Вопрос: Можно ли разговаривать во время пятничной хутбы?
Ответ:
После того, как хатиб поднялся на минбар, следует прекратить разговоры, храня молчание, а так же не следует совершать в это время нафиль-намазы. Даже при произнесении хатибом имени посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), джамаату лучше хранить молчание, не произнося салават. В соответствии с одним из риваятов, переданных от имама Абу Юсуфа (рахимахуллах), в этой ситуации можно произнести салават про себя.
По мнению Ханафитского мазхаба, любые разговоры после того, как имам поднялся на минбар, являются макрухом. В соответствии с некоторыми риваятами, запрет на разговоры вступает в силу в тот момент, когда имам, встав со своего места, направляется к минбару. Однако, в соответствии с общепринятым мнением до начала хутбы, разрешено произнесение тасбихов и зикров.
Это мнение Абу Ханифы опирается на риваят, переданный от Ибн Аббаса и Ибн Масуда (радыйаллаху анхума) в котором говорится: «Нет разговорам, после того, как имам вышел». Некоторые имамы говорили, что выражение «имам вышел» подразумевает момент, когда он вышел из своей комнаты.
Однако самым верным мнением является мнение Зайлаи, который сказал, что в данном случае имеется в виду выход имама на минбар. Мнение Абу Ханифы подкрепляет и хадис, в котором говорится о том, что когда имам поднимается на минбар, ангелы сворачивают свои свитки, в которые они записывали имена пришедших на пятничный намаз.
По мнению Абу Юсуфа и имама Мухаммада, макрухом является разговор только во время непосредственно самой хутбы. Так как причиной запрета на разговоры, является именно слушание хутбы. Доказательством этого, является следующий хадис:
«Выход имама для чтения хутбы, прерывает все разговоры и намазы».
Однако Ибнуль-Хуммам и Айни, говорили, что это высказывание не является хадисом, и принадлежит Зухри.
Однако, что касается слов, которые указывают на наличие какой-либо опасности, как, например, на наличие змей или скорпионов, или на наличие препятствия перед незрячим человеком, то их произнесение является разрешенным.
1. Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если в пятницу, когда имам будет читать хутбу, ты скажешь своему товарищу «Молчи и слушай [внимательно]» то скажешь лишнее» [1]. Сахих «Муслим», 424. Глава 216. «Необходимо слушать хутбу молча».
_________
[1] То есть человек сам отвлекается от слушания, вследствие чего его награда за участие в пятничной молитве также будет неполной.
2. Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: “О Убай, когда был ниспослан этот аят?”. Однако он не ответил мне. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне. Когда же посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) закончил хутбу, Убай сказал мне: “Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!”. Затем я подошел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай прав! Если ты услышишь, что имам твой говорит, то молчи, пока он не закончит!». Ахмад, 5/274; Ибн Маджах, 1111; ат-Таялиси, 2365.
Имам Малик сказал относительно того, кто чихает в то время, когда имам даёт хутбу:
«Он должен сказать «АльхамдулиЛлях» тихо про себя. Никто не должен говорить «Йархамук Аллах» чихнувшему в то время, когда имам произносит хутбу».
См. «Аль-Мудаууана» 1/230.
Имам Ибн Раджаб Ханбали, рахимахуллАху Таала, в книге «Фатхуль баари» говорит, что среди уляма нет хиляфа относительно законности совершения дополнительного намаза после первого азана перед джумуа намазом.Нет никого кто бы сказал,что данный намаз является макрухом.Разногласие касается лишь статуса его-является ли он мустахаббом или относится к сунне муаккадат.Помню как поэтому поводу «пилили» голову безмазхабники, относящие себя к современной саляфии, заявляя что данный намаз является новшеством.Совершение 4-х ракатов дополнительного намаза перед фардом-джумуа является мустахаббом в ханбалитском мазхабе.Говорит ханбалитский факых Мансур ал-Бахути:
» Передает Саид от ибн Масуда, что он совершал четыре раката до намаза джумуа и четыре раката после него.Сказал Абдуллах (сын имама Ахмада):» Видел я как мой отец совершал в мечети после азана муаззина четыре раката намаза.»»