Вопрос:
Хотелось бы узнать, в каком возрасте ребёнку следует начать изучать Коран. Когда родители должны начать обучать ребёнка чтению Корана? И в каком возрасте лучше начинать заучивать Коран наизусть? Я слышал, что до 7 лет ребёнок должен только играть и обучать его не следует, а с 7 лет родители должны научить его молиться и так далее. Это верно?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Родители несут ответственность за религиозное и светское образование своего ребёнка. Детей необходимо обучать книге Аллаха – как правилам её чтения, так и воплощению в жизнь установлений, которые содержатся в ней. Также следует обучать ребёнка правилам поведения, основам Ислама, куда входит акыда, положение о Единстве Аллаха и Его атрибутов, сира благословенного Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, базовые знания о том, что дозволено и что запретно, фикх молитвы, поста и т. д.
С точки зрения Ислама, нет какого-то определённого возраста, до или после наступления которого родителям дозволено (или, наоборот, не дозволено) обучать ребёнка Корану или любому другому аспекту исламского знания. У детей могут быть разные умственные способности и уровень интеллектуального развития. Некоторые дети взрослеют раньше своих сверстников. Иногда можно увидеть, что дети по возрасту одинаковы, однако разница в интеллектуальном развитии между ними большая.
Следовательно, решение в каждом конкретном случае должны принимать родители. Если они замечают наличие таланта и прекрасной памяти у своего ребёнка, будет мудро с их стороны начать обучать его Корану, даже в довольно раннем возрасте. Особенно это важно потому, что заучивать наизусть очень эффективно именно в детстве. В истории Ислама бывали случаи, когда ребёнок рождался со знанием многих сур Корана, потому что его мать регулярно читала Коран, когда была беременна.
Тем не менее, если занятия отрицательно влияют на ребёнка, родителям следует начать заниматься с ним, когда он немного повзрослеет. Некоторые дети, у которых нет успехов в заучивании наизусть, хорошо усваивают другие аспекты знаний, например, приобретают хорошие привычки, легко справляются с работой по дому и т. д. Таких детей лучше сначала обучить правилам поведения в обществе, вместо того чтобы преподавать им более важные аспекты знания.
Тем не менее, в целом, по опыту известно, что запоминание наиболее эффективно именно в раннем возрасте. Есть множество примеров, когда дети 7-ми лет заучивали наизусть Коран и это не принесло абсолютно никакого вреда. Я сам (говорю не ради хвастовства, пусть Аллах убережёт меня от этого, а чтобы привести личный пример) начал заучивать Коран в возрасте семи лет. По милости Всевышнего Аллаха я завершил заучивание в 9 лет и ни секунду не жалею о том, что сделал это тогда. В таком раннем возрасте человек запоминает настолько крепко, что, даже если он впоследствии небрежен в повторении заученного (как я, да простит меня Аллах), оно долго не забывается.
Пусть Аллах вдохновит детей этой уммы на получение, практику и распространение исламского знания, чтобы они стали источником наставления на правильный путь для всего человечества.
А Аллах знает лучше.
Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
Вопрос:
Что говорит ханафитский мазхаб относительно прикосновения детей к Корану? Можно ли давать детям Коран, если хочешь научить их уважительно относиться к нему?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Все суннитские учёные едины в том, что взрослому человеку разрешено брать в руки Коран только в состоянии ритуальной чистоты. Что касается детей, то имам аль-Хаскафи в «Дурр аль-Мухтар» говорит следующее:
Прикосновение ребёнка к Корану не порицается, нет вреда в том, чтобы дать ему Коран, если в этом есть необходимость, потому что заучивание Корана в юном возрасте подобно резьбе по камню.
Имам Ибн Абидин в своём комментарии к словам имама аль-Хаскафи по поводу необходимости говорит, что повеление каждый раз совершать омовение будет тяжестью для ребёнка (и учителей), а если отложить обучение ребёнка до того, как он станет взрослым, будет упущена возможность воспользоваться уникальной способностью детей к заучиванию наизусть. Это говорит о том, как пишет Тахтави, что нельзя давать ребёнку Коран или просить его принести Коран, если ты не обучаешь ребёнка (Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар аля аль-Дурр аль-Мухтар, 1.117).
По мере взросления следует побуждать детей к тому, чтобы они совершали омовение, прежде чем прикасаться к Корану. По своему личному опыту могу сказать, что у моих племянника и племянницы выработалось уважительное отношение к Корану из-за того, что они не могут прикасаться к нему без ритуального омовения. Такое уважение, которого не добиться просто словами о том, что Коран – это особая книга. Они стали выделять Коран среди других книг и воодушевлённо, совершив омовение, говорили: «Теперь мы можем дотронуться до Корана!»
И, конечно, необходимо следить, чтобы маленькие дети не проявляли небрежность в отношении Корана, когда читают или несут его.
А Аллах знает лучше.