Хадис-мурсаль как сахих у Ханафитов
Отвечая на вопрос о позиции Ханафитов касательно хадисов-мурсаль Муфтий Таки Усмани сказал следующее:
Стоит отметить, что позиция Ханафитских ученых по хадисам-мурсаль , как правило, не понимается. Оценка ханафитов хадиса-мурсаль как далила отличается от позиции мухаддисов. Фактически ученые-ханафиты определяют хадис-мурсаль как далил (т.е. достоверный), если для него справедливы три следующих условия:
1. Передатчик хадиса, от которого исходит хадис-мурсаль, представляет первые три поколения мусульман (салафу-салих), чьи достоинства достоверно установлены. ( Стоит отметить, что согласно ханафитам салафу-салих – это именно три поколения: сахабы, табиины и таби-табиины, а не три века, как часто понимают).
2. Передатчик хадиса сам является достойным доверия ученым (сика) с необходимым знанием надежности и слабости передатчиков.
3. Передатчик передает слова или поступки Пророка ﷺ с уверенностью (джазам), например «Посланник Аллаха ﷺ сказал так-то и так-то»
Если же он передает в неуверенной форме ( с использованием «ан-ана»), тогда этот хадис не будет считаться далилом из-за не соответствия данному (№3) условию. Поэтому Имам Ибн Хумам в своей работе «Тахрир» дает такое определение хадису-мурсаль: — «Мурсаль – это такой вид передачи, когда достойный доверия ученый говорит-«Посланник Аллаха ﷺ сказал … », не упоминая цепочку передатчиков».
Такое определение (данные три пункта) хадиса-мурсаль отличается от определения мухаддисов и это ведет к непониманию позиции Ханафитов. Часто преподносят так, что Ханафиты принимают все хадисы-мурсаль (беря определение мурсаля мухаддисами), хотя в действительности, то не так. Шейх Шабир Ахмад Усмани детально разъяснил этот вопрос в введении «Фатх аль-Мульхим» (Комментарии к «Сахих» Имама Муслима). Обратитесь к нему и иншаАллах позиция Ханафитов вам будет ясна.
Хадис-мурсаль, соответствующий данным трем условиям временами более достоверен, чем хадис с непрерывный иснадом, или, как минимум, равный ему. Поэтому, если возникает ситуация, что хадис с непрерывным иснадом противоречит такому хадису-мурсаль, то этот вопрос будет рассматриваться как случай противоречия двух хадисов в непрерывными иснадами. Если же хадис-мурсаль не соответствует какому-либо пункту из трех, то он, в соответствии с позицией Ханафитов, не принимается как далиль, поэтому отдается предпочтение достоверному хадису в непрерывной цепочкой. Таким образом я понял позицию Ханафитов.
«Фатава Усмани» Фетва №49/35 А, т.1 стр. 223-224, 2010г. Изд-во «Quranic Studies Publishers» Карачи.
Об использовании в качестве довода слабых хадисов из категории «Мурсаль»
Слабый хадис из категории «Мурсаль» принимает в качестве довода большинство правоведов исламской общины.
Сказал имам ан-Навави аш-Шафии:
«وَذَهَبَ مَالِكٌ وَأَبُو حَنِيفَةَ وَأَحْمَدُ وَأَكْثَرُ الْفُقَهَاءِ إِلَى جَوَازِ الِاحْتِجَاجِ بِالْمُرْسَلِ».
«И склонились Малик, Абу Ханифа, Ахмад и большинство правоведов к разрешенности использования хадиса «мурсаль» в качестве доказательства».
Источник: [Шарх Сахих Муслим, 1/132]
Сказал имам Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали:
«وحكي الاحتجاج بالمرسل عن أهل الكوفة، وعن أهل العراق جملة، وحكاه الحاكم عن إبراهيم النخعي، وحماد بن أبي سليمان، وأبي حنيفة، وصاحبيه. وقال أبو داود السجستاني في رسالته إلى أهل مكة: وأما المراسيل فقد كان يحتج بها العلماء فيما مضى مثل سفيان الثوري، ومالك بن أنس والأوزاعي، حتى جاء الشافعي فتكلم فيه، وتابعه على ذلك أحمد بن حنبل وغيره. قال أبو داود: فإذا لم يكن مسند ضد المراسيل، ولم يوجد (مسند) ، فالمراسيل يحتج بها، وليس هو مثل المتصل في القوة، انتهى».
«Использование хадиса «мурсаль» в качестве довода передано от жителей Куфы и от жителей Ирака в общем. И передал это аль-Хаким от Ибрахима ан-Нахаи, Хаммада ибн Аби Сулеймана, Абу Ханифы и двух его товарищей (Абу Юсуфа и Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани).
И сказал Абу Дауд ас-Сиджистани в послании мекканцам: «А что касается хадисов «мурсаль», то ученые раньше использовали их в качестве доказательства. Для примера, так поступал Суфьян ас-Саури, Малик ибн Анас, аль-Аузаи. Пока не пришел аш-Шафии и не высказался критически о нем (о хадисе «мурсаль»), и последовал за ним в этом Ахмад ибн Ханбаль и другие».
Также сказал Абу Дауд: «Если нет хадиса с непрерывной цепочкой, который бы противоречил «мурсалю», и нет хадиса с непрерывной цепочкой вообще, то хадисы «мурсаль» используются в качестве довода, но они не подобны в силе хадисам с непрерывной цепочкой». Конец его слов».
Источник: [Шарх иляль ат-Тирмизи, 1/543]