Кибла (араб. قبلة — «направление», «то, что находится напротив») — направление на Священную Каабу в Мекке, соблюдаемое во время совершения молитвы и отправления ряда ритуалов. Каждый мусульманин, из любой точки земного шара совершает свой намаз в ее сторону. Это придает исламской молитве общность, даже если она совершается в одиночку, умме – единство, а самой кибле – особую ценность.
Первоначально, киблой мусульман являлся аль-Кудс (Иерусалим). Это символизировало преемственность авраамической традиции монотеизма, частично выраженной в религиях Иудаизм и Христианство. Через 17 месяцев после переселения мусульман из Мекки в Медину (хиджра), направление молитвы изменилось с Иерусалима на Запретную мечеть в Мекке.
Одним из поводов смены киблы стали насмешки людей Писания над мусульманами. Это тяготило Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он ждал указания от Аллаха о смене направления, которое затем было ниспослано в Откровении: «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону». Корова, 144.
Смена киблы также отделила мусульман от мунафиков из числа людей Писания, которые ждали прихода нового Пророка в Медине и ее близлежащих окрестностях, и понимали, что ожидаемый ими Посланник, мир ему и благословение Аллаха, уже пришел к ним: «Те, кому Мы даровали Писание, знают Мухаммада, как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину». Корова, 146.
После того, как Аллах повелел мусульманам сменить направление молитвы, люди Писания отказались подчиниться Ему и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и открыто проявили свое неверие (куфр).
«Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто отворачивается от него. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повел прямым путем». Корова, 143.
Перемена киблы также указывала на уникальность и самостоятельность религии Ислам от предыдущих религий, несмотря на правопреемственность:
«Какое бы знамение ты ни показал тем, кому было даровано Писание, они все равно не станут обращаться к твоей кибле, а ты не станешь обращаться к их кибле. Никто не станет обращаться к кибле других». Корова, 145.
«У каждой общины есть своя кибла. Так стремитесь же опередить друг друга в добрых делах». Корова, 148.
Кибла является обязательным условием намаза. Если человек не знает в какой стороне находится кибла, он должен приложить все усилия для того, чтобы определить направление молитвы, и только после этого ее совершать.
Если он приложил все усилия и ошибся, то по ханафитскому мазхабу, такая молитва все равно считается действительной.
Источник: Azan.kz
Абу Хамид Аль Гъазали (450-505х/1058-1111 м), говорит по поводу отнесения мирских наук, и даже профессионального искусства, к категории коллективных обязанностей/фардзуль-кифая:
أما فرضُ الكفاية فهو علمٌ لا يُستغنى عنه في قِوامِ أمورِ الدنيا كالطبِّ إذ هو ضروري في حاجةِ بقاءِ الأبدان وكالحِسابِ فإنه ضروري في المعاملاتِ وقِسْمةِ الوصايا والمواريِث وغيرِهما وهذه هي العلوم التي لو خلا البلدُ عمَّن يقوم بها حرَج أهلُ البلد وإذا قام بها واحدٌ كفى وسقَط الفرضُ عن الآخرين فلا يُتعجَّبْ مِن قولنا إن الطبَّ والحسابَ مِن فروض الكفايات , فإن أصولَ الصِّناعات أيضاً مِن فروض الكفايات كالفِلاحة والحِياكة والسِّياسة بل الحِجامة والخِياطة فإنه لو خلا البلد مِن الحجَّام تَسارع الهلاكُ إليهم وحرَجوا بتعريضِهم أنفسَهم للهَلاك فإن الذي أنزلَ الداءَ أنزل الدواءَ وأرشدَ إلى استعمالِه وأعدَّ الأسباب لتعاطِيه فلا يجوز التعرضُ للهلاك بإهمالِه
«Что касается (мирских наук), относящихся к категории фардзуль-кифая, то к ним относятся науки, без которых решение проблем, связанных с мирской жизнью, является невозможным, такие как Медицина. Потому что Медицина это наука, являющаяся необходимой для продолжения жизни. Или же наука Арифметика. Эта наука необходима для решения бытовых проблем; в области наследования, завещания и в других сферах.
Они относятся к категории тех наук, где в случае отсутствия специалиста в той или иной местности, знающего эту сферу, грех за невыполнение этого фардза понесёт весь народ. Если же в этой местности будет определённая часть людей, знающая сферы этих наук, то с остальных снимается ответственность за не выполнение этого фардза.
Пусть же наши слова — «наука медицина и арифметика относятся к категории фардзуль-кифая» — не повергают вас в удивление! Так как, в основе, такие роды деятельности, как сельское хозяйство; ткачество; управление и даже кровопускание/хиджама и швейное дело относятся к категории коллективных обязанностей. Если в какой-либо местности не будет человека, занимающегося кровопусканием, то там ускорится процесс гибели, и люди, способствующие своей собственной гибели, понесут за это бремя греха.
Поистине, Тот, кто наслал болезнь — ниспослал и лекарство; руководствовал для его использования и создал причины для его применения. Следовательно, не дозволено не придавать этому никакой значимости, обрекая душу на погибель!».
Источник: Абу Хамид Аль Гъазали: Ихьяу Улюмид Дин: 1/16
Бейрут: Даруль Маарифа
Шафиитский факих Шамсуддин Аш Ширбини (ум. 977 х/1570 м) в своём шархе, именуемой «Мугъниль Мухтадж» говорит:
وإن قدَر المكلَّفُ على تعلُّمِ الأدلة فالأصح وجوبُ التعلُّمِ عند إرادةِ السفَر لعمومِ حاجةِ المسافرِ إليها وكثرةِ الاشتباهِ عليه بخلافِه في الحضَر ففرُض كفايةٍ
«В случае если мукалляф в состоянии изучить средства для определения Кыблы, то, согласно наиболее достоверному мнению, их изучение является обязательным (фардзуль-айном). Это постановление относится к тому, кто собирается отправиться в путь, ибо путник имеет в этом острую необходимость, и, в отличие от положения проживания в местности, в период путешествия появляется много неполадок в случае с определением Кыблы. Однако, если человек не отправляется в путь, то для него изучение определения Кыблы является фардзуль-кифая».
Источник: Шамсуддин Аш Ширбини; Мугъниль Мухтадж: 1/388
Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1415/1994
Наряду с тем, что умение определять Кыблу относится к обязательному действию/фардзу, всё же, между учёными существуют разногласия относительно того, к какой категории относится это деяние, к коллективной или индивидуальной обязанности. К примеру, Фахруддин Ар Рази считал, что это деяние относится к фардзуль-айн:
معرفةُ دلائلِ القبلة فرضٌ على العيْن أم فرضٌ على الكِفاية ففيه وجهانِ أصحُّهما فرضُ على العيْن ، لأنَّ كلَّ مكلَّفٍ فهو مأمورٌ بالاستقبالِ ولا يُمْكِنه الاستقبالُ إلا بواسطةِ معرفةِ دلائلِ القبلةِ ، وما لا يُتأدَّى الواجبُ إلا به فهو واجبٌ
«К какой категории относятся знания о необходимых указаниях для определения Кыблы к индивидуальной/фардзуль-айн, или к коллективной обязанности/фардзуль-кифая?
Существует два мнения на этот счёт. Согласно наиболее достоверной точке зрения, это деяние относится к категории фардзуль-айн, так как поворачиваться в сторону Кыблы (во время совершения намаза) требуется от каждого мукалляфа, а это может осуществиться только лишь посредством необходимых указаний, предназначенных для определения Кыблы. А то без чего не будет осуществлен ваджиб, является также ваджибом».
Источник: Фахруддин Ар Рази: Мафатихуль Гъайб: 4/129
Бейрут: Даруль Фикр: 1401/1981