Вопрос:

Мне хочется узнать – каково положение торговли во время, когда совершается пятничный намаз: если, к примеру, я оставлю вместо себя жену или сотрудника-немусульманина, и продолжу торговлю, будет ли доход от такой торговли дозволенным?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Всевышний Аллах сказал в Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَة

«О те, которые уверовали! Когда призывают на (еженедельную общую) молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха [на проповедь и общую молитву] и оставьте торговлю (и всё другое, что отвлекает вас). Это [то, что вам повелено] лучше для вас (так как этим Аллах прощает грехи и даёт награду), если бы вы только знали!» (62, 9).

Из этого аята ученые сделали вывод, что торговля после того, как прозвучал призыв на пятничную молитву, запретна. Аят повелевает нам поспешить на пятничную молитву сразу же, как прозвучал азан.

В первые годы Ислама провозглашался только один азан на пятничную молитву, который читался перед имамом в мечети. Так происходило до времени правления Умара (да будет доволен им Аллах).

В эпоху правления Усмана (да будет доволен им Аллах) мусульмане начали заселять окраины Медины вследствие увеличения населения. Поэтому азан, который читался перед имамом во время хутбы, уже многие не могли услышать, поскольку жили далеко от мечети. Усман (да будет доволен им Аллах) приказал, чтобы начал произноситься второй азан из места (где занимались торговлей), расположенного дальше от мечети, чтобы его было слышно во всей Медине.

Эта практика была принята единогласно всеми сахабами и стала общепринятой практикой всей уммы до сегодняшнего дня. Торговля и все виды деятельности, которые были когда-то запрещены после того азана, который читался в мечети перед имамом, теперь были запрещены после этого первого азана, введенного Усман (да будет доволен им Аллах) (1).

Торговля после азана была запрещена, поскольку она приводит к опозданию на пятничную молитву (или ее пропуску). Если два человека заключают сделку после азана, и сделка не будет помехой для своевременного выполнения пятничной молитвы, то такая сделка допускается. Поскольку акцент здесь делается не на запрете торговли после азана, а вследствие возможности опоздать на пятничный намаз (2).

Если человек вообще закрывает свою торговлю или иной бизнес во время джума-намаза, это будет выражением его уважения к пятничному намазу. Тем не менее, закрытие бизнеса на время джума не есть условие для принятия джума.

Закрытие некоторых предприятий на время джума может быть экономически невыгодно. Например, если мусульманин держит  колл-центр. Закрытие колл-центра во время джума может серьезно повлиять на общую оборачиваемость бизнеса. Хотя мы, разумеется, верим, что ризк от Аллаха, мы также не обязаны отказаться от допустимых путей получения ризка. Если человек закрывает свой бизнес на время джума, он может сделать это из соображений богобоязненности, но это не есть требование шариата.

Так что выручка, полученная от торговли или иного бизнеса во время джума-намаза, будет дозволенной, если в это время бизнес будет находиться в ведении его немусульманского персонала (или кого-то из членов его семьи, для кого пятничный намаз необязателен). Доход, полученный во время джума, будет халяль и соответствовать шариату. [3]

А Аллах знает лучше.

Исмаил Басса, Даруль Ифта

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

_________________________________________

احكام القران للتهانوي  5/61[1]

الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار) (2/ 161)2

(قَوْلُهُ وَتَرْكُ الْبَيْعِ) أَرَادَ بِهِ كُلَّ عَمَلٍ يُنَافِي السَّعْيَ وَخَصَّهُ اتِّبَاعًا لِلْآيَةِ نَهْرٌ (قَوْلُهُ: وَلَوْ مَعَ السَّعْيِ) صَرَّحَ فِي السِّرَاجِ بِعَدَمِ الْكَرَاهَةِ إذَا لَمْ يَشْغَلْهُ بَحْرٌ وَيَنْبَغِي التَّعْوِيلُ عَلَى الْأَوَّلِ نَهْرٌ.

قُلْت: وَسَيَذْكُرُ الشَّارِحُ فِي آخِرِ الْبَيْعِ الْفَاسِدِ أَنَّهُ لَا بَأْسَ بِهِ لِتَعْلِيلِ النَّهْيِ بِالْإِخْلَالِ بِالسَّعْيِ فَإِذَا انْتَفَى انْتَفَى

الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار) (5/ 101)3

وَقَدْ خُصَّ مِنْهُ مَنْ لَا جُمُعَةَ عَلَيْهِ ذَكَرَهُ الْمُصَنِّفُ وَالْحَاصِلُ أَنَّ الدَّلِيلَ خَصَّ مِنْ وُجُوبِ السَّعْيِ جَمَاعَةً 

Источник: annisa-todey.ru