней месяца Рамадан, ему нельзя ни есть, ни пить до заката. Для него является ваджиб воздержаться от потребления чего-либо вплоть до заката, как и обычному постящемуся.

33. В один из дней месяца Рамадан у человека не было намерения поститься. Поэтому он ел и пил в дневное время. Каффара не будет ваджиб для такого человека. Каффара становится ваджиб, только если есть намерение поститься, после чего постящийся нарушает пост.

Автор: Шейх Ашраф Танви аль-Ханафи
Книга: «Бахишти Зевар»
Перевод: AskImam.ru