Имаман-Навави пишет в «Аль-Маджму’»:
قال المصنف — رحمه الله تعالى — : ( وإن لبس جوربا جاز المسح عليه بشرطين : ( أحدهما ) أن يكون صفيقا لا يشف . ( والثاني ) أن يكون منعلا ، فإن اختل أحد الشرطين لم يجز المسح عليه ) .
Сказал автор – аш-Ширази, да будет доволен им Аллах — :
«Если наденет носки, то разрешается делать масху (протирать их) с двумя условиями: первое, чтоб они были сафикъан (толстыми) не тонкими (которые не просвечиваются), и второе, чтоб они были мунаггалян (с кожаной подошвой), и если не будет одного условия, то масх не разрешается (нельзя их протирать).
( الشرح ) هذه المسألة مشهورة وفيها كلام مضطرب للأصحاب ونص الشافعي رضي الله عنه عليها في الأم كما قاله المصنف ، وهو أنه يجوزالمسح على الجورب بشرط أن يكون صفيقا منعلا ، وهكذا قطع به جماعة منهم الشيخ أبو حامد والمحاملي وابن الصباغ والمتولي وغيرهم ، ونقلالمزني أنه لا يمسح على الجوربين إلا أن يكونا مجلدي القدمين ، وقال القاضي أبو الطيب لا يجوز المسح على الجورب إلا أن يكون ساترا لمحل الفرض ، ويمكن متابعة المشي عليه . قال : وما نقله المزني من قوله إلا أن يكونا مجلدي القدمين ليس بشرط وإنما ذكره الشافعي رضي الله عنه لأن الغالب أن الجورب لا يمكن متابعة المشي عليه إلا إذا كان مجلد القدمين ، هذا كلام القاضي أبي الطيب وذكر جماعات من المحققين مثله ، ونقل صاحبا الحاوي والبحر وغيرهما وجها أنه لا يجوز المسح وإن كان صفيقا يمكن متابعة المشي عليه حتى يكون مجلد القدمين ، والصحيح بل الصواب ما ذكره القاضي أبو الطيب والقفال وجماعات من المحققين أنه إن أمكن متابعة المشي عليه جاز كيف كان وإلا فلا ، وهكذا نقله الفوراني في الإبانة عن الأصحاب أجمعين فقال : قال أصحابنا : إن أمكن متابعة المشي على الجوربين جاز المسح وإلا فلا ، والجورب بفتح الجيم . والله أعلم
Шарх (толкование имама ан-Навави):
этот вопрос известен, и в нём есть непонятная (путаная) речь у асхабов. Имам аш-Шафии явно сказал в этом вопросе в книге «аль-Умм» как это сказал автор (аш-Ширази) и это то, что разрешается масху насков с условием чтоб они были толстые и с кожаной подошвой. Также это так сказала группа (ученых), из них: Шейх Абу Хамид (аль-Газали), Мухамили, Ибн Саббаг, аль-Мутавали и другие. А аль-Музани передал, что не протирают носки если они не будут кожаными. Сказал Кади Абу Тайиб: «Нельзя протирать носки если они не будут прикрывающими обязательное место (с ноги, то есть до щиколотки) и не будет возможно ходить (передвигаться на них без какой-либо обуви)». Он сказал: «А то, что передал аль-Музани, что «если они не будут кожаными», то это не условие, и это упомянул имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, потому что в большинстве не возможно передвигаться на носках, если они не будут кожаными», это была речь Кади Абу Тайиба, и группы из мухаккиков (исследователей) упомянули на это (на его слова) похожее (мнение).
Авторы книг «аль-Хави и «аль-Бахр» и других книг передали, что не разрешается масху носков хотя они будут толстыми и на которых можно передвигаться если они не будут кожаными. И достоверное наоборот правильное мнение это то, что передал Кади Абу Тайиб, аль-Кафаль и группа из числа мухаккыков, что если в (таких) носках можно ходить (то есть они пригодны для путешествий, по земле, без обуви, как пригодны для этого хуффы — кожаные носки) то разрешено их протирать, как бы это не было, а если не пригодны, то нельзя, также это передал аль-Фаврани в книге «аль-Ибана» от всех сподвижников, и он сказал: «Сказали наши Асхабы: если возможно ходить в носках, то можно делать масху, а если нет, то нельзя.», и слово «Джаураб» читается с фатхой на букве «джим», Аллах знает лучше!».
( فرع ) في مذاهب العلماء في الجورب قد ذكرنا أن الصحيح من مذهبنا أن الجورب إن كان صفيقا يمكن متابعة المشي عليه جاز المسح عليه وإلا فلا . وحكى ابن المنذر إباحة المسح على الجورب عن تسعة من الصحابة علي وابن مسعود وابن عمر وأنس وعمار بن ياسروبلال والبراء وأبي أمامة وسهل بن سعد ، وعن سعيد بن المسيب وعطاء والحسن وسعيد بن جبير والنخعي والأعمش والثوري والحسن بن صالحوابن المبارك وزفر وأحمد وإسحاق وأبي ثور وأبي يوسف ومحمد قال : وكره ذلك مجاهد وعمرو بن دينار والحسن بن مسلم ومالك والأوزاعي ، وحكى أصحابنا عن عمر وعلي رضي الله عنهما جواز المسح على الجورب وإن كان رقيقا وحكوه عن أبي يوسف ومحمد وإسحاق وداود وعن أبي حنيفة المنع مطلقا وعنه أنه رجع إلى الإباحة ، واحتج من منعه مطلقا بأنه لا يسمى خفا فلم يجز المسح عليه كالنعل . واحتج أصحابنا بأنه ملبوس يمكن متابعة المشي عليه ساترا لمحل الفرض فأشبه الخف ، ولا بأس بكونه من جلد أو غيره بخلاف النعل فإنه لا يستر محل الفرض ،
Мы упомянули, что достоверное из нашего мазхаба, что носки если будут толстыми в которых можно ходить (передвигаться без обуви), то можно их протереть (делать масх), а если нет то нельзя.
Ибн аль-Мунзир рассказал о дозволенности протирания носков от девяти сподвижников: Али, Ибн Аббас, Ибн Масъуд, Ибн Умар, Анас, Аммар бин Ясир, Билял, Барраъ, Абу Умамат, Сахл бин Саъд. Также это передается от: Саид ибн Мусайиб, Аттаъ, Хасан, Саид ибн Джубейр, ан-Нахаи, аль-Аъмаш, ас-Саври, Хасан бин Салих, Ибн аль-Мубарак, Зафр, Ахмад, Исхак, Абу Савр, Абу Юсуф, Мухаммад. Он сказал: «И нежелательным это посчитали: Муджахид, Амр бин Динар, Хасан бин Муслим, Малик, аль-Авзаи. Наши асхабы рассказали от Умара и Али, да будет доволен ими Аллах, дозволенность протирания носков, хотя они будут тонкими»[1]. Также они это передали от Абу Юсуфа, Мухаммада, Исхака, Давуда. А от Абу Ханифы (передали) недозволенность категорически, также от него передается, что он возвратился (с мнения запретности) к дозволенности.
Тот, кто запрещает это категорически привел в довод, что их не называют «кожаными носками» и не разрешается протирать их как и обувь. А наши асхабы привели, что их одевают, возможно на них ходить, что они прикрывают обязательное место и этим они похожи на кожаные носки. Нет разницы, будь эти носки из кожи или из чего то другого в отличии обуви, так как они не прикрывают обязательное место (до щиколотки).
واحتج من أباحه وإن كان رقيقا بحديث المغيرة رضي الله عنه : { أن النبي صلى الله عليه وسلم مسح على جوربيه ونعليه } وعن أبي موسى مثله مرفوعا . واحتج أصحابنا بأنه لا يمكن متابعة المشي عليه فلم يجز كالخرقة . والجواب عن حديث المغيرة من أوجه :
أحدها ) أنه ضعيف ضعفه الحفاظ ، وقد ضعفه البيهقي ونقل تضعيفه عن سفيان الثوري وعبد الرحمن بن مهدي وأحمد بن حنبل وعلي بن المديني ويحيى بن معين ومسلم بن الحجاج وهؤلاء هم أعلام أئمة الحديث ، وإن كان الترمذي قال : حديث حسن فهؤلاء مقدمون عليه بل كل واحد من هؤلاء لو انفرد قدم على الترمذي باتفاق أهل المعرفة .
الثاني ) لو صح لحمل على الذي يمكن متابعة المشي عليه جمعا بين الأدلة وليس في اللفظ عموم يتعلق به .
الثالث ) حكاه البيهقي رحمه الله عن الأستاذ أبي الوليد النيسابوري أنه حمله على أنه مسح على جوربين منعلين لا أنه جورب منفرد ونعل منفردة ، فكأنه قال : مسح جوربيه المنعلين ، وروى البيهقي عن أنس بن مالك رضي الله عنه ما يدل على ذلك . والجواب عن حديث أبي موسىمن الأوجه الثلاثة فإن في بعض رواته ضعفا ، وفيه أيضا إرسال ، قال أبو داود في سننه : هذا الحديث ليس بالمتصل ولا بالقوي والله أعلم .
А тот, кто дозволил это хотя они будут тонкими привел хадис аль-Мугири, да будет доволен им Аллах: «что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протирал носки и обувь», также и от Абу Мусы передается такое же. А наши асхабы привели в довод, что на них не возможно ходить (передвигаться) как (не возможно и на порванных носках).
Что же касается хадиса аль-Мугиры, то он не может служить доводом по следующим причинам:
1. Этот хадис является слабым. Его назвали слабым выдающиеся знатоки хадисов, включая аль-Бейхаки. Также передается, что данный хадис считали слабым такие известные имамы-хадисоведы, как Суфьян ас-Саури, Абд-ур-Рахман бин Махди, Ахмад бин Ханбал, Али бин аль-Мадини, Яхья бин Маин, Муслим бин аль-Хаджжадж. И хотя ат-Тирмизи сказал: «Это хороший достоверный хадис», его оценка менее значима по сравнению с оценкой вышеперечисленных имамов. Даже если бы мнение о слабости данного хадиса выразил один из этих имамов, то оно, как единодушно считают учёные, всё равно было бы предпочтительнее мнения ат-Тирмизи.
2. Если даже допустить, что хадис аль-Мугиры является достоверным, то под «носками» в нём следует понимать, лишь такие изделия, в которых возможна продолжительная ходьба. Только таким образом можно было бы совместить имеющиеся доводы. При этом в самом тексте хадиса нет указания веобщего характера, которое распространялось бы на все виды носков.
3. Аль-Бейхаки, да будет милостив к нему Аллах, передал, что Абу аль-Валид ан-Найсабури, давая толкование этому хадису, предположил, что речь в нём идет об обтирании носков с кожаной подошвой, как у сандалий, а не отдельно носков и сандалий, как будто бы передатчик хадиса сказал: «Он обтёр носки с кожаной подошвой (как у сандалий)»».
Аль-Байхаки привел от Малика бин Анас, да будет доволен им Аллах то, что указывает на это. И ответ хадису Абу Мусы этими же тремя ответами, так как в некоторых его передатчиках есть слабость, и в нем также «ирсал» (не дохождение цепочки передачи до Пророка). Сказал Абу Давуд в «Сунан»: Этот хадис не является «муттасил» (доходящим до пророка) и также (этот хадис не является) сильным, Аллах знает лучше!!!»
[Ан-Навави, «Аль-Маджму’», 1/282]
[1] Надо отметить, что сам Шейхуль Ислам ан-Навави считал, что мусульманин не имеет право следовать за сподвижников, в частности он говорит:
فنقول : أولا ليس له أن يتبع في ذلك مجرد التشهي ، والميل إلى ما وجد عليه آباءه ، وليس له التمذهب بمذهب أحد من أئمة الصحابة رضي الله عنهم وغيرهم من الأولين ، وإن كانوا أعلم وأعلى درجة ممن بعدهم ; لأنهم لم يتفرغوا لتدوين العلم وضبط أصوله وفروعه ، فليس لأحد منهم مذهب مهذب محرر مقرر ، وإنما قام بذلك من جاء بعدهم من الأئمة الناحلين لمذاهب الصحابة والتابعين ، القائمين بتمهيد أحكام الوقائع قبل وقوعها ، الناهضين بإيضاح أصولها وفروعها ، كمالك وأبي حنيفة وغيرهما
«Мы скажем, во-первых человек, не имеет права следовать за своими страстями, и склоняться к тому, на чем он нашел своих отцов, (также) он не имеет права следовать мазхабу кого-либо из сподвижников и других из предшественников, хотя они были более знающими и выше степенью тех, кто пришел позже них. Потому что эти люди не занимались классификацией фикха, установлением его правил и основ, ни у кого из них нет своей установившейся правовой школы. А этим занялись те имамы, которые пришли после них, которые пошли путем сподвижников и табиинов, которые стали решать проблемы до того, как те происходили, которые возродили религию разъясняя её основы и второстепенные части, как Малик, Абу Ханифа и другие помимо них».
[Ан-Навави,«Аль-Муджму шарх аль-Мухаззаб»]
И тем более, когда на протирание простых носков есть явный запрет от имамов, нам нельзя следовать этому мнению.