Вопрос: Можно ли работать юристом/адвокатом. Дело в том, что у нас все коррумпировано, а именно, например:
а) чтобы получить визы, разрешения на работу иностранцам, «растаможить» товар, зарегистрировать фирмы необходимо дать взятку, а если не давать, то сроки их выполнения гос.органами затягиваются и создаются всякие препятствия, и обычно ты будешь для них «нежелательным» посредником. Если делать все по букве закона, то потратишь много времени (порой больше, чем предусмотрено в законе), что оттолкнёт клиентов, так как клиент легко может у других все сделать быстро, а быстрота в бизнесе очень важна.
б) при составлении или экспертизе разного рода договоров в разделе «ответственность сторон» принято указывать определенный процент, который виновная сторона должна будет оплатить другой стороне. Как быть мне, если не указывать, — стороны требуют, а если указать, боюсь стать соучастником в рибе? Однажды один клиент возмущаясь сказал, что в этот период он мог бы использовать эти деньги и получить доход (астагфируЛлох). Другой момент, стороны, заказавшие разработки договора просят, чтобы у них было больше прав и защищенности от другой стороны, сравнительно.
в) в судебных разбирательствах такая же ситуация, судьи долго (иногда годами!) затягивают разбирательства, требуют какие то документы или дополнительные доказательства и намекают, а иногда открыто просят деньги. К сожалению, бывает, что даже если ты прав, без взятки ты можешь проиграть дела или как минимум ходить годами по различным инстанциям. Получается, другие юристы (не мусульмане и/или не практикующие мусульмане) работают более эффективнее и успешнее, чем мы.
г) в иске или жалобах приходится писать, что «согласно закону республики» клиент имеет право на что-то или суд или другие гос.органы/граждане обязаны на определенную вещь. Можно ли руководствоваться человеческими законами, ведь Аллах дал нам свой закон для руководства? (Бишкек, Кыргызстан)

Ответ:  Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!Благодарим за столь важный вопрос. Сам факт обращения с такими вопросами показывает, что тема взяток тяжело давит на вашу совесть, и вы понимаете их ошибочность, а это – признак веры. Господин Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах), великий сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорил:

إن المؤمن يرى ذنوبه كأنه قاعد تحت جبل يخاف أن يقع عليه وإن الفاجر يرى ذنوبه كذباب مر على أنفه
Когда верующий совершает грех, эта ошибка столь тяжко давит на него, будто человек сидит под горой и боится, что та обрушится на него в любой момент. А лицемер не придает значения своим грехам, словно лишь муха села на его нос.
(Бухари. Сахих. – № 5833)

Отвечая на ваши вопросы, отметим, что мусульманину разрешается быть юристом, если он не помогает и не способствует попранию прав других людей и удерживается от взяток и лжи. Профессия юриста – палка о двух концах: ее можно использовать как в хороших, так и в плохих целях. Все зависит от того, как тот или иной юрист будет действовать.

Юрист может получать чистый, дозволенный заработок: например, помогая клиентам отстаивать свои права, регистрировать фирмы, получать гражданство и разрешение на работу, проходить миграционные процедуры и т. д. Если юрист действует в рамках исламских норм, он будет вознагражден за свои старания, и его доход будет дозволенным.

Если же юрист злоупотребляет своими полномочиями, помогая действительно виновным преступникам избежать правосудия или стремясь отстоять нарушение прав посредством разного рода юридических трюков, или участвует во взяточничестве и пр., то он тем самым совершает грех.

Мусульманину нельзя ни давать, ни получать взятки. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) осудил взяточничество, прокляв взяткодателя и взяткополучателя. Господин Абдулла ибн Амр сообщал:

 

لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم الراشي والمرتشي
Посланник Аллаха проклял взяткодателей и взяткополучателей.
(Абу Дауд. – № 3580)

Поэтому ни при каких обстоятельствах человек не должен ни получать, ни давать взятки. Единственное исключение касается случая, когда человека притесняют, или же есть опасение потерять жизнь или одну из частей тела. (Хидоя. – Том 3, стр. 190)

دفع الرشوة لدفع الظلم أمر جائز

В описанной вами ситуации взяточничеству оправданий нет. Насколько возможно, следует сторониться дачи взяток. Выплата взяток только поощряет и вскармливает коррупционную систему. Пока люди сами не прекратят своего участия во взяточничестве, все эта система так и будет существовать. Аллах говорит в Коране:

إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُوا مَا بِأَنْفُسِهِمْ
Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя.
(Коран, 13:11)

Если юрист-мусульманин не может продолжить свою работу без взяток, ему нужно искать альтернативный дозволенный источник дохода или ограничить свою юридическую работу теми задачами, при которых он не поступается исламскими нравственными принципами. Например, он может работать на ту или иную фирму, выполняя необходимую для нее юридическую работу в виде составления контрактов и пр., или иметь свою частную практику, помогая составлять юридические документы, завещания и пр.

Существуют дозволенные методы заработка, которыми и следует воспользоваться. Хотя доход может быть меньше, чем тот, который вы могли бы получить при участии во взятках, вы обязательно обнаружите баракат (Божье благословение) в дозволенном доходе. И вы достигнете посредством данного дохода больше, чем достигли бы за счет большого заработка, лишенного бараката из-за участия во взяточничестве. Помните также о сообщении господ Абу Катады и Абу Дахмы (да будет доволен ими Аллах), когда они передавали следующие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

إنك لا تدع شيئا اتقاء الله إلا أعطاك الله خيرا منه
Если вы откажетесь от чего-то ради Аллаха, Он обязательно дарует вам взамен нечто лучшее.
(Байхакы. Шуаб-уль-иман. – № 5748)

Поэтому, отказываясь от возможности большего заработка, получаемого за счет участия во взятках, вы ничего не теряете. Наоборот, вы получите намного больше. Во-первых, вам достанется довольство Аллаха, а это само по себе является самой большой ценностью. Во-вторых, Аллах пообещал вам, что даст вам нечто лучшее взамен уже в этом мире, инша Аллах.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов