Автор: Шейх Мухийддин Абдуль-Хамид
Книга: Сабиль аль-Фалях, шарх Нур аль-идах
Комментарий: Махди Шамсуддин
باب الحيض والنفاس والاستحاضة
Раздел, посвященный вопросам хайда, нифаса и истихады
Из полового органа женщины может выходить три вида крови: кровь хайда, кровь нифаса, которые выходят из матки, и кровь истихады.
Хайд (менструация)
Вопреки распространенному заблуждению невежественных людей, изучение вопросов хайда играет важнейшую роль в Исламе, так как с данной темой связано множество ахкямов Шариата, как-то: совершение обхода вокруг Каабы, развод, идда, вопрос дозволенности совершения полового акта, соблюдение поста, определение совершеннолетия, итикаф, вопрос дозволенности чтения Корана и прикосновения к мусхафу, вопрос дозволенности входа в мечеть, освобождение рабыни, которая родила ребенка своему хозяину, истибра1, установление отцовства (насаб).
«Хайд» в языковом значении — это «истечение», а в шариатском — кровь, которая выходит из матки женщины, достигшей, как минимум, девяти лет, при условии что кровь выходит не по болезни и у не беременной женщины.
Как правило, кровь хайда имеет темно-красный цвет и обладает неприятным запахом2. Тем не менее, кровь хайда может быть разных цветов, как-то:
• черный;
• красный;
• коричневый/желтый;
• мутный;
• зеленый;
• землистый.
Если после 55-ти лет у женщины прекратился хайд (начался климактерический период), а потом снова пошла кровь, ее состояние считается хайдом только в том случае, если у нее выходит именно кровь (алого или темно-красного цвета), а не жидкости других цветов. Исключение делается для женщины, для которой в прошлом выделения других цветов в период менструации были нормой.
Минимальный срок хайда — три дня и три ночи (72 часа). Средний срок хайда составляет пять дней и пять ночей. Максимальный срок — 10 дней и 10 ночей.
Если в течение периода менструации (в пределах 10 дней) были дни, в которые не было крови, они всё равно считаются днями хайда. Например, если кровь у женщины была только на первый и на десятый дни, все восемь дней между ними тоже относятся к хайду.
Нифас (послеродовое кровотечение)
Слово «нифас» происходит от глагола «рожать», в шариатском значении — это кровь, которая выходит из матки после рождения ребенка. Если роды не сопровождались выделением крови, женщина не пребывает в состоянии нифас и не обязана совершать гусль3, хотя ей следует из предосторожности всё же совершить гусль4.
Максимальный срок нифаса составляет 40 дней. Минимального установленного срока нифаса не существует, кровотечение может продлиться одно мгновение.
Истихада (болезненное кровотечение)
Истихада — это кровь, которая не достигает минимума хайда (72 часа) или превышает его максимум (10 дней), а также кровь, которая выходит после истечения максимального срока нифаса (40 дней).
Если у женщины кровь во время менструации (или послеродового кровотечения) выходит дольше, чем обычно, и продолжает выходить после 10 дней (или 40 дней — для нифаса), она должна опираться на свой нормальный срок менструации, а дни кровотечения сверх него отнести к истихаде.
Пример: если нормальный период менструации для женщины 6 дней, но кровь продолжает идти вплоть до 11-го дня, кровотечение сверх 6 дней будет считаться истихадой, поэтому пропущенные в эти дни молитвы и посты необходимо восстанавливать.
Минимальный срок чистоты (отсутствия менструального кровотечения) между двумя менструациями составляет 15 дней. Максимального периода чистоты не существует.
Если у девочки, достигшей возраста 9 лет и старше, впервые началась менструация, но после 10 дней кровотечение продолжилось и кровь идет постоянно, следует исходить из того, что первые 10 дней кровотечения относятся к хайду, а следующие 20 дней являются периодом чистоты. Если кровотечение не прекращается, необходимо следовать данному правилу в каждом последующем месяце.
Если после первых родов у женщины не прекращается кровотечение, ей следует относить первые 40 дней кровотечения к нифасу, затем 20 дней считать периодом чистоты, несмотря на кровотечение, а если кровотечение продолжится, следует считать, что начался хайд.
Раздел о том, что дозволено и не дозволено во время хайда и нифаса
В состоянии хайда или нифаса запрещено семь вещей:
1. Совершение молитвы и 2. соблюдение поста.
Во время хайда или нифаса они не действительны.
3. Чтение Корана (даже если это один аят).
Однако из этого правила есть исключение: существуют аяты в Коране, которые по смыслу представляют собой дуа. Если женщина читает эти аяты как зикр или дуа без намерения чтения Корана, это дозволено.
Например, сура «Фатиха» по смыслу представляет собой дуа, и, если её прочесть с намерением дуа, а не чтения Корана, это дозволено.
Что касается аятов, в которых содержатся повеления Шариата, то читать их запрещено. На это положение указывает хадис, который приводят имам Тирмизи и имам Байхаки, со следующим смыслом: «Запрещено чтение чего-либо из Корана в состоянии хайда или же большого осквернения (джунуб)».
Читать аяты Корана в сердце в состоянии хайда (не произносить и не шептать) дозволено.
4. Прикосновение к Корану или написанным где-либо аятам (даже если они написаны на отдельных листах бумаги, на монетах или на стене). Согласно самому сильному мнению, прикасаться нельзя даже в том случае, если аят написан где-либо частично. Если аят Корана написан на стене или на дощечке, прикасаться нельзя именно к самому аяту, а к свободному месту стены или дощечки — можно.
Ношение Корана в руках в состоянии осквернения, держась за него через ткань своего рукава, а не голой рукой, близко к хараму (макрух-тахрим).
В состоянии осквернения дозволено переворачивать страницы Корана палочкой (или карандашом).
Желательно (мустахабб) совершать омовение, перед тем как брать в руки книги по фикху или акыде.
Если в тафсире (толковании Корана) больше аятов из Корана, чем текстов толкования, следует брать такой тафсир в руки только с омовением. К тафсиру, в котором аятов из Корана меньше, чем слов тафсира, дозволено прикасаться без омовения (хотя и макрух).
Запрещено (не только во время хайда и нифаса, а вообще) заворачивать что-либо в бумагу, на которой написано имя Аллаха, Пророка , аяты из Корана или какие-либо положения Шариата, а также стирать написанное где-либо имя Аллаха или Пророка с помощью слюны.
5. Входить в мечеть. Войти в мечеть дозволено в особых случаях, например, если женщина хочет укрыться от грабителя или опасного животного, мучается от жажды и хочет набрать в мечети воды, сильно замерзла и хочет погреться.
6. Совершение обхода вокруг Каабы (тавафа).
Таваф в состоянии хайда или нифаса будет считаться действительным, однако совершать таваф в таком состоянии запрещено.
7. Половой акт.
При этом женщине в период менструации или послеродового кровотечения нельзя позволять мужу без преграды прикасаться к области от пупка (сам пупок в эту область не входит) до колен (включая колени) или самой прикасаться к мужу этой частью тела, даже без вожделения. Однако смотреть на эту область дозволено даже с вожделением.
В книге «Аль-Мабсут» сказано, что тот, кто объявляет совершение полового акта во время хайда или нифаса дозволенным, впадает в куфр, однако самое сильное мнение в ханафитском мазхабе состоит в том, что в куфр такой человек не впадает, и это мнение приводится в «Дурр аль-Мухтар».
Если мужчина совершил половой акт с женщиной, которая находится в состоянии хайда или нифаса, при этом исповедуя запретность данного действия, ему желательно (мустахабб) раздать милостыню в размере одного динара, кроме того, он должен покаяться и вознамериться больше не возвращаться к этому.
1.
После покупки рабыни мужчина не имеет права вступать с ней в половую связь до того, как женщина выдержит один менструальный цикл.
2.
Если такую кровь положить на язык, человек может ощутить некое жжение.
3.
Cогласно мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, в этом случае женщина должна совершить только вуду.
4.
По мнению имама Абу Ханифы.