Согласно шафиитскому мазхабу, условием действительности поста в месяц Рамадан считается совершение намерения на каждый день между вечерним (магриб) намазом и утренним (фаджр). И если человек сделает намерение перед первым постом на весь месяц, то, согласно мазхабу имама аш-Шафии, да будет Аллах им доволен, оно не будет действительным, но в шафиитских книгах говорится, что желательно все равно делать такое намерение, намереваясь следовать мазхабу имама Малика, да будет Аллах им доволен.

Автор «Фатх аль-Муин» пишет1: «Если человек сделает намерение в первую ночь Рамадана на весь месяц, то этого не будет достаточно, кроме как для первого дня. Наш шейх сказал: «Но ему следует так сделать, чтобы ему засчитался день, на который он забыл совершить намерение, согласно мнению Малика, так же, как желательно совершить намерение в начале дня, на который он забыл совершить намерение, чтобы этот день засчитался, по мнению Абу Ханифы. И очевидно, что это будет засчитано, если было сделано намерение на таклид [автор «И`анат» говорит: «…т. е. он последует за имамом Маликом в совершении намерения на весь месяц в первую ночь и за имамом Абу Ханифой в совершении намерения утром, если забыл сделать намерение ночью] [за этими имамами], а иначе он совершит поклонение, которое не будет считаться действительным в его убеждении».

Таким образом, сами шейхи шафиитского мазхаба дозволяли следовать мнению других мазхабов в вопросах, где есть вероятность ошибиться или забыть. Но мы должны понимать, что условие следования за другим мазхабом — знание мнения этого мазхаба в этом вопросе. Поэтому, для того чтобы защитить себя от неосознанной ошибки, следует знать детально мнения этих мазхабов.


Маликитский мазхаб

 

Шейх Салих Абду-с-Сами` аль-Азхари пишет в толковании на «Аль-Муккадима аль-Иззия лиль-джамаат аль-Азхарийя»2: «Достаточно одного намерения для поста, в котором обязательна непрерывность, например, [пост в] Рамадан. А если обязательность непрерывности будет устранена болезнью, путешествием, менструацией (хайд), послеродовым очищением (нифас), сумасшествием или припадком, то обязательно возобновить намерение на пост, который необходимо держать после устранения этих преград. И не будет достаточно первого намерения, потому что оно считается нарушенным из-за упомянутых преград. И если больной или путник будут в таком положении весь месяц, то им будет обязательно совершать намерение ночью на каждый день, потому что непрерывно поститься в Рамадан для них не обязательно, потому что им разрешается поститься не каждый день».
Отсюда мы понимаем, что намерение в первую ночь Рамадана в мазхабе имама Малика, да будет доволен им Аллах, принимается у того, для кого обязательно держать пост непрерывно. А если эта непрерывность была нарушена тем, из-за чего невозможно продолжать пост, например, нифасом или хайдом у женщин, либо тем, из-за чего дозволено не поститься, например, болезнью или путешествием, то первого намерения уже будет недостаточно. И если человек будет поститься после устранения этих преград, то ему надо сделать второе намерение на оставшиеся дни; а если он хочет поститься в путешествии или болезни, то ему требуется совершать намерение ночью на каждый следующий день.

Ханафитский мазхаб

 

Автор «Аль-Мухтар» говорит: «Пост в месяц Рамадан и за определенный обет будет действителен с совершением общего намерения или намерения на нафль с ночи и до первой половины дня»3.
Отсюда мы понимаем, что в ханафитском мазхабе намерение на обязательный пост в Рамадан можно делать, начиная с вечернего (магриб) намаза и до первой половины дня, но важно понимать, что «первая половина дня» имеет свое определение в ханафитском мазхабе. Автор «Аль-Ихтияр» пишет4: «Половина для определяется со второго (истинного) восхода, и поэтому [она продолжается] до времени «ад-дахват аль-кубра»5. И, следовательно, намерение необходимо сделать до этого времени, чтобы большая часть дня прошла с намерением на пост. Тогда будет считаться, что весь день прошел с намерением на пост. А делать намерение после этого времени нельзя, потому что большая часть дня останется постом без намерения».
Отсюда мы понимаем, что если человек забыл совершить намерение с ночи, то он может, следуя ханафитскому мазхабу, совершить его за час до обеденного (зухр) намаза. Если же он сделает его позже, то такое намерение уже не будет действительно.

 

  1. 1. И`анат ат-талибин, 2:429-430.
  2. 2. С. 115.
  3. 3. Аль-Ихтияр, 1:181.
  4. 4. Аль-Ихтияр, 1:183.
  5. 5. Это примерно за час до начала намаза зухр.

 

 

Источник