В последнее время можно встретить некоторых молодых людей, пренебрегающих выполнением одного из четырех фардов малого омовения – омовение ног, и которые вместо этого, будь это лето или зима, делают «масх» поверх тонких носков, более того некоторые из них призывают и других мусульман поступать так же. В качестве своего аргумента они приводят хадис переданный от Мугийры ибн Шуъба

عَنْ الْمُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ قَالَ تَوَضَّأَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

وَ مَسَحَ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ

«Пророк Мухаммад (с.а.в.) совершил омовение и протер (ноги влажными руками) поверх носков (джаврабайн) [1] и сандалей (наълайн)».

Однако этот хадис, по мнению большинства авторитетных ученых-хадисоведов не «сахих», т.е. не достоверный. Абу Дауд и Ан-Насаи считали этот хадис «слабым» (даиф). Мухаммад Абдур-Рахман ибн Абдур-Рахим аль-Мубаракфури, написавший комментарий к сборнику хадисов Тирмизи под названием «Тухфатуль-ахуази», квалифицировал приведеный выше хадис и другие три хадиса, в которых говорится о том, что Пророк (с.а.в.) при омовении протер влажной ладонью поверх «носков» – «слабыми». Но если следовать правильным «риваятам» (цепочке передачи хадиса), то в хадисе от Мугийры ибн Шуъба на самом деле говорится о том, что Пророк (с.а.в) при совершении омовения провёл влажной ладонью не поверх «носков», а поверх «местов» — специальных кожанных носков или легкой обуви, сшитой из кожи (на арабском «хуффайн») [2].

Имам ан-Навави, автор комментария к «Сахих Муслим», пишет: «Все знатоки хадисов считали этот хадис слабым, поэтому утверждение имама Тирмизи, что этот хадис – «хасан», «сахих», неприемлем» («Насбур-Раая»).

Также Имам ан-Навави сказал об этом хадисе следующее: «Этот хадис слабый. Многие ученые также говорили, что этот хадис «слабый». Аль-Байхаки, охарактеризовав его как «мункар», передал, что такие ученые как Суфьян ас-Саури, Абдур-Рахман ибн Махди, Ахмад ибн Ханбал, Али ибн аль-Мадини, Яхья ибн Магин, Муслим ибн Хаджадж также считают этот хадис «слабым» [3]. Хотя Тирмизи оценил этот хадис как «хасан-сахих», уровни ученых-хафизов, имена которых были отмечены выше, считаются выше чем у Тирмизи. Во-вторых: если даже принять этот хадис в качестве «сахих», то понятие «носки» следует понимать не иначе как специальные носки, которые можно носить без обуви (прежде всего, «месты»), чтобы смысл хадиса не противоречил другим аналогичным хадисам. К тому же, в тексте хадиса нет слова означающего в общем все виды носков [4]. В-третьих: аль-Байхаки (в своей книге) приводит следующие слова великого ученого Абуль-Уалида ан-Найсабури: «Носки, о которых идет речь в хадисе, не просто носки или обувь, а специальные носки покрытые снизу кожей. Поэтому хадис следует понимать не как «Пророк (с.а.в.) провел влажной ладонью сначало поверх «носков» и затем поверх обуви», а как «Пророк (с.а.в) провел влажной ладонью поверх специальных носков, покрытых снизу кожей». Аль-Байхаки также передал слова Анаса ибн Малика относительно толкования хадиса таким образом» [5].

Даже сам имам Тирмизи толковал слово «носки» использованные в хадисе от Мугийры ибн Шубы не как простые носки, а именно как «особо плотные носки». Доказательством является комментарий этого хадиса данный Тирмизи, где он говорит следующее: «Суфьян ас-Саури, Ибн Мубарак, Имам Шафии, Имам Ахмад, Исхак и другие ученые считают, что совершать «масх» допускается, если и не поверх «нааль» (легкая обувь, наподобие тапочек или сандалий, до щиколоток), то поверх плотных носков.

Резумируя вышесказанное, хадис от Мугийры ибн Шуъба, который приводят в качестве своего доказательства те мусульмане, которые считают допустимым совершение «масха» поверх тонких носков, можно охарактеризовать следующим образом.

Во-первых: этот хадис, согласно мнению многих великих ученых- хадисоведов, например Имама Муслима (полное имя Муслим ибн Хаджадж) [6] – «даиф» («слабый»).

Во-вторых: если даже считать хадис достоверным, то носки, о которых идет речь, надо понимать не как простые носки, а именно как «особо плотные, специальные носки». И это мнение самого Тирмизи, оценившего этот хадис (в противоречие со всеми великими учеными-хадисоведами) как достоверным.

В-третьих: такие ученые, как Абуль-Уалид ан-Найсабури, толковали этот хадис не как «Пророк провел влажной ладонью сначала поверх носков, а затем поверх обуви», а как «Пророк провел влажной ладонью поверх плотных носков, покрытых снизу кожей».

В-четвертых: в хадисе говорится, что «масх» был сделан не только поверх «носков», но и поверх «нааль» (легкой обуви достигающей щиколоток). Поэтому этот хадис не служит доказательством того, что омовение ног можно заменить просто «масхом» поверх тонких носков.

Одним словом, один из фардов малого омовения – омовение ног до щиколоток, который является общим и ясным правилом Ислама, установленный Священным Кораном и закрепленный Сунной, не может быть ограничен единичным хадисом, тем более охарактеризованным многими великими учеными-хадисоведами как «даиф» («слабый»).

К тому же, этот хадис не имеет ясного смысла, его можно расстолковать по разному. Ни один ученый, последователь одного из четырех мазхабов, не давал фатву относительно допустимости совершение «масха» поверх тонких носков. Т.е. в этом вопросе существует единое мнение ученых – «иджма». Одним словом, правило общего применения, вытекающее из аята Корана (т.е. один из фардов малого омовения – омовение ног до щиколоток), не может быть аннулировано из-за хадиса, в достоверности которого авторитетные ученые выражали очень сильные сомнения.

Мнения великих ученых четырех мазхабов, касательно допустимости совершения «масха» поверх носков

Ханафитский мазхаб:

Имам аль-Касани – великий ученый ханафитского мазхаба, в книге «Бадаиус-санай» говорит следующее: «Согласно мнению Имама Мухаммада и Имама Абу Юсуфа [7], делать «масх» можно лишь поверх «местов» (кожанных носков); или поверх носков наподобие «местов», чья подошва и верх покрыты кожей; или поверх плотных носков, чья подошва покрыта кожей; или поверх плотных носков, обладающих следующими особенностями: сквозь них не должна просачиваться вода; должны самостоятельно без завязок держаться на ноге; чтобы безостановочно можно было пройти в них, по крайней мере, 1 фарсах (5565 метров), и чтобы они при этом неразорвались.

Согласно мнению Абу Ханифы «масх» можно делать лишь поверх носков идентичных «местам», т.е. чья подошва покрыта кожей или носков, чья подошва и верхная часть состоит из кожи. Но в другом риуаяте говорится, что Абу Ханифа, болея и находясь в постели, отказался от своих прежних взглядов и признал верность мнения Имама Мухаммада и Имама Абу Юсуфа о дозволенности совершения масха поверх плотных носков, обладающих перечисленными выше особенностями» [8].

Маликитский мазхаб:

В маликитском мазхабе категорично запрещается делать «масх» поверх плотных носков, если подошва не покрыта кожей, не говоря уже о тонких носках. Т.е. в этом мазхабе разрешается делать «масх» только поверх плотных носков с подошвой покрытой кожей [9].

Шафиитский мазхаб:

По шафиитскому мазхабу не разрешается делать «масх» поверх носков, если они не плотные до такой степени, что через них не должна просачиваться вода и если нельзя использовать их без обуви. В некоторых фатвах говорится, что нельзя совершать «масх» поверх носков не покрытых кожей. Имам ан-Навави сказал: «В нашем мазхабе правильнее будет, если носки будут такой прочности, что их можно будет использовать вместо обуви. И никак иначе. Бесспорно, что нельзя делать «масх» на тонкие носки, в которых нельзя ходить без обуви».

Ханбалитский мазхаб:

Ханбалитские ученые считали, что можно совершать «масх» поверх носков не покрытых кожей. Но такие носки должны быть такой толщины, что можно будет использовать их вместо обуви. Некоторые люди, неверно истолковав высказывания ханбалитских ученых о допустимости совершать масх поверх носков не покрытых кожей, совершают масх на тонкие носки, непригодные для использования вместо обуви. Известный ученый Абдуллах ибн Ахмад ибн Кудама в своей книге «аль-Мугни» приводит слова Имама Ахмада: «Нельзя совершать масх поверх тонких носков, которые такие тонкие, что не могут самостоятельно стоять, подобно «местам». А то, что некоторые люди совершают «масх» на носки, так это из-за того, что эти очень плотны, и пригодны к использованию вместо обуви». Тем самым становится ясно, что носки должны быть плотными и пригодными к использованию вместо обуви.

Сюда можно добавить мнение другого известного ученого ханбалитского мазхаба Шамсуддина ибн Кудама из его книги «Аш-Шархуль-кабир»: «…Если носки самостоятельно без завязок держатся на ноге, к тому же до такой степени плотные, что пригодны для хождения без обуви, то поверх них разрешается совершать «масх». А поверх тонких носков нельзя». Тем самым, он дает ясное описание носков поверх которых ученые ханбалитского мазхаба разрешали совершать «масх».

И Ибн Таймия в вопросе совершения «масха» поверх носков не выходил за рамки ханбалитского мазхаба. Поэтому он тоже считал неправильным делать «масх» поверх тонких носков, непригодных для хождения без обуви. Ибн Таймия, в своем сборнике фатв «Мажмуъатул-фатаауа», на вопрос о возможности совершения «масха» поверх носков ответил: «Можно, если носки пригодны для использования вместо обуви, независимо от того обтянуты они кожей или нет» [10]. Понятно, что для того, чтобы носки использовать вместо обуви, они должны быть плотными и прочными.

Как видно, согласно мнению ученых всех четырех мазхабов, носки поверх которых можно совершать «масх», должны быть до такой степени плотными и прочными, чтобы быть пригодными для хождения в них без обуви, водонепроницаемыми и чтобы они закрывали ноги до щиколоток, ту часть ног, которую нужно обязательно мыть при совершении малого омовения. А по маликитскому мазхабу подошва таких носков к тому же должна быть прошита кожей.

На вопрос «как ученые пришли к таким заключениям касающихся особенностей носков поверх которых дозволено совершать масх», известный ученый хадисовед и факих, написавший толкование к сборнику Тирмизи «Тухфатул-ахуази» Мухаммад Абдур-Рахман ибн Абдир-Рахим аль-Мубаракфури сказал следующее:

«Главное при совершении омовения – это, как указано в Коране, омовение обеих ног до щиколоток. Но общее и ясное правило Ислама касающееся омовения обеих ног до щиколоток установленное Священным Кораном можно заменить только хадисами, единогласно признанными всеми учеными как «сахих» (достоверный), наподобие хадисов в которых говорится о допустимости совершения масха поверх «местов». Но относительно достоверности хадиса в котором говорится о допустимости совершения масха поверх тонких носков, ученые выразили очень много критики. Разве можно ясный коранический завет «омывайте ноги» заменить решением одного хадиса, тем более охарактеризованного как «даиф» («слабый»)? Имам Муслим в связи с этим сказал [11]: «Нельзя брать за основу хадисы от Абу Кайса, Аузайла (люди передавшие что Пророк (с.а.в.) сделал масх поверх носков) и не выполнять ясный приказ Корана об омовении ног при совершении малого омовения [12]. Поэтому ученые пришли к единому мнению относительно особенностей носков, поверх которых можно совершать масх – они должны быть максимально похожы на «месты», поверх которых допускается совершать масх согласно множеству «сахих» хадисов» [13].

Если мы сделаем доступное толкование слов Мухаммада Абдур-Рахман ибн Абдур-Рахима аль-Мубаракфури, то выходит, что согласно мнению авторитетных ученых всех четырех мазхабов, недопустимо делать «масх» поверх тонких носков. Так как общее правило (мойте ноги, включая щиколотки), вытекающее из аята Корана, не может быть ограничено из-за хадиса, в достоверности которого авторитетные ученые выражали сомнения («слабый» хадис). Тогда, как с допустимостью протирать «месты» (кожаные носки) согласилась вся умма. Т.е. ученые едины во мнении о разрешенности протирания носков в том случае, если они полностью кожаные (хуффайн). Основано это на неоспоримости «тaвaттура», т.е. огромного числа «сахих» (достоверных) хадисов Пророка (с.а.в.).

Причина того, почему некоторые ученые разрешили делать масх поверх специальных плотных носков в том, что требования, которыми должны обладать эти плотные носки делают их очень похожими на месты. Повторим еще раз эти требования: эти носки должны быть до такой степени плотными, чтобы сквозь них не просачивалась вода и их можно было бы использовать вместо обуви.

Следует заметить, что недопустимо использовать хадисы, в которых говорится о девяти сахабах совершавших масх в качестве доказательства о допустимости совершения масха поверх тонких носков. Так как сахабы совершали масх только поверх плотных носков, которые одевали для того, чтобы держать ноги в тепле. Передается достоверным («сахих») путем, что Абу Масуд аль-Ансари делал масх поверх плотных носков сотканных из волос животных, щетины.

Существующие в наше время тонкие и даже плотные носки совершенно не похожи на те плотные носки, которые носили во времена Пророка (с.а.в.). А требования которыми должны обладать плотные носки, чтобы поверх них можно было бы совершать масх, являются единым мнением – «иджмой» авторитетных ученых Ахлюс-Сунны. Те мусульмане, которым из-за холодной погоды или других причин тяжело или неудобно омывать ноги, могут воспользоваться облегчением, касательно допустимости которого все исламские ученые единодушны – одевать «месты».

В заключение напомним, что не допустимо, под предлогом «упрощения» или выбора легкого пути, ограничивать правило общего применения («мойте ноги, включая щиколотки»), вытекающее из аята Корана, одним хадисом, в достоверности которого есть сильные сомнения.

Действительно, когда Пророк (с.а.в.) должен был делать выбор между двумя делами, то он выбирал более легкое, но только если в этом не было греха, но, а если в этом был грех, то он был самым далеким к нему из всех людей [14]. Из этого принципа следует, что при выборе более легкого пути, самым главным критерием должно быть то, чтобы выбор не влек к совершению греха. Следует учитывать и то, что во времена Пророка (с.а.в.) не было тонких носков одеваемых сегодня ради красоты, нежели с целью защиты от холода. Поэтому не правомерно применять «слабый» хадис от Мугийры ибн Шуба для доказательства допустимости совершения «масха» поверх тонких носков.

Мы не должны забывать и о том, что уровень саваба (воздаяния) за совершенные поклонения, прямо пропорционален тяжести и сложности их выполнения. И мы должны рассматривать некоторые трудности при совершении омовения как кладезь больших савабов (воздаяния).

Как-то Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал своим сахабам: «Хотите я вам назову деяние, по причине которого Аллах простит ваши грехи и возвеличит вас? Совершайте малое омовение полностью и правильно, несмотря на все трудности…» [15].

Этим самым Пророк (с.а.в.) ясно указал на то, что омовение необходимо совершать полностью и правильно, как приказывается в Коране и то, что некоторые трудности при совершении омовения могут послужить причиной прощения наших грехов и роста нашего духовного уровня.

Дорогой читатель! Как Посланник Аллаха (с.а.в.) предупреждал в хадисах, мы должны держать себя в стороне от каких-либо сомнительных деяний: «Оставь то, что внушает тебе сомнения, (и обратись) к тому, что не вызывает у тебя сомнений» [16] или «Знайте, и харам и халяль, т.е. и запертное и дозволенное известны (они явны). Однако, большинство людей не ведает о том, что между запертным и дозволенным существуют вещи, которые вызывают сомнения. Если кто-либо сумеет оградить себя от сомнительных вещей, то он спасет свою веру и достоинство. А если кто-либо последует за сомнительным, то ему откроется путь ведущий к запретному (хараму)..» [17].

Сознательный и осмотрительный мусульманин не должен следовать некоторым современным сомнительным «шааз» фатвам [18] относительно фардов малого омовения и должен отдалиться от вызывающих сомнения деяний и строго соблюдать общие и явные заповеди Ислама.

[1] «Джаврабайн» — это слово которое характеризует все то, что
надевается на ноги (кроме кожаных сапог, обуви или кожаных носков) высотой выше щиколотки) и «обуви» («наълайн» — легкая обувь, наподобие тапочек или сандалий до щиколоток).
[2] Муслим ибн Хаджаж, Сахих Муслим, 1 том, Бейрут, «Дару Ихия-ти-турасил-араби», стр. 229
[3] Марифатус-сунан уал-асар лил-Байхаки, 1-том, 349-стр. Изд. «Дарул-кутубил-илмия», Бейрут.
[4] Так как нет ни одного хадиса, будь «сахих» или «даиф» (слабый), в котором говорилось бы «делайте масх поверх носков», кроме приведенного выше риваята Мугийры ибн Шубы. Но согласно методологии науки «усул-уль фикх», подобные слова, которые можно растолковать по-разному и которые имеют несколько смыслов, не формируют общее правило.
[5] Имам Абу Закария ан-Навави, ал-Маджму, 1-том, 566-стр. «Дарул-фикр», Бейрут, 1997 г.
[6] Сунанул-Байхакил-кубра,1-том, 284-стр. Изд. «Мактабату Дарил-Баз», Мекка, 1994 г.
[7] Самые большие ученики- муджтахиды Абу Ханифы. В Ханафитском мазхабе во многих случаях учитываются мнения и фатвы этих ученых, в некоторых случаях берутся за основу.
[8] Алауд-дин Аби Бакр ибн Масуд ал-Касаний, Бадайус-санай, 1-том, 141-стр. Изд. «Дарул-кутубил-илмия». Бейрут, 1997 г.
[9] Абу Омар Юсуф ибн Абдиллах ал-Куртуби, ал-Кафи, 1-том, 27-стр. Изд. «Дарул-кутубил-илмия», Бейрут, 1982 г. Далее смотрите; Абу Омар Юсуф ибн Абдиллах ал-Куртуби, ал-Истизкар, 1-том, 222-стр. Изд. «Дарул-кутубил-илмия», Бейрут, 2000 г.
[10] Ибн Таймия, «Мажмуъатул-фатаауа», Изд. «Мактабатуль Абикан», Рияд, 1998 том 11, стр.123.
[11] Известный ученый, собравший свод хадисов «Сахих Муслим», считается вторым авторитетным ученым- хадисоведом после Имама аль-Бухари, полное имя Муслим ибн Хаджаж (Хижри, 204-261).
[12] Сунанул-Байһакил-кубра, 1-том, 284-стр. Изд. «Мактабату Дарил-Баз», Мекка, 1994 г.
[13] Мухаммед Абдур-Рахман ибн Абдир-Рахим аль-Мубаракфури, Тухфатул ахуази Шарху джамиит-тирмизи, Изд. «Байтуль-афкарид-даулия», 1 том, стр. 401.
[14] Сахихул-Бухари, 3-том, 1306-стр. Изд. «Дару ибни Касир», Бейрут, 1987 г.
[15] Муслим ибн Хаджаж, Сахих Муслим, 1-том, 219-стр. Изд. «Дару Ихиа’ит-турасил-араби», Бейрут.
[16] Сунанут-Тирмизи, 4-том, 668-стр. Изд. «Дәрул-ихиайтурасил-араби»
[17] Муслим ибн Хаджаж, Сахих Муслим, 3-том, 1219-стр. Изд. «Дару Ихиа’ит-турасил-араби», Бейрут.
[18] «шааз» фатва – фатва которая противоречит фатвам всех известных и авторитетных ученых

Источник: muslim.kz