Вопрос:
Может ли муж обещать жене поездку в хадж в качестве махра или обещать научить ее чему-то (чтению Корана, например), или что он будет совершать какие-то виды ибадата (поклонения)?
Ответ:
Махр (согласно ханафитскому мазхабу) должен быть выражен в чем-то, имеющем материальную стоимость – это могут быть деньги, ювелирные украшения, земля, какие-то товары и другие подобные вещи, чья стоимость не ниже стоимости 10 дирхамов серебра (минимального размера махра) (1).
Поэтому махр в качестве поездки в хадж не будет действительным, поскольку его размер не представляет собой нечто фиксированное и определенное (стоимость поездки в хадж может меняться и колебаться) (2). Также, по этой причине махром не может быть обещание научить жену чему-то, или обещание совершать какие-то виды ибадата (и тому подобное) (3).
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед
____________________
[1] وأما بيان ما يصح تسميته مهرا وما لا يصح وبيان حكم صحة التسمية وفسادها فنقول: لصحة التسمية شرائط منها. أن يكون المسمى مالا متقوما وهذا عندنا…..
وعلى هذا الأصل مسائل: إذا تزوج على تعليم القرآن أو على تعليم الحلال والحرام من الأحكام أو على الحج والعمرة ونحوها من الطاعات لا تصح التسمية عندنا؛ لأن المسمى ليس بمال فلا يصير شيء من ذلك مهرا
[بدائع الصنائع ج٣ ص٤٩١ . دار الكتب العلمية]
(2) وإذا تزوج على تعليم الحلال والحرام من الأحكام أو على الحج والعمرة ونحوهما من الطاعات؛ لا تصح التسمية عندن (aль-Фатава аль-Хиндийя, т. 1, с. 303)
[بدائع الصنائع ج٣ ص٤٨٧ . دار الكتب العلمية]
[3] وعلى هذا الأصل مسائل: إذا تزوج على تعليم القرآن أو على تعليم الحلال والحرام من الأحكام أو على الحج والعمرة ونحوها من الطاعات لا تصح التسمية عندنا؛ لأن المسمى ليس بمال فلا يصير شيء من ذلك مهرا
[المرجع السابق]
Странный ответ разве цена остальных указанных вещей как земля и товары не меняется как у того же Хаджа?
Ассаляму алейкум. Дело в том, что само обещание поехать вместе на хадж не имеет какой либо стоимости, в том плане что это нельзя продать. А конкретную, определенную вещь из категории вышеназванных можно продать и оценить, это является имуществом, чем и должен быть махр.